Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности
6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты", т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными", а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).
7. Бланковые
игры с классом. Основная идея
таких методик - играть со всем
классом и с каждым в
8. Ценностно-смысловые
опросники (главный акцент - на
нравственные аспекты
10.9. Основные стратегии
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) (см. Пряжников, 1999. С. 47-49).
А. Допустимые стратегии:
1. Тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности).
2. Информационно-просветительская (главная идея - вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он "сам разберется").
3. Рационалистическая.
Предполагается, что профессиональный
выбор и вообще
4. "Глубинная",
психоаналитическая стратегия,
5. "Гуманистическая-
6. Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях "рыночно-демократической" РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что "система" предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать "нужные" для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов.
7. "Частичные
услуги", предполагающие ограниченную
помощь, например, только профдиагностика,
или только профинформирование,
или помощь в принятии решения.
8. Идеологическая
(воспитательная, мировоззренческая).
В основе - предположение о том,
что на жизненные выборы
9. "Принудительная".
Подобная стратегия - для особых
случаев, например: при выборе
рода войск для призывника, при
распределении работ среди
10. Активизирующая
стратегия, в основе которой
лежит реальное взаимодействие
с клиентом и выведение его
на уровень субъекта
Б. Нежелательные стратегии:
1. Стратегия "обмана" В консультационной практике нередко возникает проблема: кого "обманывать" - клиента или начальника-заказчика (которые "обязывают" психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается "переубедить" (или "просветить") такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах "рапортовать", что работа выполнена "как положено". Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о "хитрости" психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает "правила игры" и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.
2. Стратегии "самообмана". Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто "манипулирует" клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является "полное удовлетворение" клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т.п. Можно выделить некоторые варианты "самообмана":
Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: "Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу". Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально "вьет из него веревки"… при этом сам клиент бывает очень рад, что работает с таким "знающим" и "приятным" специалистом.
Игра в "терапию". Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: "Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…". Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: "Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет").
"Деструктивно-
"Адаптивно-манипулятивная". Главная
проблема здесь: как
Развитие личности. Основные тезисы
Вопрос формирования и
развития личности слишком
Личность есть системное
качество. С этой точки зрения
исследование личности - это не
исследование отдельно
В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
I. Индивидные свойства как предпосылки развития личности
Индивид - то, в чем данный
человек подобен остальным;
"Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности
человека состоят именно в
том, что у него нет
Изучение индивидных
Индивидные особенности
(возрастно-половые и
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства
2. Определяют диапазон
3. Индивидные свойства
Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.
Использование индивидных
свойств как знаков лежит в
основе происхождения
Отдельные индивидные свойства и их роль.
Возраст - с ним связаны
сенситивные и критические
Сенситивные периоды - периоды
повышенной восприимчивости,
Критические периоды - наибольшая
чувствительность к
Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.
Пол - предпосылка развития
психологического пола
II. Социально-исторический
образ жизни как источник
Информация о работе Сущность профессионального самоопределения