Сущность профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Содержание

1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности

Работа содержит 1 файл

Сущность профессионального самоопределения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

          3. В.  Франкл рассматривает разные  варианты смыслов ("три триады  смыслов") и выделяет самый  главный из них - смысл страдания, но "только такого страдания, которое меняет человека к лучшему" (см. Франкл, 1990). Правда, до него еще Ф.Ницше писал, что "место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести". Если взять за основу страдание ради самоулучшения, то остается вопрос: в каком направлении улучшаться, к каким идеалам стремиться? И хотя сам В. Франкл, да и Ф. Ницше дают примерные ориентиры саморазвития, но построение "пространств" выбора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент, да и сам психолог-консультант остаются в растерянности.

          4. Дж. Ролз  в своей известной работе "Теория  справедливости" (1995) выделяет "первичное  благо" - чувство собственного  достоинства. Можно вновь поставить  вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интересный вопрос: а это все зачем? Многие обычно теряются с ответом, т.к. ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, "приобщился к культуре, обежав за два часа весь Лувр"), но часто главный для него смысл заключается в том, чтобы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, например, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки или от рассказов об этой поездке в кругу "друзей", или же от воспоминаний о ней. То есть смысл - не в поездке, а вне ее.

          Но тогда возникает вопрос: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т.п.)? Один из наиболее убедительных вариантов ответа: для повышения чувства собственной значимости. Таким образом, даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом: деньги - это одно из средств для повышения чувства собственного достоинства. Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Если отбросить обиды и возмущения по поводу приведенных выше рассуждений, то выделение чувства собственного достоинства как "исходной" категории позволит лучше понимать многих клиентов, их "первичные", более сущностные представления о ценностях и благах, а значит и о смыслах своей профессиональной жизни.

          5. Если  попытаться несколько развить  идею "первичного блага" и  чувства собственного достоинства,  то можно выделить еще один вариант смысла - стремление к элитарности (см. Пряжников, 2000). Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть "из грязи в князи" (в том числе и через "удачно" выбранную профессию, и через "удачное" трудоустройство). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а так называемые "авантюристы", которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться (или точнее - подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.

          В.А. Поляков в своей известной книге "Технология карьеры" откровенно выделяет две главные цели (мы бы сказали - смысла) при построении "успешной" карьеры: первое - "добиться высокого положения в обществе", и второе - добиться "высокого дохода" (см. Поляков, 1995. С. 5).

          Конечно,  элитарные ориентации в профессиональном  самоопределении предполагают не  только "престиж" и "высокий  заработок", но и действительно  творческое построение своей  жизни, ориентацию на высшие  человеческие идеалы и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где - псевдоэлита.

 

 

10.3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности  в труде

 

Известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо", которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж.Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, самоуважение включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения" (Ролз, 1995. С. 385).

          Таким  образом, достойным может считать  себя только тот человек, который  "уверен в собственных способностях" и готов реализовать свою концепцию  блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои "концепции блага", которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. Если взять за основу ту точку зрения, что все люди должны в равной степени любить друг друга, то это окажется заведомым самообманом, ибо на такое способен лишь Сам Господь Бог, отмечает Дж.Ролз. Поэтому необходимо искать новые подходы, в частности Дж.Ролз предлагает свою концепцию "справедливости как честности".

          Только  в "справедливом обществе", отмечает Дж.Ролз, люди должны  стремиться к тому, чтобы уравновесить  свои интересы, т.е. "договориться" и пойти на определенные уступки  друг другу. А это означает, что даже в "справедливом обществе" неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность всего этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества (см. Ролз, 1995). Естественно, все это имеет прямое отношение и к трудовой деятельности, где как раз и происходит основная самореализация личности.

           И  именно здесь человек превращается  из "отдельно взятого индивида" в подлинную личность, сопричастную  общественным интересам, и у  человека появляется то, что "поздний" А. Адлер называл "чувством сопричастности с обществом" (от нем. - Gemeinschaftsgefuhl) и к чему призывал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше - Культуры), не столько "теряет" свое достоинство в неизбежных уступках интересам других людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорить, что достоинство проходит настоящую проверку - проверку значимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обществу в целом.

          Правда, еще французский революционер  и писатель Н. Шамфор с горечью  заметил, что "слишком большие  достоинства подчас делают человека  непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, особенно - мелочь". А это значит, что проблема для многих людей все-таки остается.

          Самореализация  в труде, понимаемая как стремление  утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости, реально сталкивается с серьезными трудностями:

          1. Готово  ли общество справедливо оценивать  вклад каждого человека в общее  благосостояние? Мы считаем, что  пока не готово.

          2. Готов  ли конкретный человек, понимая, что его труд часто по справедливости не оценивается, тем не менее добровольно и творчески реализовать свои лучшие таланты в труде? Мы считаем, что реально таких людей очень немного, их иногда считают "почти святыми" или … дураками.

          3. Есть ли на данный момент единство в понимании, того что "достойно" и "недостойно"? Если бы такое понимание было на уровне общественного сознания, то многим людям проще стало бы ориентироваться на истинные ценности культуры, и соответственно проще реализовывать себя в культуре в качестве полноценных субъектов. Но пока даже многие ведущие деятели современной культуры сильно запутались в этих вопросах, что проявляется в постоянно сменяющих друг друга "кризисах культуры". И если для самой культуры эти кризисы помогают в рефлексии своих проблем, то для неподготовленного обывателя это сильно осложняет проблемы личностного и профессионального самоопределения. Особенно остро эти проблемы стоят в современной России, где немалая часть так называемой творческой интеллигенции уже сумела продемонстрировать свою приверженность лучшим идеалам справедливости и собственного достоинства. По этому поводу известный отечественный драматург В. Розов с сожалением писал: "Я не люблю интеллигентский холуяж. Откровенный холуяж, который я заметил еще на первом сборище в Бетховенском зале в Кремле на встрече Президента с представителями творческой интеллигенции. Я тогда выступил в "Правде" и больше меня на подобные холуяжи не приглашали" (Розов, 1996. С. 6). Еще раньше известный писатель-антифашист говорил о том, что "мечта рабов - рынок, где можно покупать себе господ" и т.п.

          Таким  образом, проблема человеческого  достоинства может лишь быть  вновь обозначена уже в контексте  самореализации человека в трудовой  деятельности, но само решение данной проблемы во многом еще представляется делом самого человека. А зависит это от того, насколько он сам воспримет возможности своей профессиональной деятельности в качестве условия для полноценного личностного развития.

 

 

10.4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения

Условно можно выделить следующие  основные группы задач профессионального  самоопределения:

информационно-справочные, просветительские;

диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

морально-эмоциональная поддержка  клиента;

помощь в выборе, в принятии решения.

 

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается "вместо" клиента (клиент занимает пассивную позицию и  еще не является "субъектом" выбора); 2) проблема решается "вместе" (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

          Например, при решении информационно-справочной  задачи на первом уровне клиенту  просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором  уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).

          Чтобы  выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).

          Главная  (идеальная) цель профессионального  самоопределения - постепенно сформировать  у клиента внутреннюю готовность  самостоятельно и осознанно планировать,  корректировать и реализовывать  перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) (см. Пряжников, 1999. С. 45-46).

          Идеальной  данная цель названа потому, что  достичь ее удается очень редко,  но идеалы, как известно, существуют  не для того, чтобы их достигать,  а для того, чтобы указывать  направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация"). Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.

          Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к "самотрансценденции" - по В. Франклу).

 

 

10.5. Психологические "пространства" профессионального и личностного  самоопределения

 

Для теории и практики профессионального  самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди, которые не всегда сами могут осознавать "что" и "из чего" они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся "пространствах" самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека (почти в терминах П.Я. Гальперина).

          Например, М. Фельденкрайз пишет об обществе  как о "поле, в котором он (человек. - Н.П.) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе" (Фельденкрайз, 1993. С. 46). Можно выделить примерно следующие основные ориентиры самоопределяющегося человека, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Сначала мы представим ниже основные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

          Как  уже отмечалось, профессиональное самоопределение - это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие "карьера" предполагает постоянную смену различных жизненных ролей и выполнение этих ролей (по Д. Сьюперу). Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не "в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре" (Климов, 1993. С. 55).

          Таким  образом, часто человек выбирает  не только данную профессию,  но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

          Рассматривая  проблемы построения человеческой  судьбы, Э. Берн выделял жизненные  сценарии и жизненные стратегии  (Берн, 1988). При этом жизненные  сценарии - это "программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни"; сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Информация о работе Сущность профессионального самоопределения