Типичные защиты подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

Типичные защиты подростка 26.05.10.doc

— 406.50 Кб (Скачать)


Факультет психологии.

 

 

 

 

 

Курсовая работа  по общей психологии.

«Типичные защиты подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010 г.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста

1.1.           Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7

1.2.           Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16

1.3.           Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18

Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка

2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32

2.2. Программа исследования………………………………………………….33

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39

Заключение………………………………………………………………………48

Список литературы…………………………………………………………….54

Приложение 1……………………………………………………………………56

Приложение 2…………………………………………………………………….59

 

 

 


Введение

Обострение социально-экономических проблем, что прежде всего, повлияло на наиболее уязвимые слои и группы населения, в первую очередь на детей. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Информационный бум охватил все слои общества, включая и подростков. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране.

В современной жизни часто возникают проблемы психологического характера, связанные с конфликтами в семье.

Неуспеваемость в школе, конфликты со сверстниками,  и многие другие факторы способствуют вынужденной защите подростка.

Упал уровень физического, психического и психологического здоровья детей. Существенно снижается их интеллектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.

     Данные проблемы наиболее остро проявляются в подростковом возрасте, в котором происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания, уточнение построения Я-концепции. Содержание последней является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Она также способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважения являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.
     Подросток, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение. Данные проблемы не могут не сказаться на здоровье подростка. В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.

Р. Плутчик разработал 8 шкал основных защитных механизмов, выступающих как регуляторы 8 основных эмоций, это: замещение, проекция, компенсация, регрессия, подавление, отрицание, реактивные образования, интеллектуализация.

   Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Мы выбрали тему «Типичные защиты подростка», так как считаем данный вопрос актуальным для рассмотрения и анализа.

Актуальность данной  проблематики  обусловлена  постоянным   интересом психологов и педагогов (Выготский Л.С.,  Леонтьв  А.А.,  Макареноко  А.С.  и другие)  к  изучению  причин  типичных защит подростка,  к  поиску выхода из критических ситуаций и эффективных  способов  их преодоления.

Объектом курсовой работы является подросток и типичные способы защиты подростка.

Предмет исследования - содержание и особенности защитных механизмов подростка.

Гипотеза исследования- 1. В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой, у каждого подростка индивидуальный механизм психологической защиты.

2. Существуют гендерные различия механизмов психологической защиты.

Исходя из предмета, объекта и общей цели исследования, была определена система исследовательских задач:

первое - изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;

второе – проведение теоретического анализа современного состояния и основных направлений изучения защиты подростка;

третье – провести эмпирическое исследование защиты подростка.

Были проведены исследования – при помощи опросника Плутчика–Келлермана–Конте «Индекс жизненного стиля»; «Диагностика типологий психологической защиты» автора Р. Плутчика.

Базой исследования является учащиеся 8 класса 125 школы города Москвы, в возрасте 14-15 лет. В количестве 10 человек.

Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список, включающий 30 источников- наименований научной и методической литературы по проблеме исследования.

Вопрос изучения защиты подростка- одна из наиболее интересных и необходимых областей знания. Только в нашей стране библиография работ по данной теме насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие специалисты этой отрасли – Плутчик, Эльконин Д.Б., Макшанов С.Н., Хрящева Н.Ю. и другие известные исследователи.

В первой главе работы речь пойдет о причинах, сущности, особенностях защиты подростка. Во второй главе описано эмпирическое исследование подростков. Третья глава содержит предложения по проблеме исследования. Заключение содержит выводы по проделанной работе.


Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста

1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

 

При различных подходах к определению личности и особенностей ее развития, разрабатываемых в современной психологической науке (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и другие), наиболее эвристическая формулировка была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью, развиваясь как личность.

И хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, которые составляют предпосылки формирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида [2; 385], в контексте задач воспитания возможно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования и насыщения именно того системного качества индивида, в. котором выражен уровень его социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека.

Это тем более важно, что как показывают полученные в процессе опытно-экспериментальной работы данные ([6]—[8], социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, главное, на всех межвозрастных переходах (т.е. переломных моментах процесса психического развития) исходным является новый уровень социальной зрелости растущего человека, который и определяет возможности перехода на каждую следующую ступень онтогенеза. Разумеется, данный процесс исключительно вариативен, обусловливаясь как индивидуальными особенностями детей, так и характером развития общества, системой воспитательных воздействий. Однако обнаружение факта, что личностное становление на каждом возрастном этапе начинается и определяется уровнем социального развития, выступает как важная закономерность, не соответствующая положению Ж. Пиаже, утверждавшему, что развитие интеллектуальной зрелости является стартом для социальной зрелости.

Раскрытие закономерностей поуровневого изменения социальной зрелости, выявление главных результативных моментов этого движения, проявляющихся в характере позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу, определение сензитивных периодов и рубежей социального созревания обусловливают актуальность рассмотрения его особенностей на микростадиях каждого периода онтогенеза.

Особую значимость в этом плане приобретает изучение подросткового возраста — остропротекающего перехода от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части подростков: агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр. Между тем потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5 % подростков, хотя реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % детей 11—15 лет. Данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме остается неудовлетворенной в 38,5 % случаев, обусловливая преобладание стихийно-группового общения.

Но при этом показательно, что от 11 до 15 лет наблюдается четко выраженная тенденция развития предпочтения социально-ориентированной форме общения, создающей для подростков реальные условия их признания как социально значимых лиц [6; 105—108]. Данное положение четко связано с характерным для подростка активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознанием им своего «я» и утверждением во взрослом мире.

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.

Информация о работе Типичные защиты подростков