Техника семейной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Техника семейной терапии — комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее Функционирования.

Работа содержит 1 файл

василиса.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

    Семейная  конференция или семейный совет  могут назначаться психологом в качестве домашнего задания для членов семьи. Впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи.

    Рекомендации по использованию: Техники «Семейная конференция» и «Семейный совет» могут применяться при работе с высококонфликтными семьями, с семьями, переживающими нормативные кризисы, особенно обусловленные взрослением детей, а также с семьями, в которых отсутствуют навыки коммуникации и совместного принятия решений. 

    Техники, основанные на использовании  воображения.

     

«Семейные фотографии».

 «Какие чувства вызывало у вас нахождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что происходило после того, как был сделан этот снимок?»; «Расскажите, пожалуйста, об этом месте»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»;

 Важно: поведение членов семьи во время обсуждения фотографий: остальные члены семьи спокойны или возбуждены, проявляют безразличие либо интерес, серьезны они или шутят и т. д.

    После того как член семьи закончил предъявление выбранных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. 

    Рекомендации  по использованию: техника «Семейные фотографии» может быть использована при работе с семьей, переживающей как нормативные, так и ненормативные кризисы для поиска ресурсов семьи, а также анализа ее структурных параметров (иерархии, близости, ролевых позиций и др.). Она позволяет выстраивать и проверять терапевтические гипотезы о причинах возникновения дисфункции в семье. 

    «Метафора»

    Цель: определение и проработка проблем в символической форме, зачастую более безопасной для семьи; описание различных параметров семейной системы при помощи символов и метафор; осуществление терапевтических интервенций в недирективной форме; фасилитация самопознания и самопонимания у членов семьи; изменение внутрисемейных взаимоотношений.

    Историческая  справка: технические приемы, в основе которых лежит использование метафор и символов, наиболее последовательно разрабатывались школой стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, М. Эриксон, П. Вацлавик и др.).

    Процедура проведения

    После знакомства с семьей и выявления  ее актуальных трудностей психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, вид деятельности, историю, миф, которые бы отражали семейные проблемы, но в метафорической форме.

    Например, если проблемой является воспитание детей, то в качестве метафоры может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподобляется процессу выращивания и ухаживания за растениями. В супружеской паре с сексуальными проблемами метафорой может служить совместный прием пищи. Семье с постоянными конфликтами можно предложить обсудить ведение переговоров между двумя враждующими сторонами.

    При использовании данной техники психологу  необходимо в течение некоторого времени выстраивать диалог с семьей, оставаясь в рамках предложенной метафоры. Для этого задаются уточняющие и проясняющие вопросы. На-

пример, супружеской  паре, в которой жена не может  говорить мужу о своих чувствах, может быть предложена сказка Г. X. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой была немой. Психолог может задавать следующие вопросы: «Что случится с Русалочкой, если она не научится сообщать Принцу о своих чувствах?», «Что переживает Русалочка, когда Принц ее не понимает?», «Кто является Ведьмой, забравшей ее голос?», «Как она может вернуть возможность нормально говорить?», «Какую помощь может оказать Принц, зная о затруднениях Русалочки?» и др.

    Рекомендации  по использованию: технику целесообразно использовать в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно работать с проблемой напрямую (сильное сопротивление семьи; интимность обсуждаемой темы; неоднократные и безуспешные попытки решать проблему и т. д.). При выборе метафоры важно учитывать социокультурные особенности семьи и «принятие» ею метафоры в качестве экрана для проекции их жизненной истории. 

      «Завершение предложений»

    Цель: изменение взгляда членов семьи на семейные обстоятельства, которые приводят к появлению негативных переживаний; осознание ими собственных проблем и связанных с ними чувств; определение ожиданий и притязаний по отношению друг к другу.

    Процедура проведения

    Стимульный  материал техники представляет собой  ряд незаконченных предложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагается их завершить.

    Прослушивание себя и других помогает членам семьи  лучше понять друг друга, увидеть  реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию  собственных ожиданий и притязаний. Часто с помощью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы членов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы.

    Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказывания друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».

    Возможные варианты незаконченных  предложений

    «Я  должен...»

    «Я  хочу...»

    «Я  больше всего боюсь...»

    «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

    «Мне  очень трудно забыть, но я...»

    «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так  это...»

    «Когда  я сердит, я...»

    «Я  выражаю любовь тем, что...»

    «Моя  значимость состоит в том, что...»

    «Изменение  в моем положении чревато тем, что...»

    «Особенно меня раздражает то, что...»

    «Мне  особенно приятно, когда меня...»

    «Моя  мечта...»

    «Меня беспокоит...»

    «Я  мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы...»

    «Если бы я набрался смелости, я бы...»

    «Если бы вы меня знали, то вы бы...»

    «Моя  мать должна...»

    «Мой  отец должен...»

    «Моя  жена...»

    «Мой  муж...»

    «Дома...»

    «Человек, которого я люблю, должен...»

    «Для  меня самое лучшее время, когда...»

    Рекомендации  по использованию: техника «Завершение предложений» применяется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супружеском и семейном консультировании и терапии. 

        «Сравнение ценностей»

    Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения.

    Историческая  справка: автором данного варианта техники «Сравнение ценностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982).

    Процедура проведения

    Данная  техника проводится при участии  как минимум двоих членов семьи. Каждому члену семьи дается индивидуальное домашнее задание.

    Инструкция: «Подумайте, какие ценности являются наиболее значимыми для Вас и для Вашего партнера (другого члена семьи) и составьте их списки. Один список - Ваши собственные ценности, другой - ценности партнера с Вашей точки зрения. Ценности необходимо расположить в порядке их важности. Включайте в Ваши списки все, что считаете значимым, не существует никаких ограничений по их содержанию».

    Члены семьи не должны между собой обсуждать составленные списки. На следующей встрече психолог просит их прочитать подготовленные списки вслух и затем сравнить их. В фокусе обсуждения и анализа могут оказаться следующие вопросы:

    □  противоречия между списками и внутри каждого списка;

    □  адекватность представлений членов семьи о ценностях друг друга;

    □  различия и сходства в содержании списков; взаимодополняемость членов семьи.

    Важным  моментом работы является обмен впечатлениями, которые возникли у членов семьи при знакомстве со списками друг друга. 

Техника «Сравнение ценностей» позволяет выявить ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения, в условиях конструктивного обсуждения. Анализ несовпадений ценностных ориентации дает возможность членам семьи увидеть, в чем их сходства, различия и взаимодополняемость.

    Рекомендации  по использованию: техника «Сравнение ценностей» используется на первых этапах работы с семьей, если ее члены жалуются на отсутствие интереса к тому, что происходит в семье, непонимание друг друга, возникновение ощущения, что их используют, невозможность договориться в принятии важных решений. 

    Парадоксальные техники

    Парадокс  представляет собой противоречие, следующее  за правильным выводом из непосредственно  согласующихся друг с другом предпосылок. Использование явления парадокса при оказании психологической помощи человеку имеет достаточно длинную историю. Уже с начала XX века психотерапевты начали разрабатывать парадоксальные техники с целью оказания помощи клиентам в преодоления жестких поведенческих паттернов.

    В рамках психологической помощи семье  парадоксальные техники впервые были активно использованы стратегическими семейными терапевтами, которые отталкивались от теории «двойной связи» Г. Бейтсона, — Дж. Хейли, К. Маданес, П. Пэпп, М. Сельвини Палаццоли и другие.

    К парадоксальным техникам относятся  рефрейминг (изменение негативных смыслов на позитивные), парадоксальное письмо, контаминация суицидальных фантазий (К. Витакер), предписанное бездействие, пари с подростком и др. Парадоксальные техники по своей структуре и проведению являются достаточно сложными и требуют от психолога специальной подготовки и опыта работы. 
 

Техника прослеживания последовательностей  взаимодействия. 

Историческая  справка: техника прослеживания (tracking) была предложена С. Минухиным в 1974 году (Черников А. В., 2001). 

Процедура проведения:

    Техника прослеживания последовательностей  взаимодействия — это специальная техника терапевтического интервью, которая в наиболее простой форме представляет собой задавание проясняющих вопросов, направленных на выявление последовательности поведения членов семьи. При этом терапевт не бросает вызов семье: не опровергает то, что ему сообщается, и не навязывает собственное мнение о ситуации и семье в целом, выражая заинтересованность в происходящем.

    Кроме общих технических приемов организации  беседы, таких как повторение, поддержка, постановка вопросов с целью выяснения содержания, перефразирование, уточнение, выяснение чувств, семейный терапевт, прослеживая циркулярную последовательность, использует определенную тактику расспрашивания. Он может задавать следующие вопросы:

    П Кто первым сделал что-либо в этой ситуации?

    О Что затем делает(ют) другой(ие)?

    □ Что тогда сделает первый?

    □  Что на это ответит другой?

    □  Что в это время делают другие члены семьи, пока это происходит?

    Таким образом, семейного терапевта при  прослеживании циркулярных последовательностей интересует не то, почему что-либо происходит, а в большей степени — «как это происходит» и «каковы последствия этого поведения?». Подобная тактика расспрашивания актуальна до тех пор, пока циркулярная последовательность не окажется восстановленной полностью. В результате терапевт получает полную картину того, как члены семьи, демонстрируя определенное поведение, поддерживают повторяющийся паттерн взаимодействия, на который семья жалуется как на симптом (Черников А. В., 2001).

Информация о работе Техника семейной терапии