Техника семейной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Техника семейной терапии — комплекс приемов и предписаний, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее Функционирования.

Работа содержит 1 файл

василиса.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

самый основной вид слушания. Он состоит в умении психотерапевта молчать, оставаясь  внимательным и не вмешиваясь при  этом в рассказ или деятельность членов семьи. Пассивным этот процесс  можно назвать лишь условно, так  как он требует огромного внимания от психотерапевта. Условным понятием также является и «нерефлексивность», потому что при этом психотерапевт остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с семьей.

Существуют различные  варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых  действий со стороны психотерапевта: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания психотерапевт может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления.

      Рефлексивное (активное) слушание используется психологом для того, чтобы более точно понять суть высказываний членов семьи. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

    Например, жена сообщает психотерапевту: «Мой муж  грубо обращается со мной». «Грубо обращается»  — выражение, которое может иметь  самые различные значения: не помогает жене в домашних делах, игнорирует просьбы и словесные обращения, кричит на жену, избивает ее и др. Для того чтобы понять клиентку, психотерапевту необходимо уточнить, что она подразумевает под этими словами. С этой целью им может быть использован уточняющий вопрос: «Что именно Вы имеете в виду, говоря о том, что Ваш муж грубо обращается с Вами?»

    Психотерапевт поддерживает членов семьи в их способности  проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для них решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно им следует сделать в тех или иных ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит определенный член семьи либо понять суть семейного послания. Предполагается, что мысли и чувства членов семьи в процессе рассказа и выслушивания остальных участников психотерапии могут так изменяться, что семья начинает осознавать и разрешать свои проблемы, переживать инсайты, самостоятельно находить ответы на собственные вопросы, преодолевать свои внутренние противоречия.

    При рефлексивном слушании психотерапевт использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

    Эмпатическое  слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

    Эмпатия характеризуется переживанием особого  отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического  слушания — не сочувствие, а сопереживание, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психотерапевт не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рож-дерсу) — находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства.

    Эмпатическое  слушание включает в себя понимание  психологом чувств клиента и передачу этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме. 

    Техники воздействия

    Помимо  микротехник слушания, существуют техники  воздействия на клиента и семью. Техники воздействия — это приемы активного вовлечения психотерапевта в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента (семьи). Все теории консультирования и психотерапии базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. Уже своим присутствием семейный психотерапевт оказывает влияние на семью. В том случае, когда психотерапевт использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

    Техники воздействия тесно связаны с  техниками слушания. При оказании воздействия на семью (как и при выслушивании семьи) психотерапевт поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких, например, как: директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие.

    Овладеть  техниками воздействия гораздо  сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники

воздействия более  эффективны при достаточно редком использовании  в разумном сочетании с методами выслушивания.

    Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется во всех направлениях психотерапии. Согласно Р. Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным... Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену»

    Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой основывает свою работу психотерапевт. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения семьи на проблему.

Директива — самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

    □  свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство...»;

    □  гештальтметод работы с пустым стулом: «Представьте, что Ваша мать сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»;

    □  фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прошлое, в свое детство... Перед вами — девочка 5-6 лет. Эта девочка — Вы... Подойдите к ней поближе... Посмотрите, во что она одета, как выглядит... Вы можете спросить ее о чем-то важном...»;

    □  парадоксальная инструкция: пример работы с семьей, где жена психосо-матизируется из-за подавленной злости; ей уже удалили желчный пузырь, часть щитовидной железы, но она предпочитает разрушаться и не говорить мужу о своей злости и обиде. Жене: «В следующий раз, когда испытаете злость к мужу, не пытайтесь подавить ее. Наоборот, усильте свою злость, расскажите о ней окружающим, мужу... Желательно, чтобы Вы испытывали в день не меньше трех приступов злости». Мужу: «Когда жена скажет Вам о том, что злится на Вас, поблагодарите ее и заплатите ей 10 долларов. Помните, что она сэкономила эти деньги для Вас и семьи»;

    □  релаксация: «Закройте глаза... Почувствуйте свое тело... Расслабьте мышцы лица...»;

    □  пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее...»; 

   Конфронтация. Термин «конфронтация» имеет два смысла: (1) стоять напротив, смотреть в лицо и (2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента (семьи) и не должна вести к напряжению отношений.

    При конфронтации психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неясными, неадекватными. Важными для  понимания конфронтации являются понятия  «рассогласование» или «инконгруэнтность», отражающие следующие моменты в поведении: клиент дает двойные сообщения во время интервью («да, но»); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования — идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

    Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны, Выдумаете (чувствуете, поступаете)..., но с другой стороны, Выдумаете (чувствуете, поступаете...)». Консультант также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым используется возможность для клиента посмотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в своем рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация — метод, требующий такта и терпения.

    Задача  конфронтации — помощь клиенту в  раскрытии истинных намерений или целей его поведения.

      Терапевт может использовать уточняющий вопрос, например: «Денис, у тебя есть какие-нибудь предположения, почему во всех описанных ситуациях ты вел себя подобным образом?» Если клиент отвечает: «Я не знаю», терапевт может сообщить клиенту свою версию. Лучше, если эта версия будет изложена в форме вопросов, например: «Возможно ли, что...» или «Интересно, может ли быть так, что...». Выявление неосознаваемых, скрытых причин поведения производит сильное воздействие на клиента, однако может активизировать его защиты, поэтому использование вопросительной формы позволяет консультанту отказаться от гипотезы, если она вызывает сильное сопротивление.

Конфронтация  поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Чтобы клиент не почувствовал себя обвиняемым, лучше излагать предположения в виде гипотез, оставляющих пространство для личностного роста последнего. При этом следует помнить, что необходимо выстраивать тщательный баланс конфронтации с определенным количеством теплого, положительного отношения и уважения к клиенту.

    Самораскрытие — это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» психолога.

    Традиционный  психоанализ не использует технику самораскрытия, так как при этом психолог становится «прозрачным». В то же время общеизвестным является факт, что клиенты иногда сидят, ходят, говорят и даже думают так же, как их терапевты. Имитационное поведение, осуществляемое путем идентификации с психологом, — важнейший терапевтический фактор.

    Цель  данного технического приема — продемонстрировать, как в подобных ситуациях вели себя другие люди. В трудные, кризисные  моменты жизни человек склонен искать конкретные примеры для подражания.  
 

    Социометрические  техники

    Социометрические  техники представляют собой наиболее доступный способ исследования и реконструкции дисфункциональной семейной структуры в процессе психотерапии семьи.

    С помощью техник данной группы можно  получить адекватную информацию о функционировании семьи на всех четырех уровнях (от индивидуального до мегасистемного). Социометрические техники предоставляют психологу богатый материал об особенностях внутрисемейного взаимодействия, ролевых аспектах семейной структуры, границ, иерархии, близости между членами семьи, наличии/отсутствии разнообразных нарушений структуры, таких, например, как межпоколенные коалиции и альянсы, а также позволяют ему судить о положении каждого человека в семейной системе. Таким образом, данные методы, как правило, выступают и в качестве техник, и в качестве диагностических процедур. 

    «Семейная скульптура»

    Цель: изменение структуры и функционирования семьи. Данная техника широко используется семейными психотерапевтами и как метод диагностики семейной системы. В частности, проведение техники «Семейная скульптура» позволяет определить место индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, оценить степень психологической близости между членами семьи, выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, альянсы, нарушения иерархии), определить основные зоны конфликта.

    Суть  данной техники заключается в  том, что пространственное расположение людей (членов семьи) и объектов как результат процесса скульптурирова-ния указывает на основные особенности структуры семьи и внутрисемейных взаимоотношений «с точки зрения архитектора» (члена семьи, создающего скульптуру семьи). Таким образом, каждый член семьи создает пространственную репрезентацию семейной системы — «живой портрет» семьи, располагая в пространстве своих родственников согласно собственным представлениям о сложившейся в ней ситуации.

Информация о работе Техника семейной терапии