Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что особенности консультирования горюющего клиента изучены явно недостаточно, отсутствует налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.

Содержание

Введение 3
Общая характеристики работы 6
Глава 1. Теоретические аспекты психологической помощи людям, пережившим утрату близкого человека
1.1. Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях 8
1.1.1. Психоаналитическая теория 8
1.1.2. Экзистенциальный подход 10
1.1.3. Гештальттерапия 13
1.1.4. Концепция Эриха Линдеманна 14
1. 2. Концепция Д. В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 18
1.3. Этапы горя
1.3.1. Шок и оцепенение 21
1.3.2. Фаза острого горя 25
1.3.3. Стадия навязчивости 28
1.3.4. Стадия прорабатывания проблемы 29
1.3.5. Завершение эмоциональной работы горя 32
1.4. Процесс горевания 34
Выводы по главе 1 39
2. Стратегии оказания психологической помощи в работе с людьми, переживающими утрату близкого человека 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

    Самое главное в ре-переживании — это выплеснуть боль и страхи и принять потерю, то есть смириться с ней, увидеть позитивные стороны своей жизни без утраченного. Важный вопрос для обсуждения с клиентом в конце ре-переживания: что хорошего вы имеете в результате вашей утраты? Это самый трудный вопрос. Такой взгляд с трудом принимается клиентами. Но найти ответ на него необходимо для полного выздоровления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе были выполнены следующие задачи исследования:

    1. Проведен теоретический обзор литературы.
    2. Раскрыта сущность и работа горя.
    3. Выявлены цели и задачи процесса горевания в работе с человеком, пережившим утрату

В работе были рассмотрены несколько подходов по изучению горя:

    • психоаналитический
    • экзистенциальный
    • гештальттерапия
    • подход Э.Линдеманна
    • концепция Д. В. Вордена в консультировании горюющих клиентов

Были выделены следующие  стадии горя:

     1.  Стадия шока и оцепенения.

     2.  Стадия острого горя.

     3.   Стадия навязчивости.

    4.   Стадия прорабатывания проблемы.

    5.   Завершение эмоциональной работы горя.

Проведённый анализ литературы позволил также выделить следующие цели и задачи процесса горевания (так называемые «терапевтические мишени» в работе с человеком, переживающим горе):

    • понять факт смерти / принять реальность утраты;
    • заново пережить отношения  с объектом утраты
    • прочувствовать эмоциональную боль (вспомнить / оживить; пережить и запомнить чувства, связанные с объектом утраты; реакция на разлуку);
    • эмоционально принять мир без объекта потери (найти его место в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет);
    • построить планы на будущее (найти средства и возможности приспособиться к новому миру и жить в нём, не забывая старый).

Из вышеизложенного следует, что консультирование людей, перенесших утрату, - это нелёгкое испытание  духовных сил и профессиональной компетенции.

В жизни утраты более или  менее ощутимы, но во всех случаях  человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность  личностного роста. Консультант  может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу  утраты, её связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.

Работа с процессом  горевания и потери может вызывать естественные трудности и дестабилизировать  эмоциональное состояние самого специалиста. Иногда ситуация требует  специфических навыков с подобными  проблемами. Кроме того, принимая решение  о начале коррекционной работы с  клиентом, следует соотнести степень  тяжести данного конкретного  случая с собственной эмоциональной  готовностью к встрече с такими непростыми переживаниями. Как правило, человек, встречающийся в своей  практике с проблемами горевания  и потери, нуждается в восстановлении своих ресурсов, а значит – в  профессиональной помощи и поддержке.

Всё вышесказанное подводит нас к проблеме актуальности разработки программ по оказанию наиболее адекватной психологической помощи лицам, перенесшим горе, в зависимости от степени  тяжести данного состояния.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2000. – 208 С.

2. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при          ситуациях утраты объекта эктраординарной значимости / Психиатрия и психофармакотерапия.  Том 2, №4. - М., 2000.

3. Бьюдженталь Д. / Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.

4. Вагин И.О. Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001. - 160с.

5. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.

6. Василюк Ф.Е. Психология  переживания. Анализ преодоления  критических ситуаций. М., МГУ, 1984 –  200 с.

7. Василюк Ф.Е. Уровни  построения переживания и методы  психологической помощи / Вопросы  психологии, 1988. №5.

8. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПЖ. 1996. №3. – с. 112-140.

9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

10. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. – С-Пб. 2002. – 992 с.

11. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.

12. Лурье Ж.В. Горевание и потеря / Школа здоровья, М., 1999, №4.

13. Моховиков А. Н. Телефонное  консультирование. М.: Смысл, 1999, с.     201–210.

14. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

15. Психологическая помощь  в кризисных ситуациях. Практикум:  учеб.-метод. пособие / Л.А. Пергаменщик,  Н.Л. Пузыревич. – Минск: Издательство  Гревцова, 2012. – 340 с.

16. Психология человеческих  проблем. Хрестоматия / Сост. Сельчёнок  К.В. Мн.: Харвест, 1998. - 448с.

17. Сидорова Б.Ю. Четыре задачи горя / Журнал практической психологии и психоанализа. №1-2., 2001.

18. Тахка В. Обращение с потерей объекта / Журнал практической психологии и психоанализа. – М., №1, 2000.

19. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с. (с. 118-126)

20. Франкл В.Э. Психотерапия на практике. – Спб.: Речь, 2000.-256с.

21. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1984. – С.203 – 211.

22. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.

23. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Класс, 1999. 576 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату