Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:43, курсовая работа
ВВ данной работе будет рассмотрена методика интеллекта Рудольфа Амтхауэра «тест структуры интеллекта» (TSI). Для общества тест интеллекта это определения своих интеллектуальных способностей, которые можно узнать по их мнению тока после того как пройдешь тест на интеллект. В психодиагностической науке тест интеллекта это, прежде всего распространенный тест он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Так же можно отметить, что тест интеллекта - это стандартизированная методика, направленная на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Для меня эта работа помогла понять суть провождения теста и обработка результатов, и это помогло мне в написании курсовой работы.
Предметом обследования моей работы является выявление интеллекта у школьников и студентов из разных вузов.
Задачи:
Введение 3
Глава 1 теоретические основы изучения интеллекта 4
1.1 теория тестов интеллекта 4
1.2 психологические особенности интеллекта 17
1.3 Методы диагностики интеллектуальных способностей 19
Вывод 21
2. организация и проведение психодиагностической методики 22
2.1 организация психодиагностического обследования 22
2.2 описание психодиагностической методики 24
2.3. описание проведения психодиагностической методики 28
Вывод 29
Глава 3 результаты диагностики и их обсуждение 30
3.1 психодиагностическое заключение интеллектуальных способностях 30
3.2 сравнительный анализ интеллекта у мальчиков и девочек школьного и студенческого возраста 35
3.3 обсуждение о взаимосвязи отдельных уровнях интеллекта в исследуемой выборки 37
Вывод 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 45
Приложение 2 75
Приложение 3 78
Приложение 4 81
Приложение 5 82
Приложение 6 83
Приложение 7 87
Приложение 8 90
Приложение 9 95
Рис. 1.1 Модель Ч. Спирмена
Впоследствии многие авторы пытались интерпретировать G-фактор в традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были внимание (гипотеза Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует G-фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой. Он установил чрезвычайно высокие положительные корреляции между IQ, определяемым по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения. Однако гипотеза «скорости переработки информации мозгом» не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов. Тесты интеллекта, применяемые в такого рода исследованиях, включают только задания разного уровня трудности с закрытым ответом. Испытуемый должен выбрать за определенное время один правильный ответ из множества предложенных. Оценка эффективности определяется скоростью и правильностью выполнения задания.[4].
Кроме тестов Г. Айзенка для измерения фактора «G» применяются и другие тесты, в частности «Прогрессивные матрицы», предложенные Равеном в 1936 году, а, также тесты интеллекта Кэттелла.
Томсон выдвинул альтернативную интерпретацию. Он оспорил утверждение Ч. Спирмена о том, что генеральный фактор представляет собой единственный источник, лежащий в основе индивидуальных различий. Он предположил, что его появление обусловлено работой множества умственных соединений, включая рефлексы, ассоциативные связи между стимулами и т. п. Выполнение любой специфической задачи активизирует огромное количество этих соединений. Некоторые из них, в самом деле требуются для выполнения любой задачи, предполагающей умственные усилия, и комбинации таких связей влияют на появление генерального фактора.
Развитие
теории интеллекта (и тестов) способствовал
прогрессу в области
До
совершенства довел эту теорию американец
Дж. Гилфорд 1959 году. В разных своих исследованиях
он приводит от 50 до 100 факторов интеллекта,
определяя интеллект как своего рода единую
способность, необходимую для реализации
определенных задач.
Он предложил трехмерную модель, где в
отдельные величины измерения выделены
операции, содержания и результаты (продукты).
В категорию "операции" он включает память, постижение (осознание и обнаружение связей) и оценку (приблизительное определение правильности или качества того, что сделано или известно). К этому он добавляет конвергентное и дивергентное мышление.
Конвергентное
мышление проявляется в заданиях,
у которых существует только одно
правильное решение. Поток мыслей требуется
направить по одному руслу (например,
при продолжении
Дивергентное
мышление находит применение там, где
существуют различные "правильные"
конечные решения и пути, которыми их можно
достичь (например, поиски вариантов нетрадиционного
использования какого-либо предмета, создание
рифм и т. п.).
модель Дж. Гилфорда
В конце 80-х—начале 90-х годов концепция интеллекта Роберта Стернберга. «Иерархическая модель интеллекта» должна была объяснить отношения между: интеллектом и ментальными процессами, регулирующими поведение; интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптивным поведением. Интеллект обеспечивает переработку информации. Модель Стернберга относится к числу общепсихологических концепций.[4].
В
настоящее время тесты
Тесты структуры интеллекта имеют прототипы, существовавшие до возникновения факторных теорий интеллекта. К числу подобных относятся аналитический тест интеллекта О. Мейли (AIT), предложенный им в 1928 году и состоящий из 6 субтестов. Но в нашей стране он распространения не получил.
Аналогом тестов структуры интеллекта является тест интеллекта «Психологические профили», разработанный Г.И. Россолимо в 1909году.
Текст
включил в себя 11 субтестов. С
его помощью определялся
К числу наиболее широко применяемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test , IST).
Р. Амтхауэр немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики. В исследованиях Р. Амтхауэра большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью.
Существенным вкладом в практику психологической диагностики является разработка Р. Амтхауэра тест структуры интеллекта, получившего широкое распространение.
Тест предложен автором в 1953 году (последняя редакция – 1973 года). Он предназначался для дифференциального отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора. На русском языке тест впервые описан в монографии В. М. Блейхера и Л. Ф. Бурлачука «Психическая диагностика интеллекта и личности» (Киев1978год).
Тест составлен Амтхауэром в трех формах: A, B и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (A, B, C, D).
Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).
Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок: 1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть, возможно, минимальной (но положительной).[5].
Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13-60 лет.
Р.
Амтхауэр ввел только возрастные нормы,
полагая установленной
Тест был адоптирован для выборки русских школьников, использовалась только в исследовательских центрах, и включал 9 субтестов. В нашей стране адаптированный вариант теста структуры интеллекта Р. Амтхауэр под названием ТУС (тест умственных способностей) нашел широкое применение. Психодиагностическая методика ТУС является адаптированной версией теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в его чешской модификации. [7].
Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мненический. Корреляция этих факторов (три из которых аналогичны факторам Спирмена) равна 0,36. Время выполнения теста 90 минут.
1 субтест – 6 мин; 2 субтест – 6 мин;
3 субтест – 7 мин; 4 субтест – 8 мин;
5 субтест – 10мин; 6 субтест – 10 мин;
7 субтест – 7 мин; 8 субтест – 9 мин;
9-й субтест – 3 мин на запоминание и 6 минут на воспроизведение.
Отдельно
анализируется профиль. Р. Амтхауэр
предполагает, что в том случае,
когда наивысшие результаты получены
по первым четырем субтестам, у испытуемого
развиты «теоретические способности».
В том случае, когда результаты лучше по
последним пяти субтестам, более развиты
«практические способности». [6].
Для проведения диагностики я взяла методику Р. Амтхауэра «тест структуры интеллекта». Тест состоит из 9 субтестов, каждый субтест проводится по времени. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра в наибольшей степени отвечает задачам профориентации, т.к. он позволяет продиагностировать не только уровень интеллекта, но и его направленность: математическую, гуманитарную, техническую.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра привлекателен, во-первых, тем, что он хорошо автоматизируется и может быть представлен в компьютерном варианте, что дает много преимуществ для исследования, во-вторых, он позволяет количественно, в числах выразить уровень интеллектуального развития.
Отдельные (тесты) субтесты объединены в четыре компонента интеллекта, что позволяет сразу оценить уровень развития различных сторон интеллекта:
Вербальное
мышление — мышление, оперирующее
отвлеченными знаковыми структурами.
Для нормальной мыслительной работы одним
людям необходимо видеть или представлять
предметы, другим легче оперировать отвлеченными
знаковыми структурами.
Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13-60 лет.
Время выполнения теста 90 минут.
Для
диагностики было приглашено 58 человек
из них 28 мальчиков в возрасте 13-19
лет, в возрасте 13 лет было 3 человека,
14 лет – 6 человек, 15 лет – 2 человека, 16
лет – 3 человека, 17 лет – 1 человек, 18 лет
– 7 человек, 19 лет – 7 человек. 30 девочек
в возрасте 13-19 лет, в возрасте 13 лет было
6 человек, 14 лет – 7 человек, 17 лет – 2 человека,
18 лет – 5 человек, 19 лет – 9 человек.
Школьники проходили тест отдельно от
студентов, то есть в разное время. Школьников
пришлось брать несколько классов 7-ой
и 8-ой и 9-ый класс. Студенты были второкурсники,
тока они все были из разных университетов.
№ | название методики. Автор (авторы) |
теория, в рамках
которй создана методика. Метод |
возврастные ограничения. Тестовые нормы |
данные о
надежности и валидности |
литературные источники, в которых опубликована методака или имеется информация о ней. |
примечание (например достоинства или недостатки; шкалы и дт). |
рекомендуемая сфера применения |
1 | прогрессивные матрицы Равена |
теория неогенезе Ч. Спирмен, развиваемая гештальтпсихологией теория восприятия форм. Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами. |
черно-белые
вариант для детей 8-14 лет и для взрослых 20-65 лет, цветной вариант для детей 5-11 лет и свыше 65лет. |
коэффициент надежности теста, по данным, варьирует от 0,79 до 0,89. показатель валидности прогностической теста - 0,72. |
Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. Словарь- спровочник по психологической диагностике Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. |
шкалы-60 таблиц разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 таблиц, содержащих задания нарастающей трудности. |
в отечественных исследлваниях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых (С. М. Морозов, 1979, 1980 и др.). клиническая диагностика. |
2 | тест домино
(D-48) Энстея |
теория общего
фактора интеллекта. |
количество
вопросов (заданий)- 4 примера и 44 основных задания. |
Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. |
шкалы - интегральный показатель. |
адаптация В.М. Блейхера, И.В. Крука для клинической диагностики | |
3 | культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (CFIT) |
теоретичоское основание - концепция интеллекта Р. Кеттелла |
от 8до 60 лет. 2 формы Тестовых тетрадей (А и Б), каждая содержит 4 графических субтеста по 8 - 14 заданий. |
Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. |
шкалы - итоговой оценки теста является коэффициент интеллетка (IQ) |
||
4 | краткий ориентировочный тест Вандерлика (КОТ) |
уровень интеллектуального развития |
50 тестовых заданий | Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. |
шкалы - интегральный показатель |
||
5 | шкалы измерения интеллекта Векслера (WAIS) |
Д. Векслер исходил
из стремления отразить интеллектуальные
и прочие факторы,от которых зависят эффективность проявления интеллекта |
шкала интеллекта
для детей 5 - 15 лет 11 месяцев (WAIS), шкала
интеллекта для взрослых 16-64 лет, шкала
интеллекта для детей 4-6,5 лет |
коэффициент валидности текущей WAIS составил 0,3 для невербальных субтестов и 0,4 -0,5 для вербальных. |
Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. Словарь- спровочник по психологической диагностике Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. |
шкалы - 11 субтестов: 6 вербальных (осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест) и 5 невербальных (шифровка, недостающие детали, кубики Косса, последлвательные картинки, составление фигур) |
использовался впервые в Лененградском психоневрологическом неаучно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, успешно использовалась в комплексном лонгетюдном изучении развития интеллекта(Б. Г. Ананьев, 1969 и др.) |
6 | школьный тест умственного развития (ШТУР) |
тест составлен
на основе анализа учебных программ и учебников, беседы с учителями- предметниками |
для измернеия
и интеллектуального развития учащихся 7-9-х классов; имеется модификация АСТУР для абитуриентов и старшеклассников |
определены
надежность и валидность теста. |
Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. Словарь- спровочник по психологической диагностике Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. |
шкалы - 5 субтестов: осведомленность (два субтеста), аналогия, классификация, обобщение |
в школьной диагностике для определения уровня интеллектульного развития учащихся |
7 | групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
предназначен
для группового, обследования умственного развития детей 10-12 лет |
Тест был исследован на надежность, валидность и хорошо зарекомендовал себя на практике. | Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. |
шкалы - 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложения, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы |
применяется для оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированность вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы | |
8 | универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ -М) И.М. Дашкова, Н.А. Курганского, Л.К. Федоровой, Н.А. Батурина |
многофаторные теории интеллекта |
уровень и структура
интеллектуальных функций людей в возрасте от 13 лет |
Глухонюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): учебное пособие. М.:Академический Проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-275с. |
шкалы - 11 субтестов: осведомленность, скрытые фигуры, пропущенные слова, арифметические задачи, понятливость, исключение излбражений, аналогии, числовые ряды, умозаключения, геометрические сложения, заучивание слов. |
Информация о работе Теоретические основы изучения интеллекта