Сущность профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Содержание

1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности

Работа содержит 1 файл

Сущность профессионального самоопределения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

          6. Активизирующие  профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты", т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными", а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

          7. Бланковые  игры с классом. Основная идея  таких методик - играть со всем  классом и с каждым в отдельности  (психолог играет на доске,  а каждый присутствующий - на своем  бланке). Данные методики позволяют  моделировать некоторые нравственные  аспекты таких "престижных" на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.

          8. Ценностно-смысловые  опросники (главный акцент - на  нравственные аспекты профессионального  и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые  игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих "свято", может быть воспринят как "морализаторство".

 

 

10.9. Основные стратегии организации  профориентационной помощи

 

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) (см. Пряжников, 1999. С. 47-49).

          А. Допустимые  стратегии:

          1. Тестологическая  (в основе - стандартизированные  испытания профпригодности).

          2. Информационно-просветительская (главная идея - вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он "сам разберется").

          3. Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный  выбор и вообще самоопределение  можно "рационально просчитать". Наиболее популярны сейчас разработка  и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства.

          4. "Глубинная", психоаналитическая стратегия, основанная  на выявлении "внутренних" стремлений  самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как "элитарные ориентации" (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного "успеха", с другой стороны).

          5. "Гуманистическая-психотерапевтическая", основанная на уважитель-ном отношении  к уникальности и целостности  самоопределяющегося человека. При  всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи "недооценивают роль социума в формировании личности" (по Б.В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых "осуществился личностный рост" на психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать с "конгруэнтными улыбочками") часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире.

          6. Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях "рыночно-демократической" РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что "система" предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать "нужные" для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов.

          7. "Частичные  услуги", предполагающие ограниченную  помощь, например, только профдиагностика,  или только профинформирование, или помощь в принятии решения.  Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме "частичных услуг", т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь.

          8. Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том,  что на жизненные выборы оказывают  сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея "служения царю и отечеству" в дореволюционной России или идеи "индустриализации", "освоения целины" и т.п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея "накопительства любыми путями" или даже идея "поскорее и подальше уехать из этой страны", а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации…). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении.

          9. "Принудительная". Подобная стратегия - для особых  случаев, например: при выборе  рода войск для призывника, при  распределении работ среди заключенных.  В ряде случаев - это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и даже унизительных выборах.

          10. Активизирующая  стратегия, в основе которой  лежит реальное взаимодействие  с клиентом и выведение его  на уровень субъекта построения  своей жизни. Важным условием  такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образует единую систему, и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.

 

Б. Нежелательные стратегии:

          1. Стратегия  "обмана" В консультационной  практике нередко возникает проблема: кого "обманывать" - клиента или начальника-заказчика (которые "обязывают" психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается "переубедить" (или "просветить") такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах "рапортовать", что работа выполнена "как положено". Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о "хитрости" психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает "правила игры" и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.

          2. Стратегии  "самообмана". Здесь психолог  оказывает неполноценную помощь или просто "манипулирует" клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является "полное удовлетворение" клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т.п. Можно выделить некоторые варианты "самообмана":

Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда  психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: "Все  равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу". Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально "вьет из него веревки"… при этом сам клиент бывает очень рад, что работает с таким "знающим" и "приятным" специалистом.

Игра в "терапию". Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: "Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…". Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: "Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет").

"Деструктивно-рекомендательная", выражается в стремлении "круто  менять судьбы людей" и часто  самоутверждаться таким образом самому (типично для начинающих профконсультантов).

"Адаптивно-манипулятивная". Главная  проблема здесь: как профконсультанту  не позволять манипулировать  самим собой. Например, в случах, когда клиент или мама клиента  уже решили для себя сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу - скорее для подтверждения своей правоты и одновременно перенесение ответственности на самого психолога-консультанта, если он "согласится" с клиентом).

Развитие личности. Основные тезисы

 

   Вопрос формирования и  развития личности слишком велик  и неоднозначен и рассматривается  приверженцами разных концепций  с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования  развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

   Личность есть системное  качество. С этой точки зрения  исследование личности - это не  исследование отдельно индивидных  свойств, психических процессов  и состояний человека, это исследование  его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

   В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

 

   I. Индивидные свойства как  предпосылки развития личности 

   Индивид - то, в чем данный  человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.

   "Индивидом рождаются,  а личностью становятся" (А.Н.  Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

   Биологические особенности  человека состоят именно в  том, что у него нет унаследованных  инстинктивных форм деятельности  и поведения. Этому подтверждение  - очень малый относительно взрослого  вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

   Изучение индивидных предпосылок  развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

   Индивидные особенности  (возрастно-половые и индивидуально-типические  свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

   Роль индивидных свойств: 

   1. Индивидные свойства характеризуют  преимущественно формально-динамические  особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

   2. Определяют диапазон возможностей  выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия  располагает к определенному  выбору видов деятельности).

   3. Индивидные свойства приобретают  особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

   Если индивидные свойства  человека становятся знаками,  они подчиняются сознательной  саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

   Использование индивидных  свойств как знаков лежит в  основе происхождения индивидуальных  стилей и открывает большие  возможности компенсации и коррекциии.

 

   Отдельные индивидные свойства и их роль.

   Возраст - с ним связаны  сенситивные и критические периоды  в жизни человека, а также возрастная  периодизация.

   Сенситивные периоды - периоды  повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в  данном возрасте к определенного рода воздействиям.

   Критические периоды - наибольшая  чувствительность к неадекватным  раздражителям ("повреждаемость").

   Потребности - если они  проявляются на уровне условий  существования деятельности, они  могут подчиняться механизмам  гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

   Пол - предпосылка развития  психологического пола личности, так как половая адекватная  роль не данность, а результат развития.

 

   II. Социально-исторический  образ жизни как источник развития  личности определяет, что присваивается,  приобщается личностью в процессе  ее движения в системе общественных  отношений, каковы возможности  выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.

Информация о работе Сущность профессионального самоопределения