Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:50, реферат
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
1. Различные взгляды на понимание проф. самоопределения
2. Подход Н.С.Пряжникова к пониманию проф. самоопределения (характеристики, содержательно-процессуальная модель, типы)
3. Профессионально обусловленная структура личности
Сущность профессионального
План:
1. Различные взгляды на
2. Подход Н.С.Пряжникова к
3. Профессионально обусловленная структура личности
А.Маслоу предложил концепцию
П.Г.Щедровицкий рассматривает
самоопределение как
Подробно анализируя профессиональное самоопредлеление, Е.А.Климов понимает его как «…важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».
Весьма ценной для рассмотрения
профессионального
Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
Профессиональное и личностное
самоопределение стало
Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации» .
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные характеристики этого процесса:
1. Профессиональное
2. Ядром профессионального
3. Профессионально
4. Актуализация
5. Профессионально
Исследуя профессиональное самоопределение
личности, Н.С.Пряжников обосновал
следующую его содержательно-
▪ Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
▪ Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
▪ Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.
▪ Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
▪ Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
▪ Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
▪ Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
▪ Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи .
Анализируя потенциальные
1. Самоопределение в конкретной
трудовой функции. Для этого
типа самоопределения
2. Самоопределение на конкретном
трудовом посту. Предполагает
выполнение многообразных
3. Самоопределение на уровне
конкретной специальности –
4. Самоопределение в конкретной профессии – предполагает, что работник способен выполнить близкие смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому, по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты.
5. Жизненное самоопределение – к которому, помимо профессиональной деятельности, относится учеба, досуг, вынужденная безработица и др. по сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
6. Личностное самоопределение –
более сложный тип,
7. Самоопределение личности в
культуре – самый сложный тип,
высшее проявление личностного
самоопределения. Здесь
В каждом из представленных выше типов
самоопределения Н.С.Пряжников
1. Агрессивное неприятие
2. Стремление мирно избежать данной деятельности;
3. Выполнение данной
4. Стремление усовершенствовать,
сделать по-своему отдельные
5. Стремление обогатить,
Переход от одного типа самоопределения к другому, более сложному напрямую зависит от отношения человека к своей деятельности. Негативное, деструктивное отношение человека к своему труду не позволяет подняться человеку на следующий уровень самоопределения. Активное, творческое отношение человека дает возможность профессионального развития, поднимает человека на более сложный тип профессионального самоопределения. Высших типов профессионального самоопределения человек достигает только при наличии активного, творческого отношения к собственной профессиональной деятельности.
Профессионально обусловленная структура личности
В психологии существуют различные определения личности, сформулированные разными научными направлениями. Рассматриваемая в отношении профессионального самоопределения структура личности основывается на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности.
1. В фундаментальных трудах Л.И.
▪ Мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы);
▪ Ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.);
▪ Профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию);
▪ Социально-профессиональный статус.
На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.
2. Второй подструктурой субъекта
деятельности является
▪ Социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
▪ Специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
▪ Персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению своей квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;
▪ Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.
А.К.Маркова выделяет еще один вид компетентности – экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности являются:
• Обученность,
• Профессиональная подготовленность,
• Профессиональный опыт,
• Профессионализм.
3. Профессионально важные
В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности .
В самом общем виде можно выделить
следующие профессионально
4. Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства человека. Развитие этих свойств происходит уже в процессе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие ПВК, другие, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
Информация о работе Сущность профессионального самоопределения