Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:29, реферат
Техника семейной терапии — комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее Функционирования.
На
основании полученной в результате
прослеживания информации терапевт
формулирует гипотезы о семейном функционировании
и организует обратную связь для членов
семьи, позитивно переопределяя поведение
каждого из них. Подобная организация
обратной связи способствует созданию
атмосферы сотрудничества и может явиться
стимулом для членов семьи к дальнейшим
изменениям.
«Циркулярное интервью»
Цель: прослеживание коммуникаций; получение более точной, по сравнению с традиционным опросом, информации об особенностях взаимодействия в семье.
Циркулярное интервью — особая техника постановки вопросов и организации беседы, делающая акцент на обнаружении различий между членами семьи.
Историческая справка: данная техника была изобретена терапевтами миланской школы — М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Дж. Прата. Построение интервью вокруг обнаружения различий является одним из наиболее блестящих вкладов миланской школы в усовершенствование техники семейной терапии.
Процедура проведения
Циркулярное интервью предполагает использование особого типа вопросов — циркулярных. В отличие от прямых вопросов, циркулярные дают более существенную информацию о внутрисемейном взаимодействии, как психотерапевту, так и семье.
Выделяют следующие виды циркулярных вопросов:
1. Вопросы, выявляющие различия. Например: «Кто из вас в большей степени несчастен?» или «Кто из вас в большей степени расстраивается в этой ситуации?». Для сравнения: обращение к членам семьи «Является ли мама несчастной?» представляет собой линейный вопрос, подразумевающий односложный ответ. Семейному терапевту более полезно знать не то, что кто-то (например, отец) является очень нежным и любящим, а то, есть ли разница в его привязанности к жене и дочери.
Для выявления различий семейный терапевт может попросить одного из членов семьи описать характер отношений между двумя другими, например, матерью и сыном. Такие триадические вопросы способствуют получению более точной информации о паттернах взаимодействия и снимают проблему сопротивления: как правило, легче рассказать об отношениях двух других, чем охарактеризовать собственные отношения с каким-либо членом семьи в его присутствии. Таким образом, ориентируя интервью с семьей вокруг различий, терапевт извлекает более релевантные данные (Черников А. В., 2001). В процессе интервью выявляются следующие типы различий:
□ различия между индивидуальностями (например: «Кто злится больше
всех?»);
□ различия во взаимоотношениях («В чем разница между тем, как мама общается с дочерью, и тем, как она обходится с сыном?»)
□ различия во времени («Как она общалась с ним в прошлом году, в сравнении с тем, как это происходит сейчас?»).
При постановке подобного вида вопросов активно используются категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/лучше: «А кто из членов семьи лучше понимает маму?»; «Чаще ли отец бывает дома, когда Леня ворует?» и т. д.
Циркулярные
вопросы позволяют также
2. Вопросы, использующие сослагательное наклонение «если бы». Например: «Если бы отец был здесь, то что бы он ответил на этот вопрос?»; «Кто больше всего пострадал бы, если бы сын уехал учиться в другой город?». Другой вопрос: «Если бы мы не говорили о проблеме твоего брата, о чем бы нам стоило здесь еще поговорить?» — вскрывает другие важные темы в семье, помимо проблемы идентифицированного пациента.
3. Вопрос, «читающий мысли»: кого-то из семьи спрашивают, что, по его мнению, другой член семьи думает об этой проблеме.
Во время циркулярного интервью терапевт тщательно отслеживает невербальные реакции членов семьи на тот или иной вопрос, что способствует более глубокому пониманию процессов, протекающих в семье.