Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:33, контрольная работа
Арт-терапия - это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии – перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Введение
1. Общая характеристика метода
2. Цели арт-терапии
3. Основные направления в арт-терапии
4. Техники арт-терапии в практике психокоррекции:
а) Спонтанное рисование
б) Техника анонимного подарка
в) Техника овощных печатей
г) Рисование волшебными красками
Заключение
Использованная литература
ФГБОУ ВПО "ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Психоло-педагогический факультет
Контрольная работа
По психолого-педагогической коррекции
на тему:
Техники арт-терапии в практике психокоррекции
Выполнила студентка
4 курса ППф гр АП з/о
Шифр зач.кн: №06051
Павлова М. С.
ЧЕБОКСАРЫ 2012
Содержание:
Введение
1. Общая характеристика метода
2. Цели арт-терапии
3. Основные направления в арт-терапии
4. Техники арт-терапии в практике психокоррекции:
а) Спонтанное рисование
б) Техника анонимного подарка
в) Техника овощных печатей
г) Рисование волшебными красками
Заключение
Использованная литература
Введение
Арт-терапия - это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии – перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому - для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс.
Одна из задач арт-терапии - помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение - служат материалом для анализа переживаний, их породивших.
Арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического и психического здоровья: работа со своими зависимостями; различные психические болезни, насилие, отставание в развитии, соматические заболевания, СПИД; дезадаптация в обществе, проституция, бездомные, сексуальное и домашнее насилие.
Арт-терапия в группах способствует коммуникации и социализации. Поэтому, нужно отметить, данная работа по исследованию межличностного конфликта и разработке программы арт-терапии для его преодоления – это лишь одно из возможных направлений использования арт-терапии.
Таким образом, несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.
1. Общая характеристика метода
Арт-терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работ с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.
В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.
При структурированных занятиях тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д.
При неструктурированных заняти
К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.
Арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арт-терапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.
Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.
Задачей арт-терапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арт-терапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов.
Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт-терапии в форме рисунка и живописи.
Арт-терапевтический метод позволяет как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры
Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются
- стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
- потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.
Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве, музыкотеранию, библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танцетерапию и др.
Функции арт-терапии
Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная(
В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом).
Исходя из существующих функций, арт-терапия решает как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.
Общие научно-теоретические и организационные задачи арт-терапии:
- разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;
- научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;
- обобщение всего накопленного опыта использования арт-терапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;
- совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.
Частные задачи арт-терапии:
- адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушении развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);
- выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе;
- разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;
- коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик.
Арт-терапия обеспечивает профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие.
Таким образом, основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии арттерапия преследует единую цель -- гармоническое развитие человека с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Информация о работе Техники арт-терапии в практике психокоррекции