Сущность профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Содержание

1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности

Работа содержит 1 файл

Сущность профессионального самоопределения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е.А. Климову);

"личностные" опросники (требуется  особая подготовка профконсультантов  при их использовании, понимание  смысла и ограничений применения  такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на "референдумах" и при "голосованиях", когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на "жлобовство"); таким образом, получается, что тест на "личностность" - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме жизни;

проективные личностные тесты (требуется  особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов  работы психолога - по Е.А. Климову (при  условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и  параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

сбор косвенной информации о  клиенте от знакомых, от родителей  и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности  и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной  информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение "стукачей" и доносчиков);

психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл  для профессий с особыми условиями  труда, а в специальных исследованиях  могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

"профессиональные пробы"  в специально организованном  учебном процессе по типу "F-теста"  японского профессора Фукуямы  (см. Укке, 1990), что обычно требует  очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

использование различных игровых  и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком");

использование для исследования работника  различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается  и прогнозируется сама готовность осваивать  новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной  поддержки клиентов:

группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной  атмосферы взаимодействия, но не для  решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием  подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

сложные методы индивидуальной и групповой  психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия  и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;

"пламенные" публичные выступления,  несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно  самостоятельно в себе развивать);

различные положительные (успешные) примеры  самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

"праздники труда", повышающие  престиж конкретных профессий  (естественно, при умелой организации  и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие").

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

использование различных схем альтернативного  выбора из уже имеющихся вариантов  выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

 

 

 

10.8. Методы активизации профессионального  самоопределения

 

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:

          1. Интересность, увлекательность процедуры методики  для данных клиентов.

          2. Личная  значимость обсуждаемых в методике  вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме).

          3. Добровольность  участия клиентов в процедуре  данной методики (как известно, "насильно  играть не заставишь", и тем более насильно не активизируешь, т.к. есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).

          4. Двухплановость  действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных  действий (реальные эмоции, разговоры,  действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных "пространств" самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный "мысленный эксперимент" (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако, не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к "мысленному экспериментированию"), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными "прихлопам" и "притопами"), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.

5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:

выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента  о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);

обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес.

 

Таким образом, активизирующая методика - это не просто "интересная" для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

          Если  сравнивать активизирующую методику  с игровыми методами, то активизирующая  методика - это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно "скучная процедура".

          Как  уже отмечалось в предыдущих  разделах пособия, активизация  направлена на формирование субъекта  профессионального самоопределения  и предполагает не только формирование  у консультируемого подростка  интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

          Важно  понимать то, что почти любая  методика и форма работы обладают  определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно "неактивная" форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

          Другой  пример - беседа. При умелой организации,  а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т.п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, часто ориентируясь лишь на "конкретную помощь" в конкретной (однозначной) ситуации.

          И все-таки  существуют методы, у которых  активизирующий потенциал представлен  в более доступном и понятном  для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими (см. Видео). Более подробно активизирующие игры рассмотрены в других пособиях (см. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера", 1998; Пряжников, 1991, 1996; Психологическое сопровождение выбора профессии, 1998 и др.). Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

          1. Профориентационные  игры с классом - рассчитаны  на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более "скромный" эффект, чем более длительные "терапевтические" группы и консультации.

          2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

          3. Карточные  профконсультационные методики. Выделяются  две основные группы карточных  методик: а) информационно-поисковые системы - ИПС ("профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые "трудности", часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3-6 человек, что в условиях "рынка" оказалось "нерентабельно"); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2,5-3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи) (см. Видео).

          4. Настольные  карточные игры (они были разработаны  с учетом интереса подростков  к настольным играм). Поначалу  эти методики задумывались как  "домашнее средство", хотя опыт  показал, что они эффективны  и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере) (см. Видео).

          5. Бланковые  карточные методики: идея - самостоятельное  изготовление участниками карточек  и игровых бланков, с последующей  игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть при изготовлении методик от "спонсоров-благотворителей" и от "умников-редакторов" различных "солидных" издательств.

Информация о работе Сущность профессионального самоопределения