Способности

Автор: Марина Гордиенко, 09 Июня 2010 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Изучение психического облика личности, - писал С.А.Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросам о том, чего хочет человек, встает вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

Содержание

Введение.
Определение способностей.
Виды способностей.
Структура способностей.
Уровни развития способностей.
Задатки и способности.
Склонности.
Концепции способностей.
Развитие способностей у детей.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

способности.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Изучая  профессиональные  способности  учащегося, преподаватель должен выяснить: во-первых, насколько у учащегося  развиты такие черты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность,    настойчивость, выдержка,   самокритичность,   самоконтроль,   которые выступают в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей.

     Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильно утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

        Неспособность к определенному  виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты. 

    Л.И, Уманский, изучая способности к организаторской  деятельности, пришел к выводу, что  можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи  способным организаторам:

    • Способность «заражать» своей энергией других людей, активизировать их;
    • Практически-психологический ум;
    • Способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
    • Критичность;
    • Психологический такт;
    • Общий уровень развития;
    • Инициативность;
    • Требовательность к другим людям;
    • Склонность к организаторской деятельности;
    • Практичность;
    • Самостоятельность;
    • Наблюдательность;
    • Самообладание, выдержка;
    • Общительность;
    • Настойчивость;
    • Личная активность;
    • Работоспособность;
    • Организованность.
 

     Совокупность  ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью. 
 

    Структура способностей.

    Способности представляют собой  совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

        Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости    мыслительного    процесса,     гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию,   глубокий  интерес  к  психологии  людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных,  педагогических,  конструкторских, медицинских способностей и многих других.

      Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. Так, в структуре    педагогических   способностей    ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним,   потребность   в   передаче   знаний,   комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты   педагогических   способностей   образуют единство,   обеспечивающее   успешность   обучения   и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.[ 3 ] 

       Уровни развития способностей.

     Выделяют    два    уровня    развития    способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Но нужно иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а всякая творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Кроме того, указанные уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» из одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура способностей. Как известно, даже самые одаренные люди начинали с подражания, а затем, по мере приобретения опыта, проявляли творчество.[ 4 ]

       Сочетание выдающихся  способностей, обусловливающих особенно успешное,  самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен   к   творческой   деятельности.   В   области общественных отношении такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.

     Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят  от общественно-исторических условий  существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.

       Вот почему нельзя ставить  знак равенства между талантом  как потенциальной возможностью  создания значительных ценностей в науке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возможностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. История общественных формаций, основанных на эксплуатации человека человеком, свидетельствует о том, что бесчисленное множество дарований не развивалось из-за отсутствия социально-экономических условий, необходимых для их формирования. Капиталистическое общество (точно так же, как до него феодальное и рабовладельческое) закрывает пути для развития талантов у подавляющего большинства представителей угнетенных классов.

     Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством.   В   период   войн   бурно   развиваются полководческие таланты, в мирное время — инженерные, конструкторские и т. д.

     Талант  — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная  способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют   обследования    людей,    обладавших феноменальной памятью. Между тем именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. Конечно, хорошо развитая память — важная способность,  отвечающая  требованиям  многих  видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политических деятелей, обладавших редкой памятью,   весьма  велико:   А.С. Пушкин,   А.Н. Толстой, И.И. Левитан,  Н.Н. Ге,  С.В. Рахманинов,   М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных и  талантливых,   которые   не   обладали   сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т. е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.

      Талант настолько сложное сочетание  психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

       Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность    (политическая,    научная,     художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способности  будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

     Высшая    ступень    талантливости    называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

     Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно  отнести замечательного русского  ученого  М.   В.   Ломоносова,   проявившего исключительные  способности  в  области  математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.

     Способности человека, как уже говорилось, тесно  связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.

     Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе.[ 3 ] 

Задатки и способности:

    Многие  буржуазные ученые считают, что способности  врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются  немногие  семьи  одаренных  людей,  где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их  право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет и быть не может.

      Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

        Ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

     Природные   анатомо-физиологические   задатки   и составляют   физиологическую   основу   способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

     Но  эти  природные  задатки  еще  не  являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только к процессе деятельности.

     Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой — хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д.

     Задатки — только как бы "дремлющие" силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких   занятий   необходимы   социальные   условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

     У некоторых людей при благоприятных  условиях очень рано развиваются  способности. Обычно ранее всего  проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3—4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии  этот  мальчик  стал  великим  русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.

Информация о работе Способности