Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что особенности консультирования горюющего клиента изучены явно недостаточно, отсутствует налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.
Введение 3
Общая характеристики работы 6
Глава 1. Теоретические аспекты психологической помощи людям, пережившим утрату близкого человека
1.1. Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях 8
1.1.1. Психоаналитическая теория 8
1.1.2. Экзистенциальный подход 10
1.1.3. Гештальттерапия 13
1.1.4. Концепция Эриха Линдеманна 14
1. 2. Концепция Д. В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 18
1.3. Этапы горя
1.3.1. Шок и оцепенение 21
1.3.2. Фаза острого горя 25
1.3.3. Стадия навязчивости 28
1.3.4. Стадия прорабатывания проблемы 29
1.3.5. Завершение эмоциональной работы горя 32
1.4. Процесс горевания 34
Выводы по главе 1 39
2. Стратегии оказания психологической помощи в работе с людьми, переживающими утрату близкого человека 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Самое главное в ре-переживании — это выплеснуть боль и страхи и принять потерю, то есть смириться с ней, увидеть позитивные стороны своей жизни без утраченного. Важный вопрос для обсуждения с клиентом в конце ре-переживания: что хорошего вы имеете в результате вашей утраты? Это самый трудный вопрос. Такой взгляд с трудом принимается клиентами. Но найти ответ на него необходимо для полного выздоровления.
Заключение.
В данной работе были выполнены следующие задачи исследования:
В работе были рассмотрены несколько подходов по изучению горя:
Были выделены следующие стадии горя:
1. Стадия шока и оцепенения.
2. Стадия острого горя.
3. Стадия навязчивости.
4. Стадия прорабатывания проблемы.
5. Завершение эмоциональной работы горя.
Проведённый анализ литературы позволил также выделить следующие цели и задачи процесса горевания (так называемые «терапевтические мишени» в работе с человеком, переживающим горе):
Из вышеизложенного следует, что консультирование людей, перенесших утрату, - это нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции.
В жизни утраты более или
менее ощутимы, но во всех случаях
человек испытывает душевную боль,
переживает горе. Утраты, как и многие
события нашей жизни, не только болезненны,
они предоставляют и
Работа с процессом
горевания и потери может вызывать
естественные трудности и дестабилизировать
эмоциональное состояние самого
специалиста. Иногда ситуация требует
специфических навыков с
Всё вышесказанное подводит нас к проблеме актуальности разработки программ по оказанию наиболее адекватной психологической помощи лицам, перенесшим горе, в зависимости от степени тяжести данного состояния.
Список литературы.
1. Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2000. – 208 С.
2. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта эктраординарной значимости / Психиатрия и психофармакотерапия. Том 2, №4. - М., 2000.
3. Бьюдженталь Д. / Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
4. Вагин И.О. Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001. - 160с.
5. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.
6. Василюк Ф.Е. Психология
переживания. Анализ
7. Василюк Ф.Е. Уровни
построения переживания и
8. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПЖ. 1996. №3. – с. 112-140.
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
10. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. – С-Пб. 2002. – 992 с.
11. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
12. Лурье Ж.В. Горевание и потеря / Школа здоровья, М., 1999, №4.
13. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999, с. 201–210.
14. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
15. Психологическая помощь
в кризисных ситуациях.
16. Психология человеческих проблем. Хрестоматия / Сост. Сельчёнок К.В. Мн.: Харвест, 1998. - 448с.
17. Сидорова Б.Ю. Четыре задачи горя / Журнал практической психологии и психоанализа. №1-2., 2001.
18. Тахка В. Обращение с потерей объекта / Журнал практической психологии и психоанализа. – М., №1, 2000.
19. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с. (с. 118-126)
20. Франкл В.Э. Психотерапия на практике. – Спб.: Речь, 2000.-256с.
21. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1984. – С.203 – 211.
22. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.
23. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Класс, 1999. 576 с.
Информация о работе Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату