Сущность профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Содержание

1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности

Работа содержит 1 файл

Сущность профессионального самоопределения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Э. Берн выделил следующие основные типы сценариев:

"никогда не делаю";

"делаю всегда";

"ни разу не делал раньше";

"не буду делать (сделаю потом)";

"делаю вновь и вновь";

"буду делать до тех пор,  пока уже невозможно будет сделать".

 

На основе выделения этих сценариев  были выведены следующие три типа людей: победители, непобедители и неудачники. Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными "играми", из которых нередко и состоит  жизнь многих людей: игра "Бесприданница", где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего (типичный случай неудачника); игра "Сизиф или "начни сначала"(пример неудачника); игра "Меня не испугаешь" (пример непобедителя); игра "Кому я нужен" (пример непобедителя); игра "Я прав!" (пример победителя); игра "Если не так, то иначе!" (пример победителя, который все равно находит способ добиться своего) и т.п.

          При  этом Э. Берн отмечал, что  "сценарии возможны потому, что  большинство людей не понимают, что делают", при этом понимать, по Э. Берну, - это "выйти из-под власти сценариев". Можно добавить к этому, что понимать - это научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.

          М.В. Розин, несколько споря с Э. Берном, отмечает, что нельзя связывать построение жизни с чисто бессознательными влияниями (сам Э. Берн считал, что вся жизнь определяется бессознательными программами, закладываемыми в человека еще в детстве и реализуемыми в определенных ситуациях, и что часто эти бессознательные программы мешают человеку полноценно жить). Сам М.В. Розин считает, что, по крайней мере, люди творческие ("символисты") строят свою жизнь как будто "пишут поэму".

При этом построение жизни как поэмы предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов:

образ героя (образ себя как героя  поэмы);

сюжет;

трагедийность (переживания, без которых  жизнь становится неинтересной и  лишенной смысла);

неожиданные повороты (еще более  разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой) (см. Розин, 1992).

 

Но все ли люди (клиенты) реально  готовы к рассмотрению своей будущей  жизни так, чтобы к самому себе относиться как "герою", да еще  готовому к "трагедийности" и "неожиданным  поворотам судьбы"?

          Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие понятия как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.

          Образ  жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

          Стиль  жизни - это тип поведения людей,  где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.

          В социальной  психологии выделены и такие  важные для профконсультирования  понятия, как социальные роли  и социальные стереотипы.

          Социальная  роль (по Д.Миду) - это социальная  функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.).

          Социальный  стереотип (по У. Липману) - это  схематизированное представление  о каком-либо социальном объекте  (о человеке, о социальной или  профессиональной группе).

          Интересными,  хотя и нетрадиционными для  теории и практики профконсультирования  являются выделенные еще К.Г.  Юнгом архетипы. Сам "архетип"  определяется - как коллективное  бессознательное. К.Г. Юнг выделяет  сознание, личное бессознательное  и коллективное бессознательное ("архетипы" как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который "в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия" данного человека). При этом "каждый шаг к более высокой сознательности", означающий "исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире" и связанный с "добродетельностью" и "дельностью" в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более "одиноким", непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (Юнг, 1994. С. 57). Иными словами "прорыв бессознательного (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

          Для  дальнейшего рассмотрения "пространств"  самоопределения можно выделить  более конкретные варианты выборов,  где как бы конкретизируются  те или иные социальные и  профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т.п. На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.

Еще в Петровскую эпоху известный  государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все "науки" (виды труда) по критерию "добра  и зла для человека":

"нуждные" науки (экономика,  медицина, право);

"полезные" науки (риторика, грамматика, "мафематика"-арифметика, "землемерие", механика, астрономия);

"щегольские, или увеселяющие" (поэзия, танцевание, живопись, "вольтежирование"-гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;

"любительские, или тщетные" (астрология, физиогномика, алхимия);

"вредительные" науки (колдовство, ворожба) (см. Татищев, 1979).

 

Вероятно, такой критерий классификации  профессиональной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии.

В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин  предложил классифицировать профессии  по степени самостоятельности человека в труде:

автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);

полуавтоматический привычный  труд (например, труд машинистки, телеграфиста);

шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);

самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста);

свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического  деятеля) (см. Струмилин, 1983).

В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами:

человек - природа;

человек - техника;

человек - человек;

человек - знаковые системы;

человек - художественный образ (Климов, 1990).

 

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: 1 - ценности общения; 2 - интеллектуальная активность; 3 - практико-техническая активность; 4 - художественная активность; 5 - соматическая активность; 6 - материальная (экономическая) активность (Йовайша, 1983).

          За рубежом  на сегодняшний день наиболее  известна и популярна типология  Дж. Голланда (иногда пишут - Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды (см. Прощицкая, 1993

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

реалистический тип (техника, мужские  проф.) - Р;

интеллектуальный тип - И;

социальный - С;

конвенционный (знаковые системы, требующие  структурированности) - К;

предпринимательский - П;

артистический тип - А.

 

Предполагается, что определенному  личностному типу должен соответствовать  свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. На таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды (см. табл.).

ТаблицаТип личности Тип профессиональной среды

Р И С К П А

Р ++ + -- + - -

И + ++ -- + - -

С -- - ++ - + +

К + - - ++ + --

П - -- + + ++ -

А - + + -- - ++

Примерное соотношение типов личности и типов профессиональной среды (плюсами и минусами отмечена степень  соответствия: "++" - сильно соответствует, "+" - соответствует, "-" - не соответствует, "--" - сильно не соответствует).

 

 

Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в своей работе "Основные идеальные типы индивидуальности" выделил следующие интересные для  профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: 1) теоретический человек; 2) экономический человек; 3) эстетический; 4) социальный; 5) политический; 6) религиозный (Шпрангер, 1982).

          При  сравнении различных типологий  становится заметно, что в основе  этих типологий лежит не только  позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для России эпохи СССР типологии Е.А. Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется (нечто похожее выделил уже и литовский психолог Л.А. Йовайша, видимо потому, что даже Литовская ССР ближе к западному образу жизни).

          Таким  образом, типологии профессиональной  деятельности и соответственно  пространства самоопределения во  многом зависят от культурно-исторической  среды. Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России "переходного периода"? Сложность вопроса в том, что устаревшие типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то "универсальной" типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Российская Федерация (РФ), тем более, что "переходный период" к "светлой жизни" (или к "свету в конце тоннеля" - по словам одного бывшего "всенародно любимого Президента") сильно затянулся.

          В этом  плане интересной представляется  достаточно универсальная типология  людей, предложенная известным  отечественным историком Л.Н. Гумилевым. Его типология построена по пассионарно-аттрактивному принципу.

Выстраивается некоторое пространство, где:

одна ось - аттрактивность - имеет  следующие полюсы: а) эгоизм, основанный на рассудке и б) аттрактивность как "странное стремление к истине, красоте, справедливости";

другая ось - пассионарность - имеет  полюсы: а) инстинкт самосохранения и  б) пассионарность как антиинстинкт ("неоправданный риск ради достижения иллюзорных целей").

 

В итоге выделяются следующие типы людей: 1) обыватели; 2) бродяги-солдаты; 3) преступники; 4) честолюбцы; 5) деловые люди; 6) авантюристы; 7) ученые люди; 8) творческие люди; 9) пророки; 10) нестяжатели (бескорыстные люди); 11) созерцатели; 12) искусители (см. Гумилев, 1990. С. 327-330). Но далее сам Л.Н. Гумилев отмечал, что "для изучения отдельной особи предлагаемая точка зрения и система отсчета дают очень мало" (Там же. С. 332). Типология Л.Н. Гумилева интересна в том смысле, что позволяет рассматривать и сопоставлять в перспективе самоопределение различных в культурно-историческом плане людей.

          Интересную  типологию самоопределения предложил  отечественный психолог М.Р. Гинзбург, который выделяет жизненное поле  личности, в рамках которого и  разворачивается профессиональное  и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как "совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее" (Гинзбург, 1995. С. 21-22).

          "Психологическое настоящее, - отмечает далее М.Р. Гинзбург, - существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой сомопознание - т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)" (Там же. С. 23).

          Аналогично  выделяются психологические пространства  для прошлого и будущего. В  частности, прошлое, существующее  как "опыт", по вертикали  (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании. Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости - конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами (Там же. С. 23).

Информация о работе Сущность профессионального самоопределения