Сущность профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Содержание

1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности

Работа содержит 1 файл

Сущность профессионального самоопределения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

          2. Для  жизненного самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

          3. Для  личностного самоопределения характерны: а) невозможность формализации  полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является… Личностью"); б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не "благоприятные" в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляются именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в "благополучные" эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто "наслаждаться жизнью", как это делает большинство обывателей. Такое самоопределение (в "благополучные" эпохи, полные "соблазнов" и "пошлости") может даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть "личностью".

          В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с "главным делом" жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.

          Но в  какой степени все это относится  к профессии психолог? Скорее  всего, для психолога (как и  для представителей других гуманитарных  и творческих профессий) личностное  самоопределение все-таки будет  связано, прежде всего, с основным  делом жизни. Например, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь мусорщик связывал со своей работой главный смысл своей жизни: скорее всего, он выполняет данную деятельность по необходимости и не рассматривает ее как главное средство реализации своих потребностей в творчестве. Но в творческих профессиях (в психолого-педагогических, например) у специалиста имеется счастливая возможность реализовать лучшие свои творческие устремления. Вопрос: все ли психологи готовы к такой самореализации и самотрансценденции, т.е. к постоянному расширению имеющихся устремлений и возможностей (по В. Франклу)?

          По каждому  из основных типов самоопределения  (профессиональному, жизненному  и личностному) можно условно  выделить подтипы, отличающиеся  по критерию широты диапазона,  по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий "больше-меньше" (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы "уровнями возможностей самоопределения". Можно условно выделить по пять таких "уровней" отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни - "уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на схеме-рисунке (см. рис. 10.1). Как уже отмечалось, по мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга. На схеме это отражено в виде направленных друг к другу стрелочек (см. рис. 10.1).

 

 

Рис. 10.1. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения

 

В целом можно выделить условно  примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):

          1. Агрессивное  неприятие деятельности по данному  типу, демонстративное игнорирование  и даже разрушение имеющихся  возможностей. Например, для психолога это может выражаться в постоянных "выяснениях отношений", склоками со своими коллегами, начальством или клиентами. При жизненном самоопределении это может быть, например, неиспользование возможностей для решения важных житейских проблем или создание искусственных трудностей для реализации каких-то благородных общественных дел.

          2. Молчаливое  избегание деятельности по данному  типу. Например, психолог ищет на  работе любую возможность, чтобы  не выполнять свои профессиональные  обязанности. В житейской жизни это проявляется в банальной лени и жизненной пассивности.

          3. Реализация  стереотипных способов деятельности. Например, психолог работает только "по инструкции", сам существенно  обедняя свою профессиональную  жизнь и не реализуя в полной мере даже те возможности, которые у него наверняка имеются. В жизни это проявляется в банальных, стереотипизированных и потому неизбежно "пошлых" способах проведения досуга (пьянстве, сидении перед телевизором, когда вместо реальной жизни человек уходит в вымышленный мир и т.п.). Опасность данного уровня в том, что формально человек делает все, что "положено" и никаких придирок к нему быть не может (вреда от такого человека нет, а для общества он даже "полезен"… как какая-то "нужная" вещь или домашнее животное), но при этом жизнь такого человека проходит обычно впустую и иногда под конец жизни человек это даже может осознать…

          4. Стремление  усовершенствовать отдельные элементы  своей деятельности, т.е. фактическое  начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности. Например, психолог не просто делает, что "положено", но стремится сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, берется за новые, более сложные задачи или ищет неординарные способы и методы работы. В жизни это проявляется в существенном изменении взаимоотношений с окружающими людьми, в поиске новых возможностей для решения имеющихся жизненных проблем и т.п.

          5. Наконец,  высший уровень - стремление существенно  усовершенствовать свою деятельность в целом. Например, психолог в своей работе кардинально меняет уже не отдельные способы, а весь характер и даже цели своего труда, что часто предполагает непонимание окружающих и даже конфликты с ними, что, естественно, не каждому "по плечу, не каждому дано. В жизни это может выражаться в существенном изменении всего образа жизни, в поиске принципиально новых подходов к решению важных жизненных проблем и т.п.

          На представленной  схеме обозначены отдельными (вертикальными)  стрелочками также варианты, когда человек находит для себя возможность реализовать свой творческий потенциал за рамками общепринятых представлений (см. рис. 10.1, стрелка, направленная вверх). Однако, как уже не раз отмечалось, для начинающего психолога такой вектор развития может оказаться буквально "роковым", поскольку для данного уровня самореализации (а скорее даже - для самотрансценденции, т.е. для выхода за рамки самого себя и за рамки общепринятых представлений) все-таки нужна солидная "база" и опыт самореализации на более доступных уровнях. Иначе начинаются проблемы, характерные для так называемых "непризнанных гениев". Нижняя стрелка на схеме (см. рис. 10.1) указывает на потенциальную возможность духовной и личностной деградации, когда самоопределяющийся психолог буквально расходует себя на различные "мелочи жизни" и теряет более значительную и оптимистичную перспективу своего развития.

          Таким  образом, данная схема еще раз  подтверждает известную мысль  о том, что даже при ограниченных  возможностях можно реализовать себя в качестве полноценной личности. Но все-таки более желательная для творческой личности ситуация выражается в том, чтобы и возможности свои расширять, и находить в себе силы для реализации этих расширяющихся возможностей.

          По нашим  наблюдениям, в молодости начинающие студенты и специалисты большее внимание уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей - это дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. Идеальной ситуацией могла бы считаться следующая: студентов специально обучают реализации малых возможностей, ведь профессиональная судьба не у всех будет складываться благоприятно (кому-то придется довольствоваться на первых этапах весьма ограниченными возможностями для профессионального роста и построения успешной карьеры); работающих специалистов поощряют расширению своих профессиональных возможностей. Но поскольку все это реально почти не делается, то перед самоопределяющимся студентом или уже работающим психологом-специалистом возникает новая творческая задача - одновременное расширение своих профессиональных возможностей и повышение в себе готовности (уровня) к полноценной реализации имеющихся возможностей.

 

 

10.7. Основные методы профориентации

 

Сущность любой методики - расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным  обаянием, высокими импровизационными  возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие "эффективно работающие" методики. Правда, если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, удачно выбранная методика может "подстраховать" его, т.к. постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно.

          Обычно  при рассмотрении практической  методики выделяют: 1) имитационную  модель, где отражается смысл  и содержание методики и 2) психотехническую  модель, где отражены процедура,  условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как "внешнему средству", представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как "внутреннему средству работы психолога".

          Как  отмечает Е.А. Климов, методика - это  как минимум совокупность внешних  и внутренних средств профессиональной  деятельности психолога (Климов, 1988. С. 117-118). Иногда бывает так,  что психолог хорошо разбирается  в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами практически. И тогда использование методики будет менее эффективным.

          При  прогнозировании эффективности  методики важно еще учесть, насколько  предполагаемые учащиеся (клиенты)  готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: "Нашим школьникам тесты уже надоели"). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться "просветить-переубедить" администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то "полуподпольно", чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.

          Ниже  представлены основные группы  методов профориентации, составленные  в соответствии с выделенными  ранее основными целями профориентационной  помощи (см. Пряжников, 1997, 1999).

Информационно-справочные, просветительские методы:

профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно  искать более компактные и понятные формы описания профессий);

справочная литература (при условии  достоверности такой справочной информации);

информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

профессиональная реклама и  агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности  для тех, кому такая реклама предназначена);

экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

встречи школьников со специалистами  по различным профессиям (при условии  специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);

познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем  самоопределения;

профориентационные уроки со школьниками  как система занятий (а не как  отдельные "мероприятия");

учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);

использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с  телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");

различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и  с выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):

беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных  вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о  клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для  клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем  определение способностей к профессии);

Информация о работе Сущность профессионального самоопределения