Способности

Автор: Марина Гордиенко, 09 Июня 2010 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Изучение психического облика личности, - писал С.А.Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросам о том, чего хочет человек, встает вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

Содержание

Введение.
Определение способностей.
Виды способностей.
Структура способностей.
Уровни развития способностей.
Задатки и способности.
Склонности.
Концепции способностей.
Развитие способностей у детей.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

способности.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые  становятся талантливыми деятелями в той или иной области.[ 10 ] 

     Склонности:

     Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях  к определенному    виду    деятельности    (специальные  способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

     Склонности  — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении,   тяготении   ребенка  (или  взрослого)   к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередки эти стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных   природных   предпосылок   к   развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию,  конструированию и т. п.[ 2 ]

     Наряду  с истинной склонностью имеется  и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.  При  ложной,  или  мнимой,  склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.[ 4 ]

Концепции способностей:

      В психологии сложились три  концепции способностей. Одна из  них утверждает, что способности  — биологически детерминированные  свойства личности, их проявление  и развитие всецело зависят  от унаследованного фонда. Таких  взглядов    придерживаются    не    только    некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий.

     Следует сказать, что применявшаяся ими  методика исследования не выдерживает  научной критики, а выводы являются  классово  тенденциозными.  В   свое  время В.Г. Белинский справедливо писал, что природа действует слепо и не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен из народа, то только потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду, обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и поруганный.

     В  новейшее  время  приверженцы   концепции   о наследственной предопределенности способностей стремятся  подкрепить свои взгляды изучением  однояйцовых близнецов.

     Жизнь   опровергает   взгляды   о   наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся   дарований   не   проявляли.   Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых.

     В противоположность первой концепции  способностей вторая находит, что способности  всецело определяются средой и воспитанием. Гак, в XVIII веке Гельвеций провозгласил,   что   посредством   воспитания   можно сформировать гениальность.

     В новейшее время видный американский  ученый У. Эшби утверждает,  что  способности  и  даже  гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого — только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.

     Буржуазные  идеологи и из этой концепции делают реакционные выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности  зависят  от  среды,  то  дети  рабочих, развивающиеся в тяжелой  социальной среде с низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности.

     На  первый взгляд, кажется, что вторая концепция не устанавливает границу  развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает  научные возражения.

     Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей.

     Более плавильную позицию занимают представители третьей  концепции  способностей,  которую  разделяет большинство советских психологов.

     К. Маркс    указывал,    что    "человек    является непосредственно  природным  существом.   В  качестве природного существа, притом живого природного существа он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами,  являясь  деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечении".

     Концепция    способностей    советских    ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей.  Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта   концепция   подтверждается   практикой   и специальными исследованиями. [ 4 ]

    Развитие  способностей у детей.

    Развитие  способностей у детей совершается  в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки – и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные – превращаются в многообразные и все более совершенные способности. Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста. В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы. В способностях детей – как общих, так и специальных – обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами – интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т.п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т.п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется – на основе задатков – индивидуально своеобразный склад способностей. Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся. Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов. Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития. [ 1 ]

 
 
 
 

Заключение.

    Проанализировав тему способностей, можно понять, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии  и важнейшая практическая проблема.

    Я пришла к выводу, что способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

    Нельзя  так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.

     Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к  тому, чтобы это развитие не  было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

 

       

Список литературы. 

    1. «Основы обшей психологии» С.Л.Рубинштейна
    2. «Способности и склонности». Под редакцией Э.А.Голубевой
    3. «Общая психология». Под редакцией А.В.Петровского
    4. «Общая психология». Под редакцией В.В.Богословского
    5. «Общая психология». Под редакцией А.Г.Маклакова
    6. «Психология и педагогика». Под редакцией Р.С.Немова
    7. «Способности и одаренность» Б.М.Теплов
    8. «Проблемы способностей». Под редакцией В.Н.Мясищева
    9. «Способности и труд». А.В.Петровский
    10. «Психология» Ф.Н.Гоноболин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

    • Введение.
    • Определение способностей.
    • Виды способностей.
    • Структура способностей.
    • Уровни развития способностей.
    • Задатки и способности.
    • Склонности.
    • Концепции способностей.
    • Развитие способностей у детей.
    • Заключение.
    • Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белорусский государственный университет

Гуманитарный  факультет 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1 

По предмету: «Психология».

На тему: «Способности человека. Развитие способностей у детей». 
 
 
 
 
 
 

Подготовила

Студентка 1 курса

Заочного  отделения

«Социальная работа»

Гордиенко М.Г.

№зачетки 0844058 
 
 

Минск 2009г.

Информация о работе Способности