Теоретические основы изучения интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

ВВ данной работе будет рассмотрена методика интеллекта Рудольфа Амтхауэра «тест структуры интеллекта» (TSI). Для общества тест интеллекта это определения своих интеллектуальных способностей, которые можно узнать по их мнению тока после того как пройдешь тест на интеллект. В психодиагностической науке тест интеллекта это, прежде всего распространенный тест он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Так же можно отметить, что тест интеллекта - это стандартизированная методика, направленная на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Для меня эта работа помогла понять суть провождения теста и обработка результатов, и это помогло мне в написании курсовой работы.
Предметом обследования моей работы является выявление интеллекта у школьников и студентов из разных вузов.
Задачи:

Содержание

Введение 3
Глава 1 теоретические основы изучения интеллекта 4
1.1 теория тестов интеллекта 4
1.2 психологические особенности интеллекта 17
1.3 Методы диагностики интеллектуальных способностей 19
Вывод 21
2. организация и проведение психодиагностической методики 22
2.1 организация психодиагностического обследования 22
2.2 описание психодиагностической методики 24
2.3. описание проведения психодиагностической методики 28
Вывод 29
Глава 3 результаты диагностики и их обсуждение 30
3.1 психодиагностическое заключение интеллектуальных способностях 30
3.2 сравнительный анализ интеллекта у мальчиков и девочек школьного и студенческого возраста 35
3.3 обсуждение о взаимосвязи отдельных уровнях интеллекта в исследуемой выборки 37
Вывод 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 45
Приложение 2 75
Приложение 3 78
Приложение 4 81
Приложение 5 82
Приложение 6 83
Приложение 7 87
Приложение 8 90
Приложение 9 95

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

    В подвыборке девочек их 29 человек среди них 15 школьниц и 14 студенток, сравнив с подвыбокой мальчиков их тоже 29 человек среди них 15 школьников и 14 студентов.

      У девочек  школьного и студенческого возраста прошедших данный тест в некоторых ситуациях проявляется чувство реальности, чувство языка, точное выражение словесных значений, понимание отношений, способность комбинировать, способность к абстракции, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей, способность быстро решать формализованные проблемы, вычислительные способности, умение решать геометрические задачи, богатое пространственное представление, умение оперировать пространственными образами, высокая способность к запоминанию, хорошая сосредоточенность внимания проявляется более значительнее чем у мальчиков школьного и студенческого возраста прошедших данный тест.

    (Xср. У мальчиков: Xср. ДП (ПО) =8,1379; Xср. ДП (НБ) =97,621;                                Xср. ИС (ПО) =7,34483; Xср. ИС (НБ) =97,5862; Xср. АН (ПО) =7,34483;   Xср. АН (НБ) =97,       Xср. Об (ПО) =9;               Xср. Об (НБ) =95,5517;        Xср. АЗ (ПО) =4,72414; Xср. АЗ (НБ) =87,6552;      Xср. ЧР (ПО) =10,7241; Xср. ЧР (НБ) =104,931; Xср. ПВ (ПО) =6,89655;   Xср. ПВ (НБ) =97,9655; Xср. ПО (ПО) =6,44828; Xср. ПО (НБ) =92,9655;  Xср. Пм (ПО) =9,58621; Xср. Пм (НБ) =104,276; Xср. IQ =92,5172. 

    Xср. У девочек:  Xср. ДП (ПО) =8,8621; Xср. ДП (НБ) = 98,69;                                Xср. ИС (ПО) =8,483; Xср. ИС (НБ) =96,9Xср. АН (ПО) =7,89655;              Xср. АН (НБ) =100,069;     Xср. Об (ПО) =7,62069; Xср. Об. (НБ) =90,8966; Xср. АЗ (ПО) =4,41379;            Xср. АЗ (НБ) =86,931; Xср. ЧР (ПО) =9,68966; Xср. ЧР (НБ) =105,379;       Xср ПВ (ПО) =8,51724; .Xср. ПВ (НБ) =102,724; Xср. ПО (ПО) =6,41379; Xср. ПО (НБ) =92,7241; Xср. Пм (ПО) = 14,3103; Xср. Пм (НБ) = 102,448; Xср. IQ =93,4828). (см. Приложение 3,9).

    В общей выборке испытуемых на диаграмме показано, что минимальный возраст составляет 13 лет, а максимальный 19 лет. Так же показано, что наиболее чаще встречается 17-и летний возраст. ( Xср. =16,344, S=2,380).  (см. Приложение 3, 4,9).

    По  подвыборке по возрастам имеется диаграмма, где показано, какой возраст, встречается наиболее  чаще, чем остальные. На этой диаграмме показано, что наиболее часто встречается у мальчиков и у девочек 17-и летний возраст. Максимальный возраст в обоих подвыборках 19 лет, минимальный возраст в обоих подвыборках 13 лет. (Xср.м.=16,448, Sм.=2,229; Xср.д. =16,2414, Sд. =2,558).  (см. Приложение 3, 4,9).

    В подвыборке у мальчиков в данной ситуации, когда они проходили, тест проявляется чувство реальности. Max (по) =16,Max (нб)=120;             Min (по)= 1, Min (нб)=80; можно сказать, что у данного человека в данный момент меньше проявляется чувство реальности. Среднее значение, которое чаще встречается Мо(по)=9, Мо(нб)=95. (Xср.(по) =8,1379, S(по)=3,573, Xср. (нб)=97,621,     S (нб)=14,108 ).

    В подвыборке девочек по уровню чувства реальности Max (по)= 14, Min(по)=3, Max(нб)=130, Min(нб)=80, Mo(по)=9, Mo(нб)=95, значение наиболее часто встречаемое. (Xср.(по)=8,8621, S(по)=3,1365; Xср.(нб)=98,69,S(нб)=16,056).

    В подвыборке мальчиков  в данном случае проявляется чувство языка, способность чувствовать. Max (по)=13, Min(по)=2, Max(нб)=119, Min(нб)=72, Mo(по)=9, Mo(нб)=99, (Xср.(по)=8,103, S(по)=3,075, Xср.(нб)=95,72, S(нб)=12,06).

    В подвыборке девочек в данном случае проявляется чувство языка, способность чувствовать.  Max (по)=13, Min(по)=3, Max(нб)=115, Min(нб)=82, Mo(по)=9, Mo(нб)=99. (Xср.(по)=8,438, S(по)=2,798, Xср.(нб)=96,9, S(нб)=12,27).

    У мальчиков в данное время, когда проходили тест, проявляется способность комбинировать, Max (по)=12, Min(по)=1, Max(нб)=120, Min(нб)=75, Mo(по)=7, Mo(нб)=100. (Xср.(по)=7,34483, S(по)=3,88473, Xср.(нб)=97,5862, S(нб)=10,332).

    У девочек в данное время, когда проходили тест. Проявляется способность комбинировать, Max (по)=13, Min(по)=2, Max(нб)=115, Min(нб)=80, Mo(по)=9, Mo(нб)=101. (Xср.(по)= 7,89655, S(по)=3,52891, Xср.(нб)= 100,069, S(нб)=10,8658).

    У мальчиков в данный момент проявляется  способность к абстракции,  умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей,          Max (по)=16, Min(по)=2, Max(нб)=125, Min(нб)=80, Mo(по)=6, Mo(нб)=95. (Xср.(по)=9, S(по)=4,84031, Xср.(нб)=95,5517, S(нб)=13,295).

    У девочек в данный момент проявляется  способность к абстракции,  умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей,          Max (по)=15, Min(по)=1, Max(нб)=95, Min(нб)=80, Mo(по)=6, Mo(нб)=86. (Xср.(по)=7,62069, S(по)= 5,68465, Xср.(нб)=90,8966, S(нб)=12,0367).

    У мальчиков проявляется способность  быстро решать формализуемые проблемы, Max (по)=7, Min(по)=2, Max(нб)=99, Min(нб)=79, Mo(по)=4, Mo(нб)=83. (Xср.(по)=4,72414, S(по)=2,40381, Xср.(нб)=87,6552, S(нб)=8,44848).

    У девочек проявляется способность  быстро решать формализуемые проблемы, Max (по)=6, Min(по)=3, Max(нб)=115, Min(нб)=80, Mo(по)=4, Mo(нб)=82. (Xср.(по)=4,41379, S(по)=2,59831, Xср.(нб)=86,931, S(нб)=7,46865).

    У мальчиков проявляется в этот момент вычислительные способности, Max (по)=19, Min(по)=2, Max(нб)=145, Min(нб)=80, Mo(по)=12, Mo(нб)=114. (Xср.(по)=10,7241, S(по)=4,84692, Xср.(нб)=104,931, S(нб)=23,0759).

    У девочек проявляется в этот момент вычислительные способности,  Max (по)=20, Min(по)=1, Max(нб)=130, Min(нб)=75, Mo(по)=10, Mo(нб)=105. (Xср.(по)=9,68966, S(по)=5,20373, Xср.(нб)=105,379, S(нб)=13,8472).

    У мальчиков проявляется умение решать геометрические задачи,       Max (по)=11, Min(по)=2, Max(нб)=115, Min(нб)=88, Mo(по)=7, Mo(нб)=97. (Xср.(по)=6,89655, S(по)=2,48344, Xср.(нб)=97,9655, S(нб)=8,41123).

    У девочек проявляется умение решать геометрические задачи,           Max (по)=15, Min(по)=2, Max(нб)=120, Min(нб)=80, Mo(по)=9, Mo(нб)=101. (Xср.(по)=8,51724, S(по)=3,34473, Xср.(нб)=102,724, S(нб)=10,77).

    У мальчиков проявляется умение оперировать  пространственными образами, Max (по)=8, Min(по)=5, Max(нб)=102, Min(нб)=90, Mo(по)=7, Mo(нб)=95. (Xср.(по)=6,44828, S(по)=1,7441, Xср.(нб)=92,9655, S(нб)=5,0954).

    У девочек проявляется умение оперировать  пространственными образами, Max (по)=10, Min(по)=1, Max(нб)=105, Min(нб)=75, Mo(по)=7, Mo(нб)=90. (Xср.(по)=6,41379, S(по)=3,39661, Xср.(нб)=92,7241, S(нб)=10,0921).

    У мальчиков проявляется высокая  способность к запоминанию, хорошая  сосредоточенность внимания, Max (по)=10, Min(по)=2, Max(нб)=125, Min(нб)=90, Mo(по)=5, Mo(нб)=100. (Xср.(по)=9,58621, S(по)=4,40387, Xср.(нб)=104,276, S(нб)=15,5791).

    У девочек проявляется высокая  способность к запоминанию, хорошая  сосредоточенность внимания, Max (по)=15, Min(по)=2, Max(нб)=135, Min(нб)=90, Mo(по)=9, Mo(нб)=100. (Xср.(по)=14,3103, S(по)=24,7965, Xср.(нб)= 102,448, S(нб)=22,427).(см. Приложение  3, 4).

    На  диаграмме показано точки, звездочки  с номером, это означает что у данного  человека минимальные значения, или максимальное значение.

3.2 сравнительный анализ интеллекта у мальчиков и девочек школьного и студенческого возраста

 

    Задача  моей работы состоит в том, чтобы сравнить между собой мальчиков и девочек школьного и студенческого возраста, а так же сравнить  полученные результаты между собой.

    Распределение изучаемого признака отличается от нормального, так как в выборке испытуемых имеются различия, это хорошо показано в подвыборке, то есть не все имеются возраста, (например в выборке мальчиков имеются 16-и летние, а в выборке девочек их нет).                       Поэтому для сравнительного анализа будет использован U- критерий Манна-Уитни.

    Обнаружены  различия в уровне выраженности умения решать геометрические задачи между мальчиками и девочками (U(ПВпо)=289,5, p(ПВпо)=0,04;U(ПВнб)=295,5; p(ПВнб)=0,05). В группе девочек уровень выраженности данного признака выше, чем у мальчиков. В уровне чувства реальность нет различий (U(ДПпо)=380,0; p(ДПпо)=0,526; U(ДПнб)=388,0;p(ДПнб)=0,613.). Уровень чувство языка, способность чувствовать различия не наблюдаются (U(ИСпо)=414,5, p(ИСпо)=0,925; U(ИСнб)=396,0; p(ИСнб)=0,702). В уровне способность комбинировать различия не наблюдаются  (U(АНпо)=397,0; p(АНпо)=0,713; U(АНнб)=377,5; p(АНнб)=0,502). В уровне способность к абстракции различий не наблюдаются  (U(ОБпо)=338,5; p(ОБпо)=0,198; U(ОБнб)=323,0; p(ОБнб)=0,128). В уровне способность быстро решать формализуемые проблемы различий не наблюдаются  (U(АЗпо)=403,5; p(АЗпо)=0,782; U(АЗнб)=382,5; p(АЗнб)=0,551). В уровне вычислительной способности различий не наблюдается (U(ЧРпо)=385,5; p(ЧРпо)=0,578; U(ЧРнб)=397,0; p(ЧРнб)=0,713). В уровне умения оперировать пространственными образами различий не наблюдается (U(ПОпо)=402,5; p(ПОпо)=0,779; U(ПОнб)=363,5; p(ПОнб)=0,372). В уровне способности к запоминанию различия не наблюдаются (U(Пмпо)=375,0; p(Пмпо)=0,477; U(Пмнб)=405,5; p(Пмнб)=0,815). (см. Приложение 5).

    По полученным данным можно сказать, что не обнаружена тенденция к достоверным различиям между мальчиками и девочками только на в уровне: умение решать геометрические задачи данные являются достоверными      (tст. =-2,095, p=0,04). (см. Приложение 6).

    Я считаю что данные получились не достоверными из-за того что  некоторые испытуемые отвечали не задумываясь над вопросом. И поэтому в бланках можно  увидеть полученные данные очень маленькие или вообще нет ответа. Так же может быть что данные получились не достоверные из-за того что испытуемым не хватало времени подумать, и наверно поэтому им приходилось ставить ответ наугад. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 обсуждение о взаимосвязи отдельных уровнях интеллекта в исследуемой выборки 

 

    Для проверки нормального распределения  я воспользовалась   Колмогорова – Смирнова. По полученным данным общей выборке можно сказать, что распределение является не нормальным, потому что большинство рассматриваемых компонентов получились с не нормальным распределением.  Например, на уровне чувства реальность данные получились нормального распределения, так же на уровне умение решать геометрические задачи распределение то же является нормальным. А на уровне, способность чувствовать, способность комбинировать, способность к абстракции, способность быстро решать формализуемые проблемы, вычислительные способности, умение  оперировать пространственными образами и высокая способность к запоминанию распределение является не нормальным. (см. Приложение 7).

    Следуя  из того что распределение не нормальное вычисляем коэффициент корреляции Спирмена.

    В общей выборке распределение  ненормальное, поэтому выбираем критерий Спирмена.

    В общей выборке существует, достоверна прямая связь между чувством реальности и чувством языка (r=0,743, p=0,000); взаимосвязь между чувством реальности и способностью комбинировать (r=0,478, p= 0,000); взаимосвязь между чувством реальности и умение решать геометрические задачи (r=0,593, p=0,000); взаимосвязь между чувством языка и способностью комбинировать (r=0,615, p=0,000); взаимосвязь между чувством языка и вычислительными способностями (r=0,358, p=0,006); взаимосвязь между чувством языка и умением решать геометрические задачи (r=0,598, p=0,000); взаимосвязь между способностью комбинировать  и способностью к абстракции (r=-0,354, p=0,006); взаимосвязь между способности комбинировать и вычислительными способностями (r=0,468, p= 0,000); способностью комбинировать и умением решать геометрические задачи (r=0,486, p=0,000); взаимосвязь между способностью к абстракции и способностью быстро решать формализуемые проблемы (r=0,478, p=0,000);  взаимосвязь между способностью к абстракции и вычислительными способностями (r=0,392, p=0,002); взаимосвязь между способностью быстро решать формализуемые проблемы и вычислительные способности (r=0,404, p=0,002); взаимосвязь между вычислительными способностями и умением решать геометрические задачи (r=0,328, p=0,012). (см. Приложение 8 ).

    В подвыборке распределение получилось нормальное, поэтому вычислять будем  коэффициента корреляции Пирсона.

    В подвыборке мальчиков существует достоверная прямая взаимосвязь между чувством реальности и чувством языка (r= 0,828, p= 0,000); взаимосвязь между чувством реальности и способностью комбинировать (r=0,619, p= 0,00); взаимосвязь между чувством реальности и способностью к абстракции (r=-0,547, p=0,002); взаимосвязь между чувством реальности и умение решать геометрические задачи (r=0,666, p=0,000); взаимосвязь между чувством языка и способностью комбинировать (r=0,658, p=0,000); взаимосвязь между чувство языка и способностью к абстракции (r=-0,487, p=0,007); взаимосвязь между чувство языка и умением решать геометрические задачи (r=0,624, p=0,000); взаимосвязь между способностью комбинировать и способностью к абстракции (r=-0,587, p=0,001); взаимосвязь между способностью комбинировать и умением решать геометрические задачи (r=0,448, p= 0,015); взаимосвязь между способностью к абстракции и способностью быстро решать формализуемые проблемы (r=0,390, p=0,037); взаимосвязь между способностью быстро решать формализуемые проблемы и вычислительными способностями (r=0,530, p=0,003); взаимосвязь между способностью быстро решать формализуемые проблемы и высокая способность к  запоминанию (r=0,448, p=0,015); взаимосвязь между вычислительными способностями и умением оперировать пространственными образами (r= 0,514, p= 0,004). (см.Приложение 8 ).

    В подвыборке девочек существует достоверная прямая взаимосвязь между чувством реальности и чувством языка (r=0,716, p=0,000); взаимосвязь между чувством реальности и способностью комбинировать (r=0,360, p=0,012); взаимосвязь между чувством реальности и умением решать геометрические задачи (r=0,627, p=0,000); взаимосвязь между чувством реальности и умением оперировать пространственными образами (r=0,455, p=0,013); взаимосвязь между чувством языка и способностью комбинировать (r=0,714, p=0,000); взаимосвязь между чувством языка и вычислительной способностью (r=0,437, p=0,018); взаимосвязь между чувством языка и умением решать геометрические задачи (r=0,713, p=0,000); взаимосвязь между чувством языка и умением оперировать пространственными образами (r=0,572, p=0,001); взаимосвязь между способностью комбинировать и вычислительными способностями (r=0,558, p=0,002); взаимосвязь между способностью комбинировать и умением решать геометрические задачи (r=0,555, p=0,002); взаимосвязь между способностью комбинировать и умение оперировать пространственными образами (r=0,427, p=0,021); взаимосвязь между способностью к абстракции и способностью быстро решать формализуемые проблемы (r=0,470, p=0,010); взаимосвязь между способностью к абстракции и умение оперировать пространственными образами (r=0,406, p=0,029); взаимосвязь между способностью быстро решать формализуемые проблемы и вычислительными способностями  (r=0,501, p=0,006); взаимосвязь между способностью быстро решать формализуемые проблемы и умением оперировать пространственными образами (r=0,409, p=0,028); взаимосвязь между вычислительными способностями и умением оперировать пространственными образами (r=0,622, p=0,000); взаимосвязь между умением решать геометрические задачи и умением оперировать пространственными образами (r=0,436, p=0,0180). (см.Приложение 8). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теоретические основы изучения интеллекта