Стратегии и методы разрешения конфликтов в организации ООО «Диадема 15»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать психологические особенности организационного поведения персонала в процессе регулирования конфликтной ситуации
Объект исследования - конфликтные ситуации ворганизации
Предмет исследования- особенности формирования стратегий выхода из конфликта с учетом психологических особенностей
Гипотеза исследования – психологические особенности организации поведения, влияют на регулирование конфликтов.
Психологические особенности организации, влияющие на конфликтное поведение обусловлены: направленностью личности в общении с людьми для решения задач в процессе их совместной деятельности, зрелостью организации, доминирующих поведенческих стратегий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические исследования конфликтного поведения в организации 9
1.1.Анализ научных и психологических источников по изучению конфликтов в организации 9
1.2.Сущность и содержание организационного поведения и его психологические особенности 20
1.3. Взаимоотношения персонала как фактор возникновения конфликтов в организации 27
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Общая харрактеристика предприятия ООО «Диадема 15» 40
2.1. Описание методов и методик исследования 45
2.2.Эксперементальные исследования особенностей организационного поведения в конфликтной ситуации на примере ООО «Диадема 15» ……………………...49
Выводы по второй главе
Глава 3. Стратегии и методы разрешения конфликтов в организации ООО «Диадема 15» 57
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложение 1…………………………………………….....................................76
Приложение 2……………………………………………………………………77
Приложение 3…………………………………………………………………….83

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа полностью.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

     Чем точнее определение существенных элементов  конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления  о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

     Для исследования были применены следующие  методы: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В  рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

А) Методика диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению.

     В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н. В. Для изучения личностной предрасположенности  к конфликтному поведению. В своем  подходе к изучению конфликтных  явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а  на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

     Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях К. Томас  применяет двухмерную модель регулирования  конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация, связанная  с вниманием человека к интересам  других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

     В своем опроснике по выявлению  типичных форм поведения К. Томас  описывает каждый из пяти перечисленных  возможных вариантов двенадцатью  суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных  ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Б) методика диагностики самооценки мотивации  одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

     Методика  диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе (Практическая психодиагностика, методики и тесты).

     Определение основной конфликтной проблемы. Желательно выяснить: как я понимаю проблему; какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта; как мой партнер видит проблему; какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта; соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации; как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему; в каких вопросах мы с партнером расходимся; в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга [21 с. 87].

     Р. Фишер и У. Юри отмечают, что  многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы  учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон.

     К сожалению, по занимаемой в конфликте  позиции или по манере поведения  и действия человека не всегда просто установить, какие желания или  опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают. «Примирение интересов, а не позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может существовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют.

     Чаще  всего люди занимают наиболее очевидную  позицию. Но если вы за противоположными позициями ищете мотивирующие интересы, вы можете обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеих сторон». Примирение интересов может дать лучшие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы           

     Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию  составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта - заключительный его этап. Различаются полное и неполное разрешение конфликта.

     Если  имеет место преобразование или  устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.

     Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающимися временно, частично. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Не ведет к разрешению и отмена конфликта – это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

     Конфликту присущи свои предпосылки, специфические  этапы, стратегия и технология. Предпосылки разрешения конфликта: достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства; потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить; наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта. Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент                                 

       Из формулы видно, что конфликтная  ситуация и инцидент независимы  друг от друга. То есть ни  одно из них не является  следствием или проявлением другого.

       Во многих конфликтах можно  обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликтов играет правильное формулирование конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно с инцидентом.

     Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов.

Первый - подготовительный - это диагностика  конфликта. Второй – разработка стратегии  разрешения и технологии. Третий - реализация комплекса методов и средств. Диагностика конфликта включает: описание его видимых проявлений; определение уровня развития конфликта; выявление причин конфликта и его природы; измерение интенсивности; определение сферы распространенности.

     Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно- правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет, прежде всего, о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.

     Различаются: «силовая», компромиссная и «интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели - к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа» или «выигрыш-выигрыш». 
 
 
 
 
 

2.2. Экспериментальные исследования особенностей организационного поведения в конфликтных ситуациях на примере ООО «Диадема 15»

     В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический  климат в данном трудовом коллективе напряженный.

     Для изучения стратегии поведения, которые  используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания приведения К. Томаса. В  результате было установлено, что респонденты  используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов  преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества (см. табл. 12.).

Таблица 12

Результаты  диагностики по методике Томаса 

№ испытуемого Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 0 5 8 8 9
2 1 7 8 9 5
3 5 1 7 11 6
4 4 6 6 10 4
5 1 7 4 10 8
6 2 6 9 9 8
7 5 7 5 8 5
8 5 1 9 10 5
9 1 6 6 10 7
10 2 4 8 11 5
11 4 6 5 12 3
12 3 10 4 8 5
13 6 7 8 6 3
14 4 6 4 6 10
15 5 4 5 9 7
16 4 7 4 8 7
17 1 7 8 10 4
18 6 2 9 9 8
19 5 1 7 11 6
20 0 5 8 8 9
21 2 6 9 9 8
22 6 7 8 6 3
23 1 7 8 9 3
24 1 6 6 10 7
25 4 6 6 10 4
26 3 10 4 8 3
27 1 7 4 10 8
28 4 6 4 6 10
29 5 7 5 8 5
 

      Полученные  данные позволили предположить, что  использование тактики избегания  может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать  одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д. Крауна «диагностики самооценки мотивации одобрения (Приложение 9).

     Результаты  этого теста (см. табл. 13.) свидетельствуют  о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.

Таблица 13

Результаты  диагностики по методике Марлоу и Крауна

№ испытуемого Мотивация одобрения (баллы)
1 10
2 14
3 13
4 14
5 16
6 18
7 9
8 14
9 13
10 15
11 16
12 9
13 9
14 8
15 10
16 9
17 14
18 16
19 14
20 10
21 8
22 14
23 13
24 14
25 9
26 10
27 8
28 13
29 13

Информация о работе Стратегии и методы разрешения конфликтов в организации ООО «Диадема 15»