Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности
2. Для
жизненного самоопределения
3. Для
личностного самоопределения
В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с "главным делом" жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.
Но в
какой степени все это
По каждому
из основных типов
Рис. 10.1. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения
В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):
1. Агрессивное
неприятие деятельности по
2. Молчаливое
избегание деятельности по
3. Реализация
стереотипных способов
4. Стремление
усовершенствовать отдельные
5. Наконец,
высший уровень - стремление существенно
усовершенствовать свою деятель
На представленной схеме обозначены отдельными (вертикальными) стрелочками также варианты, когда человек находит для себя возможность реализовать свой творческий потенциал за рамками общепринятых представлений (см. рис. 10.1, стрелка, направленная вверх). Однако, как уже не раз отмечалось, для начинающего психолога такой вектор развития может оказаться буквально "роковым", поскольку для данного уровня самореализации (а скорее даже - для самотрансценденции, т.е. для выхода за рамки самого себя и за рамки общепринятых представлений) все-таки нужна солидная "база" и опыт самореализации на более доступных уровнях. Иначе начинаются проблемы, характерные для так называемых "непризнанных гениев". Нижняя стрелка на схеме (см. рис. 10.1) указывает на потенциальную возможность духовной и личностной деградации, когда самоопределяющийся психолог буквально расходует себя на различные "мелочи жизни" и теряет более значительную и оптимистичную перспективу своего развития.
Таким
образом, данная схема еще раз
подтверждает известную мысль
о том, что даже при
По нашим наблюдениям, в молодости начинающие студенты и специалисты большее внимание уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей - это дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. Идеальной ситуацией могла бы считаться следующая: студентов специально обучают реализации малых возможностей, ведь профессиональная судьба не у всех будет складываться благоприятно (кому-то придется довольствоваться на первых этапах весьма ограниченными возможностями для профессионального роста и построения успешной карьеры); работающих специалистов поощряют расширению своих профессиональных возможностей. Но поскольку все это реально почти не делается, то перед самоопределяющимся студентом или уже работающим психологом-специалистом возникает новая творческая задача - одновременное расширение своих профессиональных возможностей и повышение в себе готовности (уровня) к полноценной реализации имеющихся возможностей.
10.7. Основные методы профориентации
Сущность любой методики - расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие "эффективно работающие" методики. Правда, если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, удачно выбранная методика может "подстраховать" его, т.к. постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно.
Обычно
при рассмотрении практической
методики выделяют: 1) имитационную
модель, где отражается смысл
и содержание методики и 2) психотехническую
модель, где отражены процедура,
условия использования методики
Как
отмечает Е.А. Климов, методика - это
как минимум совокупность
При
прогнозировании эффективности
методики важно еще учесть, насколько
предполагаемые учащиеся (клиенты)
готовы воспринять смоделирован
Ниже
представлены основные группы
методов профориентации, составленные
в соответствии с выделенными
ранее основными целями
Информационно-справочные, просветительские методы:
профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
информационно-поисковые
профессиональная реклама и
агитация (при условии достоверности,
оперативности и
экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
познавательные и
профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");
учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");
различные "ярмарки профессий"
и их модификации, уже показавшие
свою эффективность в
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
Информация о работе Сущность профессионального самоопределения