Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:29, реферат
Техника семейной терапии — комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее Функционирования.
«Конструктивный спор»
Цель:
восстановление каналов коммуникации
и разрешение супружеских конфликтов.
Техника предоставляет супругам
возможность открыто и
Историческая справка: техника «Конструктивный спор» представляет собой модификацию техники «Честная борьба» (Г. Р. Бах и П. Уиден), выполненную С Кратохвилом.
Г. Р. Бах и П. Уиден считали, что нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения «семейного мифа») приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи. Вследствие этого последние часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и обидами. Поэтому с целью оптимизации супружеских отношений авторами была предложена техника «Честная борьба». Правила ее проведения, методика обучения супругов, а также оценка эффективности выполнения техники осуществляется по 12 параметрам. В дальнейшем количество параметров оценки эффективности было сокращено С. Кратохвилом (Эйдемиллер Э. Г., ред., 2002).
Процедура проведения
1. Предварительная подготовка супругов. Техника может использоваться супругами для преодоления своих разногласий только после прохождения специальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8—12 человек (супругам необходимо посетить не менее 6—8 занятий продолжительностью 2 часа каждое). В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли. После того как они идентифицировались с предписанными им ролями, они начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора являются темы воспитания детей, ревности, распределения обязанностей в семье, доминирования—подчинения и др.
2. Правило «места и времени». Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидетелей (детей, родственников, друзей, близких и т. д.). В день проведения конструктивного спора не следует планировать прием гостей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так как последствия спора могут быть непредсказуемы: он может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.
3. Правило момента проведения конструктивного спора. Согласно этому правилу, конструктивный спор должен быть максимально приближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.
4. Правило оповещения партнера. Инициатор спора должен заранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора.
5. Правило конструктивного выхода из спора. Основной целью спора должен быть поиск возможностей совместными усилиями решить проблему, а не стремление «наказать» партнера.
С. Кратохвил выделяет три фазы конструктивного спора, каждая из которых проводится по определенным правилам:
□ Вводная фаза: правило «Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора».
□ Средняя фаза: правило «Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй».
□ Финальная фаза: правило «Признай свои ошибки и найди положительное в партнере».
Общая
продолжительность
По
окончании конструктивного
При
оценке стиля спора участники
получают «+1» или «-1» балл по каждой
позиции. На партнеров заполняется
общий бланк оценки стиля спора
.
Стиль спора
Параметры | Стиль спора | «+» | «—» | Стиль спора |
1. Конкрет ность | В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь» | Обобщение: поведение называется «типичным» («ты всегда...»), ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу | ||
2. Вовлеченность | Оба увлечены,наносят и получают сильные «удары» | Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и тд. | ||
3. Коммуникация | Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая обратная связь | Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум» | ||
4. «Честная борьба» | Не допускаются «удары ниже пояса», и принимается во внимание, сколько может вынести партнер | Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место | ||
Подсчет очков |
Также
заполняется бланк «Результат спора».
Результат спора
Параметры | Результат спора | «+» | ... | Результат спора |
1. Информативность | Партнеры что-то узнали или получили, научились чему-то новому | Не узнали ничего нового | ||
2. Отреагиро-вание | Исчезла напряженность, уменьшилась злобность, выяснены претензии | Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось | ||
3. Сближение | Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство | Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены | ||
4. Улучшение | Устранены проблемы, расширение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее | Ничего не решено, партнер не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить | ||
Подсчет очков |
Рекомендации по использованию: техника «Конструктивный спор» может применяться при работе с супружескими парами, характеризующимися высоким уровнем конфликтности, неумением договариваться и конструктивно обращаться с агрессией, которая может возникать по отношению к партнеру.
Техника
содействует росту культуры выражения
агрессии у супругов, что в последующем
может стать моделью поведения
для всех остальных членов семьи.
Особенно эффективным оказывается ее
применение при наличии у одного из членов
семьи иррационального страха перед выражением
агрессии со стороны других: такие члены
семьи склонны уступать выражению афессии
даже тогда, когда чувствуют, что полностью
правы. Обучение технике «Конструктивного
спора» в таком случае обеспечивает «устойчивость»
в ситуациях, связанных с выражением агрессии,
формируя умение в подобных условиях находить
приемлемую линию поведения.
«Супружеская конференция» и «Семейный совет»
Цель: предоставление членам семьи возможности свободно общаться между собой; обучение конструктивным способам взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций; поиск новых ресурсов для улучшения функционирования семьи.
Историческая справка: первоначально техника предложена терапевтами ад-лерианского направления. В дальнейшем идея семейного совета была популяризована Дрейкусом и его коллегами (Шерман Р., Фредман Н., 1997).
Процедура проведения
Техники «Супружеская конференция» и «Семейный совет» используются для улучшения качества внутрисемейных взаимоотношений. Они представляют собой регулярно проводимые встречи психолога с супругами или всеми членами семьи, в рамках которых создаются условия для улучшения семейных интеракций.
Алгоритм проведение техники «Супружеская конференция» Для оптимизации внутрисемейного общения супругам может быть предложена возможность регулярных встреч между ними и психологом. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, партнеры договариваются о встречах, выбирают наиболее удобные для обоих часы для их проведения и знакомятся со списком правил, который разрабатывается психологом с учетом индивидуальных особенностей данной супружеской пары и характера ее проблем.
Список правил может быть представлен следующими требованиями:
1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте как минимум один раз в неделю.
2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (примерно полчаса) на любую тему. Другой партнер должен в это время внимательно слушать, не перебивать и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Первый партнер может говорить ровно столько, сколько ему отведено времени. Если он заканчивает раньше, то оставшееся у него время супруги молчат.
3. Второй партнер кратко (в течение 3 минут) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и как он его понял. При этом запрещается осуждение и критика. Целью данного процесса является адекватное восприятие слов говорящего и признание его права на собственную позицию.
4. Далее второй партнер говорит в течение отведенного ему времени (равного тому, что было отведено для супруга, выступавшего первым), а первый его внимательно слушает.
5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в течение 3 минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что он адекватно воспринял позицию другого, а также то, что она, равно как и его собственная, имеет право на существование.
6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время.
7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься и обсуждаться вплоть до следующей встречи.
8. В начале следующей встречи супруги рассказывают о том, что с ними произошло в промежуток между встречами и как они к этому относятся. Психолог в соответствии с актуальной ситуацией корректирует правила проведения последующей конференции и еще раз повторяет задание.
Задача данной техники — сделать общение между партнерами более открытым, повысить сплоченность семьи, ослабить борьбу за власть и создать условия для обучения конструктивным способам решения семейных проблем.
Алгоритм проведения техники «Семейный совет»
«Семейный совет» представляет собой расширенный вариант техники «Семейная конференция».
Как и в предыдущей технике, психолог знакомит членов семьи с правилами проведения семейного совета:
1. Семья собирается в условленное время, удобное для всех членов семьи, и в условленном месте как минимум один раз в неделю.
2. Совет предполагает участие всех членов семьи, однако присутствие на нем добровольное. Вместе с тем тот, кто не участвовал в семейном совете, должен согласиться с условием следовать тем решениям, которые будут на нем приняты. Наиболее целесообразно, чтобы все члены семьи присутствовали на встрече.
3. Все члены семьи должны строго следовать решениям, принятым на совете. Если же они кем-то нарушаются, то такой инцидент должен обсуждаться на последующих встречах.
4. Каждый член семьи (как родители, так и дети) имеет право предложить вопросы для обсуждения.
5. Список вопросов может включать все, что имеет отношение к семейному функционированию.
6. На семейном совете запрещается обсуждать личности и их поведение. Это время и пространство предназначено для обсуждения проблем и способов их решения.
На следующих занятиях члены семьи делятся с психологом опытом проведения совета и обсуждают его. Данная техника помогает семье научиться договариваться и принимать совместные решения в процессе обсуждения семейных проблем. Опыт, полученный членами семьи в результате применения данной техники, способствует профилактике семейных конфликтов и повышает сплоченность семьи.