Сущность профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Содержание

1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности

Работа содержит 1 файл

Сущность профессионального самоопределения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

          На основании  этого М.Р. Гинзбург выделяет  следующие типы личностного самоопределения (Там же. С. 26-28):

          1) гармоничное  (благополучное настоящее при  позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не  требуется);

          2) стагнирующее (благополучное настоящее при  негативном будущем; страх перед  будущим);

          3) беспечное  (благополучное настоящее, видение  будущего без целенаправленного  планирования; ожидание благополучия  и того, что все будет происходить  "само собой");

          4) бесперспективное (благополучное настоящее; планирование  будущего при отсутствии его ценности как "вынужденное");

          5) негативное (неблагополучное настоящее, негативное  будущее; ощущение безнадежности);

          6) защитное (неблагополучное настоящее, позитивное  планирование будущего; "бегство  в будущее");

          7) фантазийное  (неблагополучное настоящее, позитивное  будущее при отсутствии его  планирования; "бегство в грезы  о будущем");

          8) прагматичное (успешная самореализация  при отсутствии ценностей и  экзистенциальной ориентации; "адаптивность", проекция в будущее заимствованных ценностей);

          9) гедонистическое (успешная самореализация  при отсутствии ценностей, экзистенциальной  ориентации, позитивных образов  будущего и планирования; погоня  за сиюминутными удовольствиями);

          10) зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);

          11) бездуховное (успешная самореализация  и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, "эмоциональная уплощенность");

          12) пассивное (нереализованные ценности  в настоящем, позитивное планируемое  будущее; нереализованность в  настоящем);

          13) невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы);

          14) бездейственное (нереализованные  ценности в настоящем, позитивное  непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний);

          15) отсроченное (нереализованные  ценности в настоящем, негативное  планируемое будущее; отсрочка  реализации нереализованных ценностей).

Интересную типологию  людей предложил отечественный  психолог Б.С. Братусь, использовав для этого такой критерий, как способ отношения к другим людям (см. Братусь, 1994):

эгоцентрический человек (другой человек для него рассматривается  как вещь);

группоцентрический человек (другие люди делятся для него на "своих" или "не своих");

гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность человека становится всеобщей, откуда следует и другой принцип: нравственность - это основа существования человека);

духовный, эсхатологический человек, связанный с проблемой  конечности и бесконечности жизни; осознание себя и других как существ  особого рода, что в итоге приближает человека к божественному, к единению с Богом.

 

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию  предложил Э. Фромм. Он выделил два  основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) неплодотворную ориентацию и 2) плодотворную. При этом сам "характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера" (Фромм, 1992. С. 63).

1. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:

рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное  для такого человека - получить его, чтобы человека "одаривали", "любили" и т.п.; отсюда - вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопросам человек проявляет пассивность и т.п.;

эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого человека - забрать эти блага силой  или хитростью, даже когда сам  человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для  эксплуататорского человека важен девиз: "краденый плод - самый сладкий";

стяжательская ориентация: благо - у  самого себя, в себе и главное  для "стяжателя" - это сохранить  свое благо от других, сэкономить; "сохранить" означает также и память о прошлом  и бережное отношение к существующим привязанностям;

рыночная ориентация, которой Э. Фромм посвящает значительное место  в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями: а) важно  не само благо, а его "меновая стоимость" на "рынке личностных ценностей"; б) материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а "от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование"; в) "человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды"; д) Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где идентичность понимается как единство человека и его дела: "я то, что я делаю"; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделяются: "я то, чего изволите" (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих). Когда всеобщее мнение становится над индивидуальным "я", отношения между людьми становится поверхностными, поскольку общаются уже "не сами люди, а взаимозаменяемые товары"; ж) сущность "рыночной личности" - это "пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством". В итоге "проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи".

 

2. Плодотворная ориентация представлена  у Э. Фромма не столь четко,  как ориентации неплодотворные. При этом сам автор замечает, что ХХ в. "блистает отсутствием" образов "достойного человека в достойном обществе, какими они должны быть", в ХХ в. все сосредоточились на "критическом анализе человека и общества", поэтому трудно предложить что-то конструктивное в обществе, где любая попытка хотя бы "помечтать" о достойном часто подвергается осмеянию и весьма циничному отношению.

          По Э.  Фромму, плодотворность (плодотворная  ориентация) рассматривается не  как активность, приводящая к  практическим результатам, и не как ориентация на "успех", а именно "как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни... Мы имеем в виде характер человека, а не его успех". В итоге главная ориентация - это ориентация на самого человека, на самого себя... При этом сама плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную. Например, Э. Фромм пишет, что "человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит" (см. Фромм, 1992. С. 66-111).

Для творчески ориентированного психолога  интересны будут и несколько  ироничные (и самоироничные) типы личности ученого, выделенные Г. Селье (Селье, 1987. С. 35-45):

"Делатели", которые подразделяются  на: а) "собирателей фактов" (обычно  они начисто лишены воображения, но их труд полезен для других ученых); б) "усовершенствователей" (постоянно пытаются "улучшить" аппаратуру и методы исследования; они достаточно оригинальны и увлечены своей работой).

"Думатели" подразделяются на: а) "книжных червей" (чистая форма теоретика, обладателя энциклопедическими познаниями; обычно безжалостны на экзаменах, которые используют в основном для демонстрации своих познаний); б) классификаторов (в отличие от "собирателя фактов" стремятся выстроить из этих фактов систему); в) аналитиков (стараются докопаться до "первоосновы", но часто забывают как вновь "собрать" вещи и исследуемые объекты, только что разобранные на составляющие).

"Чувствователи" подразделяются  на:

"крупных боссов" (главная  цель - успех ради успеха, в том  числе и в науке; любят работать  в "соавторстве", умеют "нажимать  на рычаги" и перекладывать  свою работу на других; обычно  постоянно участвуют в застольях  "с сильными мира сего" и заседают в различных комиссиях);

"хлопотунов" (хотят сделать  все побыстрее; часто они не  любят Природу, а "лишь насилуют  ее");

людей типа "рыбья кровь" (демонстративно невозмутимые скептики, эпитафией конца  их профессионального пути могла бы служить надпись: "Ни достижений, ни попыток, ни ошибок");

"высушенных лабораторных дам" (резкие, недружелюбные, властные  и лишенные воображения женские  двойники "рыбьей крови");

"самолюбователей" (воплощения  чистого эгоцентризма, пребывающие  в постоянном восторге от своих талантов и готовые на любые жертвы для их реализации; сами подразделяются на "мимозоподобных самолюбователей" и "сварливых тореодороподобных самолюбователей");

"агрессивных спорщиков" (в  школе они были "умненькими  всезнайками", а в науке - это опасная разновидность "самолюбователя");

"первостатейных акул" (главная  их цель - вставить свою фамилию  в возможно большее число публикаций);

"святых" (это воистину Рыцари  Добра и Справедливости, но нередко  их "самоуничижительный альтруизм"  препятствует успехам в науке, хотя в практике они могли бы оказаться весьма полезными работниками);

"святоши" (это искусная ханжеская  имитация подлинно "святого"  типа);

"добрячков" (в школе это  обычно любимчики учителя, но  их "пресная невинность, полное  отсутствие воображения и инициативы делают их непригодными для творческого научного исследования".

"Идеальные" типы: а) "Фаусты - идеальные учителя и руководители"; б) фамулусы - идеальные ученики  и сотрудники (в отличие от  Фаустов у них все еще впереди). При этом сам Г. Селье отмечает, что "идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать путь". (Селье, 1987. С. 45).

 

Представленные выше варианты "пространств" самоопределения и выборов позволят, на наш взгляд, рассматривать не только традиционно понимаемые профессиональные выборы (например, выбор "вот этой", данной профессии или места работы), но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться. Нам представляется, что и при решении профориентационных задач профконсультант может и должен информировать клиента (молодого или уже взрослого) о возможном "поле", "пространстве" смыслов самоопределения в конкретном труде.

          Другой  вопрос - каким образом лучше проводить такую нетрадиционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации. Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В. Франкла, предложившего метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны человеческой жизни (см. Франкл, 1990).

          Заметим  также, что психологические пространства  самоопределения могут быть как  субъективными (представленными  в сознании данного человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Проблема профессионального консультирования состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и "желаемые" самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).

 

 

10.6. Типы и уровни профессионального  самоопределения

 

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или молодому специалисту, можно попытаться выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые и могут рассматриваться как возможные ориентиры профессионального развития и саморазвития психолога.

          Сама  идея этих типов и уровней  была подсказана одним интересным  наблюдением за дискуссией в  Институте профессионального самоопределения  РАО, где достаточно серьезные  профессора и академики никак  не могли разобраться, кем же  является "укладчица зефира" - профессионалом или специалистом и, соответственно, чем является ее трудовая деятельность - профессией или специальностью? А может, в силу своей простоты и незамысловатости, она не является и ни тем, и ни другим? Применительно к проблеме профессионального самоопределения психолога, можно поставить и такой вопрос: нет ли в реальной психологической деятельности (практической или даже теоретической) профессиональных задач, реально решаемых на уровне, аналогичном уровню "укладчицы зефира"? Быть может, некоторые психологи, ставящие перед собой упрощенные задачи, реально не могут претендовать в своей работе не только на то, чтобы называться "профессионалами", но и на то, чтобы считать себя даже "специалистами"? Но тогда кем они могли бы себя считать и как это соотносится с проблемой профессионального и личностного самоопределения и самореализации в профессиональном труде?

          Условно  можно выделить следующие основные  типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной "профессионал", да и окружающие говорят о таком человеке как о "настоящем поэте".

          Основными  отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

          1. Для  профессионального самоопределения  характерны: а) большая формализация (профессионализм отражается в  дипломах и сертификатах, в трудовой  книжке, в результатах труда и т.п.); б) для профессионального самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

Информация о работе Сущность профессионального самоопределения