Теоретические основы изучения интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

ВВ данной работе будет рассмотрена методика интеллекта Рудольфа Амтхауэра «тест структуры интеллекта» (TSI). Для общества тест интеллекта это определения своих интеллектуальных способностей, которые можно узнать по их мнению тока после того как пройдешь тест на интеллект. В психодиагностической науке тест интеллекта это, прежде всего распространенный тест он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Так же можно отметить, что тест интеллекта - это стандартизированная методика, направленная на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Для меня эта работа помогла понять суть провождения теста и обработка результатов, и это помогло мне в написании курсовой работы.
Предметом обследования моей работы является выявление интеллекта у школьников и студентов из разных вузов.
Задачи:

Содержание

Введение 3
Глава 1 теоретические основы изучения интеллекта 4
1.1 теория тестов интеллекта 4
1.2 психологические особенности интеллекта 17
1.3 Методы диагностики интеллектуальных способностей 19
Вывод 21
2. организация и проведение психодиагностической методики 22
2.1 организация психодиагностического обследования 22
2.2 описание психодиагностической методики 24
2.3. описание проведения психодиагностической методики 28
Вывод 29
Глава 3 результаты диагностики и их обсуждение 30
3.1 психодиагностическое заключение интеллектуальных способностях 30
3.2 сравнительный анализ интеллекта у мальчиков и девочек школьного и студенческого возраста 35
3.3 обсуждение о взаимосвязи отдельных уровнях интеллекта в исследуемой выборки 37
Вывод 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 45
Приложение 2 75
Приложение 3 78
Приложение 4 81
Приложение 5 82
Приложение 6 83
Приложение 7 87
Приложение 8 90
Приложение 9 95

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Вывод

 

    По  первой главе можно сказать, что существует много разных интеллектуальных тестов, методик, методов, которые были созданы и проводились в прошлом веке в Америке. Первый интеллектуальный тест появился в 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток «психологичных» тестов. А в 1905 году  А. Бине составил  интеллектуальную  шкалу способностей для школьников. В. И. Векслер 1939 году создал первую шкалу интеллекта для взрослых. Эти тесты были разрешены в России в прошлом веке и проводились в университетах, и в настоящее время проводятся психологами диагностами.

    Методику  Р. Амтхауэра я взяла для выявления  интеллекта у школьников и студентов. Эта методика меня заинтересовала тем, что в ней идет рассмотрение не на один компонент, а на несколько такие как: вербальных способностей; счетно-математический; пространственных представлений; мнемонических (запоминание).  
 
 
 
 
 
 

2. организация и проведение психодиагностической методики

2.1 организация психодиагностического обследования

    Диагностика проводилась на учащихся средней общеобразовательной школы № 77 (МОУ СОШ № 77), так же диагностика проводилась на студентах второго курса из разных университетов. Данные учреждения расположены в городе Екатеринбурге.

    Диагностика проводилась в школе 7.02.09. 10.03.09  и 13.03.09. диагностика студентов проводилась 27.03.09. 10.03.09.

    Выборка составляет 58 человек (от 13 до 19 лет) из них 29 мальчиков и 29 девочек: из них было 30 школьников в возрасте 13 – 17 лет. В возрасте       13 лет было 9 человек, 3 мальчика и 6 девочек; в возрасте 14 лет было         12 человек, 5 мальчиков и 7 девочек; в возрасте 15 лет было 2 мальчика;         в возрасте 16 лет было 3 мальчика; в возрасте 17 лет было 3 человека,             1 мальчик и 2 девочки. Средний возраст по школьникам составляет 15 лет, в выборке имеется всего лишь 2 человека такого возраста и это мальчики. Студентов было 28 человек от 18 – 19 лет, в возрасте 18 лет было 12 человек, 7 мальчиков и 5 девочек; в возрасте 19 лет было16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. По общей выборке средний возраст составляет 16 лет, в выборке имеется всего лишь 3 человека такого возраста и это мальчики.  Все испытуемые русской национальности, и все они проживают в городе Екатеринбурге. Часть студентов являются жителями Свердловской области, но живут и учатся они в Екатеринбурге.

    Все продиагностируемы являются учащимися, из них 30 школьников получают полное (среднее) образование, и 28  студентов  получают высшее образование.

    Когда я проводила диагностику в  школе, учащиеся в то время нигде не работали. Что же касается студентов, когда они проходили, тест часть из них совмещали учёбу с работой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  описание психодиагностической методики

 

Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра 

    Тест  интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно  до 35-40 лет, поскольку выполняется  в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

    В отечественной практической психологии профконсультация с помощью TSI осуществляется при достаточной подготовленности психолога на основе опыта работы в определенном регионе страны – в силу имеющихся различий в традициях и культуре. Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны хорошо разобраться в содержании примеров.

    Время прохождения каждого субтеста:

    1 субтест – 6 мин;                  2 субтест – 6 мин;

     3 субтест – 7 мин;                 4 субтест – 8 мин;

    5 субтест – 10мин;                 6 субтест – 10 мин;

    7 субтест – 7 мин;                  8 субтест – 9 мин;

    9-й  субтест – 3 мин на запоминание  и 6 минут на воспроизведение.  
 
 
 

    Субтесты TSI.

    Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение  рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство  реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

    Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность  чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному  плану.

    Субтест 3: «АН» (аналогии); способность комбинировать, подвижность и непостоянство  мышления, понимание отношений, обстоятельность  мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

    Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к  абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

    Субтест 5: «A3» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

    Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды), теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

    Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение) умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление

    Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение) умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

    Субтест 9: «Пм» (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.  

    Отдельные (тесты) субтесты объединены в четыре компонента интеллекта, что позволяет сразу оценить уровень развития различных сторон интеллекта: 

    1. вербальных  способностей (осведомленность, исключение лишнего, поиск аналогий, определение  общего);
    2. счетно-математический (арифметические задачи, определение закономерностей);
    3. пространственных представлений (геометрическое сложение, пространственное воображение);
    4. мнемонических (запоминание)
 

    В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно  хорошо усвоить смысл представленных образцов решений. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания на поверку оказывается, что многие из них решены неверно.

    Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80-0,45), средний показатель интеркорреляции субтестов — 0,36 (0,62-0,20).

    Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97.

    Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью  — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели текущей валидности и прогностической валидности, определенной по методу контрастных групп.

    Стимульный материал, бланк, ключ и интерпретация  данной методики Р. Амтхауэра «тест структуры интеллекта» имеется в приложении 1. 
 
 
 
 
 
 

2.3. описание проведения психодиагностической методики

 

    Перед началом диагностики испытуемые должны ознакомиться  с примерами  теста, для того чтобы правильно отвечать на вопросы. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло.  Совсем не обязательно стремиться  тому, чтобы решить абсолютно все задания на проверку, так как может оказаться, что решены они не верно.

    Вначале я проводила диагностику в школе с учениками из 7-х по 10-й класс. Диагностика проводилась во всех классах отдельно. Школьники были замотивированы на работу с тестом, но часть отказалась от прохождения теста. Трудность была в объяснении тест, так как ребята не понимали, для чего я пришла в их класс. Так же им не понравилось, что этот тест надо выполнять на время. Но потом ребята с удовольствием стали отвечать на вопросы. Обратная связь происходила так же в школе, ребята были заинтересованы результатами теста, не которые хотели привести родителей, чтоб они тоже могли пройти тест. Как я поняла, ребята были рады, что прошли тест и получили результаты по тесту.

    Диагностика проводилась после учебного дня, когда студенты были свободны. Студенты были замотивированы на работу с тестом. Трудностей особых не было, так как студентам было все понятно, но был один нюанс, им не понравилось, что тест нужно проходить на время. Так же была трудность с обратной связью, потому что встретиться нам ни как не удавалось. Пришлось всем звонить и спрашивать электронную почту, чтобы по почте отправить им результаты пройденного теста. Диагностируемые остались довольные после прохождения теста и результаты их очень обрадовали.   
 

Вывод

 

    Методика  Р. Амтхауэра «тест структуры  интеллекта» я выбрала для диагностики школьников и студентов. Так как она проста в диагностики, легкость в обработки, высокий показатель надежности. А самое главное то, что она имеет надежность и валидность.

    В данной методике имеется 9 субтестов, в  свою очередь субтесты объединяются и четыре компонента. Вербальных способностей (осведомленность, исключение лишнего, поиск аналогий, определение общего); счетно-математический (арифметические задачи, определение закономерностей); пространственных представлений (геометрическое сложение, пространственное воображение);  мнемонических (запоминание),  что помогает выявить какой из компонентов преобладает над другими.

    После ознакомления с тестом я провела  диагностику этого теста  в  школе  на учащихся в 7-о по 10-е  классы. Диагностика прошла успешно, все испытуемые остались с положительными эмоциями, после сопоставления ответов с ключом я каждому испытуемому написала его интерпретацию (вывод), как он прошел тест, и каждому индивидуально рассказала, что у него получилось. У студентов диагностика прошла тоже успешно, но результаты мне пришлось отправлять им по электронной почте. После того как испытуемые получили результаты они остались с положительными эмоциями.  
 

 

    

Глава 3 результаты  диагностики и их обсуждение

3.1 психодиагностическое заключение  интеллектуальных способностях

 

    Для создания сводной таблицы я пользовалась программой Microsoft Excel. Выборка испытуемых записана по полу, сначала описаны мальчики по возрасту (от школьников к студентам), потом описываются девочки также по возрасту (от школьниц к студенткам). (см. Приложение 2).  

    Сравнив средний показатель всей выборке  и в подвыборке с показателем  в методике то можно сказать, что  у испытуемых средний  показать выше, чем в методике.

    В общей выборки испытуемых всего было продиагностировано             58 человек (30 школьников и 28 студентов), по всем компонентам полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьников и студентов в конкретной ситуации проявляется чувство реальности, чувство языка, точное выражение словесных значений, понимание отношений, способность комбинировать, способность к абстракции, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей, способность быстро решать формализованные проблемы, вычислительные способности, умение решать геометрические задачи, богатое пространственное представление, умение оперировать пространственными образами, высокая способность к запоминанию, хорошая сосредоточенность внимания. (Xср. ДП (ПО)= 8,5; Xср. ДП (НБ)=98,16;    Xср. ИС (ПО)=8,2931;  Xср. ИС (НБ)=96,31;              Xср. АН (ПО)=7,6207;    Xср. АН (НБ) =98,828;  Xср. Об (ПО)=8,3103;      Xср. Об (НБ)=93,2241;      Xср. АЗ (ПО)=4,56897; Xср. АЗ (НБ)=87,2931; Xср. ЧР (ПО)=10,2069;     Xср. ЧР (НБ)=105,155;  Xср. ПВ (ПО)=7,7069;           Xср. ПВ (НБ)=100,345;   Xср. ПО (ПО)=6,431; Xср. ПО (НБ)=92,845;             Xср. Пм (ПО)=11,9483;       Xср. Пм (НБ)=103,36;   Xср. IQ=93).

Информация о работе Теоретические основы изучения интеллекта