Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности
На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения (Там же. С. 26-28):
1) гармоничное
(благополучное настоящее при
позитивном будущем;
2) стагнирующее
(благополучное настоящее при
негативном будущем; страх
3) беспечное
(благополучное настоящее,
4) бесперспективное
(благополучное настоящее;
5) негативное
(неблагополучное настоящее,
6) защитное
(неблагополучное настоящее,
7) фантазийное
(неблагополучное настоящее,
8) прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; "адаптивность", проекция в будущее заимствованных ценностей);
9) гедонистическое (успешная
10) зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
11) бездуховное (успешная
12) пассивное (нереализованные
13) невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы);
14) бездейственное (нереализованные
ценности в настоящем,
15) отсроченное (нереализованные
ценности в настоящем,
Интересную типологию людей предложил отечественный психолог Б.С. Братусь, использовав для этого такой критерий, как способ отношения к другим людям (см. Братусь, 1994):
эгоцентрический человек (другой человек для него рассматривается как вещь);
группоцентрический человек (другие люди делятся для него на "своих" или "не своих");
гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность человека становится всеобщей, откуда следует и другой принцип: нравственность - это основа существования человека);
духовный, эсхатологический человек, связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и других как существ особого рода, что в итоге приближает человека к божественному, к единению с Богом.
Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) неплодотворную ориентацию и 2) плодотворную. При этом сам "характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера" (Фромм, 1992. С. 63).
1. Неплодотворные ориентации
рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное для такого человека - получить его, чтобы человека "одаривали", "любили" и т.п.; отсюда - вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопросам человек проявляет пассивность и т.п.;
эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого человека - забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен девиз: "краденый плод - самый сладкий";
стяжательская ориентация: благо - у самого себя, в себе и главное для "стяжателя" - это сохранить свое благо от других, сэкономить; "сохранить" означает также и память о прошлом и бережное отношение к существующим привязанностям;
рыночная ориентация, которой Э. Фромм посвящает значительное место в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями: а) важно не само благо, а его "меновая стоимость" на "рынке личностных ценностей"; б) материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а "от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование"; в) "человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды"; д) Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где идентичность понимается как единство человека и его дела: "я то, что я делаю"; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделяются: "я то, чего изволите" (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих). Когда всеобщее мнение становится над индивидуальным "я", отношения между людьми становится поверхностными, поскольку общаются уже "не сами люди, а взаимозаменяемые товары"; ж) сущность "рыночной личности" - это "пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством". В итоге "проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи".
2. Плодотворная ориентация
По Э. Фромму, плодотворность (плодотворная ориентация) рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на "успех", а именно "как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни... Мы имеем в виде характер человека, а не его успех". В итоге главная ориентация - это ориентация на самого человека, на самого себя... При этом сама плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную. Например, Э. Фромм пишет, что "человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит" (см. Фромм, 1992. С. 66-111).
Для творчески ориентированного психолога интересны будут и несколько ироничные (и самоироничные) типы личности ученого, выделенные Г. Селье (Селье, 1987. С. 35-45):
"Делатели", которые подразделяются на: а) "собирателей фактов" (обычно они начисто лишены воображения, но их труд полезен для других ученых); б) "усовершенствователей" (постоянно пытаются "улучшить" аппаратуру и методы исследования; они достаточно оригинальны и увлечены своей работой).
"Думатели" подразделяются на: а) "книжных червей" (чистая форма теоретика, обладателя энциклопедическими познаниями; обычно безжалостны на экзаменах, которые используют в основном для демонстрации своих познаний); б) классификаторов (в отличие от "собирателя фактов" стремятся выстроить из этих фактов систему); в) аналитиков (стараются докопаться до "первоосновы", но часто забывают как вновь "собрать" вещи и исследуемые объекты, только что разобранные на составляющие).
"Чувствователи"
"крупных боссов" (главная
цель - успех ради успеха, в том
числе и в науке; любят
"хлопотунов" (хотят сделать
все побыстрее; часто они не
любят Природу, а "лишь
людей типа "рыбья кровь" (демонстративно невозмутимые скептики, эпитафией конца их профессионального пути могла бы служить надпись: "Ни достижений, ни попыток, ни ошибок");
"высушенных лабораторных дам"
(резкие, недружелюбные, властные
и лишенные воображения
"самолюбователей" (воплощения чистого эгоцентризма, пребывающие в постоянном восторге от своих талантов и готовые на любые жертвы для их реализации; сами подразделяются на "мимозоподобных самолюбователей" и "сварливых тореодороподобных самолюбователей");
"агрессивных спорщиков" (в школе они были "умненькими всезнайками", а в науке - это опасная разновидность "самолюбователя");
"первостатейных акул" (главная
их цель - вставить свою фамилию
в возможно большее число
"святых" (это воистину Рыцари
Добра и Справедливости, но нередко
их "самоуничижительный альтруизм"
"святоши" (это искусная ханжеская имитация подлинно "святого" типа);
"добрячков" (в школе это обычно любимчики учителя, но их "пресная невинность, полное отсутствие воображения и инициативы делают их непригодными для творческого научного исследования".
"Идеальные" типы: а) "Фаусты
- идеальные учителя и
Представленные выше варианты "пространств"
самоопределения и выборов
Другой вопрос - каким образом лучше проводить такую нетрадиционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации. Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В. Франкла, предложившего метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны человеческой жизни (см. Франкл, 1990).
Заметим
также, что психологические
10.6. Типы и уровни
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или молодому специалисту, можно попытаться выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые и могут рассматриваться как возможные ориентиры профессионального развития и саморазвития психолога.
Сама
идея этих типов и уровней
была подсказана одним
Условно
можно выделить следующие
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.
1. Для
профессионального
Информация о работе Сущность профессионального самоопределения