Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:55, контрольная работа
Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Введение…………………………………………………………………….3
§ 1. Сущность понятия «способности»…………………………………...4
§ 2. Исследование способностей………………………………………….6
§ 3. Классификация способностей…………….…………………………..9
§ 4. Способности и возраст……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………….………….21
Список литературы………………………………………………………
МИНОБРНАУКИ НАУКИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Вологодский
государственный технический
Кафедра социально-гуманитарных наук
Реферат по дисциплине «Психология и педагогика»
Контрольная работа на тему «Способности
и возраст»
Содержание
Введение……………………………………………
§
1. Сущность понятия «способности»………………………
§ 2. Исследование способностей………………………………………….6
§
3. Классификация способностей…………
§
4. Способности и возраст………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно, воспитываются и преобразуются. Таким образом, способности человека, развиваются с возрастом и самим человеком.
Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница лишь в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Чем
раньше мы обратим внимание на наши
задатки и способности, тем раньше
сможем развить их или помочь в
определении рода занятия. Ведь человек
всегда стоит на перепутье дорог
с вопросом (куда пойти учиться, работать
и чем хотелось бы заниматься, что
бы это доставляло не только удовольствие,
но и приличный доход).
§ 1. Сущность понятия «способности»
К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.
Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.
Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности - совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.
Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
По
мнению Б.М. Теплова, способности могут
существовать только в постоянном процессе
развития. Способность, которой человек
перестает пользоваться на практике,
со временем теряется. Мы поддерживаем
и развиваем дальше свои способности только
благодаря постоянным упражнениям. Так
же стоит заметить, что успешность выполнения
деятельности зависит не от какой-то одной
способности, а от различных сочетаний
их, причем это сочетание может обеспечиваться
различными способами.
§
2. Исследования способностей
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых даже сегодня. Одни считают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, так или иначе они всегда проявятся. Другие же утверждают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.
Вопросы об относительной роли наследственности и среды, о соотношении созревания и психического развития, о движущих силах психического развития неоднократно освещались - с позиций диалектического материализма - в трудах советских психологов (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).
Изучение
способностей - важный раздел дифференциальной
психологии. Несомненно, что существуют
значительные индивидуальные различия
между людьми, как по уровню, так
и по своеобразию общих
Вместе с тем общие способности (интеллект, общая одаренность) свойственны каждому психически полноценному человеку. Дифференциальный аспект проблемы способностей и аспект общепсихологический взаимосвязаны и дополняют друг друга.
При подходе к различиям по способностям важно учитывать возможности человеческие вообще (А.Н. Леонтьев) Применительно к детским способностям таким необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном», «почвой» являются возрастные особенности, характеризующие общие для всех детей этапы развития.
В
трудах Б.М. Теплова было выдвинуто
две идеи. Первая о том, что способности
существуют только в движении, в
развитии. Если способности вообще
не могут быть величиной неизменной,
раз и навсегда данной, то тем
более нет оснований
Необходимость
изучения целостной структуры
Сторонник изучения наиболее общих способностей, Р. Кеттел, разработал концепцию, являющуюся как бы промежуточной между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о множественности умственных способностей. Он раздели интеллект на два вида: «текучий» (fluid) и «кристаллизованный» (cristallized) интеллекты. По Р. Кеттелу, текучий интеллект выступает в задачах, которые требуют приспособления к новым ситуациям, он зависит от наследственности и достигает максимального уровня к 14-15 годам; кристаллизованный интеллект выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта, он зависит по преимуществу от влияний среды и может увеличиваться до 25-30 лет.
На
гораздо более высоком
Подходя к вопросу о роли возрастных факторов в развитии способностей, следует иметь в виду, что особенности определенного возраста отнюдь не представляют собой ничего неизменного, лишь повторяющегося испокон веков, сами возрастные особенности и динамика их развития в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий (Д.Б. Эльконин).
Вопросы
теории возраста еще не получили достаточного
освещения и во многом являются дискуссионными
(важный вклад в их разработку вносят труды
Б.Г. Ананьева).
§ 3. Классификация способностей
Способностей существует довольно много. Известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций способности разделяют на природные (естественные), т.е. биологически обусловленные, и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Так многие из природных способностей можно отнести и к животным, особенно высшим. К таким способностям относят: восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.
У
человека же, кроме биологически-
Способности
взаимодействуют друг с другом, оказывают
друг на друга влияние, тем самым
совместно определяя успешную деятельность
человека.
§
4. Способности и возраст
Для
многих человеческих способностей развитие
начинается с рождением человека,
и, если человек продолжает заниматься
теми видами деятельности, в которых
соответствующие способности
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Все процессы на этих этапах могут протекать параллельно, в той или иной степени влияя друг на друга и накладываясь. Можно выделить следующие процессы: подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатков небиологического плана; достижение соответствующего уровня нужной способности.
Каждый человек в своем развитии испытывает периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Существует понятие «возрастной чувствительности», т.е. особой повышенной отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неоднородность этой возрастной чувствительности, изменения её уровня означает, что каждый период жизни имеет свои специфические внутренние условия для развития и что с возрастом эту чувствительность не только увеличивается, но и ограничивается, а некоторые особенности пройденных возрастных периодов и вовсе утрачиваются.
Способности в детстве и юности