Способности и возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
§ 1. Сущность понятия «способности»…………………………………...4
§ 2. Исследование способностей………………………………………….6
§ 3. Классификация способностей…………….…………………………..9
§ 4. Способности и возраст……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………….………….21
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     МИНОБРНАУКИ НАУКИ

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

     Вологодский государственный технический университет 
 

     Кафедра социально-гуманитарных наук

     Реферат по дисциплине «Психология и педагогика»

       Контрольная работа на тему «Способности и возраст» 
 

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     § 1. Сущность понятия «способности»…………………………………...4

     § 2. Исследование способностей………………………………………….6

     § 3. Классификация способностей…………….…………………………..9

     § 4. Способности и возраст……………………………………………….10

     Заключение…………………………………………………….………….21

     Список  литературы……………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Встречаясь  в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

     Всякая  деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

     Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые  есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних  и тех же задатков могут развиваться  различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

     Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно, воспитываются  и преобразуются. Таким образом, способности человека, развиваются с возрастом и самим человеком.

     Человеческие  способности - это величайший из даров  природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница лишь в том, что  свои дары природа поровну не делит  и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

     Чем раньше мы обратим внимание на наши задатки и способности, тем раньше сможем развить их или помочь в  определении рода занятия. Ведь человек  всегда стоит на перепутье дорог  с вопросом (куда пойти учиться, работать и чем хотелось бы заниматься, что  бы это доставляло не только удовольствие, но и приличный доход). 
 

     § 1. Сущность понятия «способности»

     К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в  одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.

     Существует  множество определений термина  «способности», но если принять их все  во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.

     Наиболее  широкое и старое толкование этого  термина из имеющихся определений  и подходов: Способности - совокупность всевозможных психических процессов  и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.

     Со  второй точки зрения под способностями  понимают высокий уровень общих  и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком  различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.

     Третий  подход основан на том, что под  способностями понимают не то, что  сводится к знаниям, умениям и  навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.

     Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

     По  мнению Б.М. Теплова, способности могут  существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек  перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям. Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 2. Исследования способностей 

     Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых даже сегодня. Одни считают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком  зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, так или иначе они всегда проявятся. Другие же утверждают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.

     Вопросы об относительной роли наследственности и среды, о соотношении созревания и психического развития, о движущих силах психического развития неоднократно освещались - с позиций диалектического материализма - в трудах советских психологов (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

     Изучение  способностей - важный раздел дифференциальной психологии. Несомненно, что существуют значительные индивидуальные различия между людьми, как по уровню, так  и по своеобразию общих способностей.

     Вместе  с тем общие способности (интеллект, общая одаренность) свойственны каждому психически полноценному человеку. Дифференциальный аспект проблемы способностей и аспект общепсихологический взаимосвязаны и дополняют друг друга.

     При подходе к различиям по способностям важно учитывать возможности человеческие вообще (А.Н. Леонтьев) Применительно к детским способностям таким необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном», «почвой» являются возрастные особенности, характеризующие общие для всех детей этапы развития.

     В трудах Б.М. Теплова было выдвинуто  две идеи. Первая о том, что способности  существуют только в движении, в  развитии. Если способности вообще не могут быть величиной неизменной, раз и навсегда данной, то тем  более нет оснований предполагать постоянство способностей у детей в разные возрастные периоды. Другая идея - необходимость прежде всего качественного подхода к проблемам способностей и одаренности. Понимание того, что индивидуальные варианты способностей различаются не столько по величине, сколько по своеобразию и могут быть равноценными, противостоит односторонне количественному подходу как к индивидуальным, так и к возрастным различиям между детьми, позволяет увидеть в каждом периоде детства, прежде всего, качественно особую ступень с ее неповторимыми достоинствами и возможностями.

     Необходимость изучения целостной структуры возможностей человека в их возрастном развитии многосторонне обоснована Б.Г. Ананьевым.

     Сторонник изучения наиболее общих способностей, Р. Кеттел, разработал концепцию, являющуюся как бы промежуточной между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о множественности умственных способностей. Он раздели интеллект на два вида: «текучий» (fluid) и «кристаллизованный» (cristallized) интеллекты. По Р. Кеттелу, текучий интеллект выступает в задачах, которые требуют приспособления к новым ситуациям, он зависит от наследственности и достигает максимального уровня к 14-15 годам; кристаллизованный интеллект выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта, он зависит по преимуществу от влияний среды и может увеличиваться до 25-30 лет.

     На  гораздо более высоком теоретическом  уровне рассматривается проблема общих  способностей в советской психологии. В формулировании марксистских, диалектико-материалистических принципов подхода к этой проблеме важную роль сыграли труды С.Л. Рубинштейна (в них раскрыта принципиальная сторона таких вопросов, как значение деятельности для формирования общих способностей, взаимосвязь общего и специального в. способностях; соотношение внешних и внутренних условий развития одаренности и других).

     Подходя к вопросу о роли возрастных факторов в развитии способностей, следует  иметь в виду, что особенности  определенного возраста отнюдь не представляют собой ничего неизменного, лишь повторяющегося испокон веков, сами возрастные особенности и динамика их развития в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий (Д.Б. Эльконин).

     Вопросы теории возраста еще не получили достаточного освещения и во многом являются дискуссионными (важный вклад в их разработку вносят труды Б.Г. Ананьева). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3. Классификация способностей

     Способностей  существует довольно много. Известны попытки  их классификации. В большинстве  этих классификаций способности разделяют на природные (естественные), т.е. биологически обусловленные, и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Так многие из природных способностей можно отнести и к животным, особенно высшим. К таким способностям относят: восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

     У человека же, кроме биологически-обусловленных, существуют способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это так называемые общие и специальные высшие интеллектуальные способности, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и практические, творческие и учебные, предметные и межличностные, и др. К общим способностям относят те, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные же способности определяют успехи человека в таких специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки более высокого рода: музыкальные, лингвистические, математические, технические, художественно-творческие, спортивные и ряд других.

     Способности взаимодействуют друг с другом, оказывают  друг на друга влияние, тем самым  совместно определяя успешную деятельность человека.  
 
 
 
 
 
 

     § 4. Способности и возраст 

     Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых  соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни.

     В процессе развития способностей можно  выделить ряд этапов. Все процессы на этих этапах могут протекать параллельно, в той или иной степени влияя  друг на друга и накладываясь. Можно  выделить следующие процессы: подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатков небиологического плана; достижение соответствующего уровня нужной способности.

     Каждый  человек в своем развитии испытывает периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Существует понятие «возрастной чувствительности», т.е. особой повышенной отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неоднородность этой возрастной чувствительности, изменения её уровня означает, что каждый период жизни имеет свои специфические внутренние условия для развития и что с возрастом эту чувствительность не только увеличивается, но и ограничивается, а некоторые особенности пройденных возрастных периодов и вовсе утрачиваются.

     Способности в детстве и  юности

Информация о работе Способности и возраст