Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что особенности консультирования горюющего клиента изучены явно недостаточно, отсутствует налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.

Содержание

Введение 3
Общая характеристики работы 6
Глава 1. Теоретические аспекты психологической помощи людям, пережившим утрату близкого человека
1.1. Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях 8
1.1.1. Психоаналитическая теория 8
1.1.2. Экзистенциальный подход 10
1.1.3. Гештальттерапия 13
1.1.4. Концепция Эриха Линдеманна 14
1. 2. Концепция Д. В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 18
1.3. Этапы горя
1.3.1. Шок и оцепенение 21
1.3.2. Фаза острого горя 25
1.3.3. Стадия навязчивости 28
1.3.4. Стадия прорабатывания проблемы 29
1.3.5. Завершение эмоциональной работы горя 32
1.4. Процесс горевания 34
Выводы по главе 1 39
2. Стратегии оказания психологической помощи в работе с людьми, переживающими утрату близкого человека 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

 

Работа с семьей.

     Психологическая поддержка в работе с семьями, переживающими потерю, приобретает особое значение и занимает большую часть консультативного процесса. Она подразумевает полноценное присутствие психолога, наблюдение за происходящим и проявление чувства сострадания, при сохранении личных границ.

    Задачи консультанта: быть рядом и слушать; не форсировать результат; проявлять уважение и принимать то, что происходит; видеть пользу в выражении членами семьи их скорби; позволить себе стать человеком, на которого члены семьи могут опереться.

      Важным элементом в работе с потерей является включение членов семьи в системный процесс переживания горя, удержание их от импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний, оказание помощи в поиске внутренних семейных ресурсов для преодоления данного кризиса.

        Психолог может помогать членам семьи в создании ритуала или ритуалов, поддерживающих их потребность в скорби и сохранении памяти об ушедшем. Важно, чтобы эти ритуалы соответствовали традициям данной семьи. Ритуальные действия дают возможность людям чтить память умершего члена семьи и получать поддержку как внутри семьи, так и за ее пределами, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников. Семейный ритуал дает также возможность каждому выразить свои личные чувства к ушедшему.

      Психологу-консультанту необходимо знать типичные, так называемые нормативные, проявления горя и симптомы, сопровождающие патологические реакции членов семьи. Если с первыми можно и нужно работать в консультативном ключе, то вторые требуют медицинской помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой либо психиатрической помощи.

      Работа со взрослыми членами семьи строится сходным образом и в ситуации потери ребенка, и в ситуации смерти брачного партера. Она включает в себя следующие направления:

1. Информирование о психологических  закономерностях горевания и,  прежде всего, о том, что  это длительный процесс.

2. Психологическое сопровождение  и поддержка семьи в процессе  горевания:

• помощь в осознании и принятии факта смерти члена семьи;

• оказание членам семьи психологической  поддержки и помощи в отреагировании сильных чувств, связанных с болью  потери;

• помощь в реорганизации жизни  семьи после смерти одного из ее членов (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов);

• помощь в завершении эмоциональных  отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к  нему и факту его смерти).

3. Поддержка и помощь членам  семьи в планировании своей  дальнейшей жизни [15, с. 140-141].

 

Работа с симптомами острого горя, прослеживающимися спустя длительное время после утраты.

      Такое может происходить в результате того, что человек скрывает горе от своего окружения и никогда не проявляет своих чувств, при этом испытывает сильное чувство вины перед тем, кого потерял. В таких случаях работа горя не идет по причине отсутствия возможности у горя проделать свою работу. Для того, чтобы работа горя пошла необходимо было создать условия для ре-переживания (повторного переживания). Ре-переживание необходимо в случаях, когда:

1. Клиент по каким-то причинам  скрывает горе от своего окружения  и никогда не проявлял своих  чувств.

2. Клиент не имел возможности выразить свои чувства в полную меру.

3. Клиент «завис» на каком-то  этапе горя и не может полностью  освободиться от переживания. 

4. Клиент проявляет симптомы острого горя, хотя утрата произошла больше полутора лет назад.

5. Чувства клиента блокированы,  он эмоционально «окаменел».    

      Разблокирование эмоций и их «проработка», то есть сознавание и выражение, может происходить с помощью самых разных подходов (метода эмоционально-образной терапии, «горячего стула»)

Психологу необходимо:

1. Определение этапа проработки горя (методики постановки вопросов, самоотчетов испытуемого)

2. Консультативное консультирование, включающее технические приемы ре-переживания, разблокирования эмоций и их проработки.

 

Возможные вопросы при  работе с утратой:

□ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выражал свои чувства по отношению к вам?

□ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам?

□ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите  это прямо сейчас.

□ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях.

□ Расскажите о его характерных  чертах, достоинствах и недостатках.

□ Можете ли вы вспомнить о нем  что-то смешное?

□ Какими были его манеры?

□ Что его больше всего раздражало?

□ Какими были его привычки?

□ Что вас раздражало в нем  больше всего?

□ Расскажите, как он уходил.

□ Когда последний раз вы его  видели?

□ Какой была ваша первая реакция  на его уход? Удалось ли вам с  ним проститься?

□ Как вы попрощались с ним?

□ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспоминается?

□ Что было потом?

□ Что произошло с его личными  вещами?

□ Были ли у него особо любимые  вещи? Что вы с ними сделали?

□ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?)

 

 

 

Приемы и техники разблокирования эмоций и их проработки.

Эмоционально-образная терапия.

В качестве  метода активной разблокировки эмоций и их «проработки», то есть сознавания и выражения, можно использовать эмоционально-образную терапию. Эмоционально-образная терапия позволяет разрядить «законсервированный» гнев, вину, страхи и подавленную печаль.

       Важно донести до клиента, что:

□ Нет «плохих» и «неправильных» чувств. Все чувства нужны для  того, чтобы мы понимали, что в действительности с нами происходит и что мы должны изменить, чтобы подобные неприятные чувства возникали реже.

□ Мы не можем избегать неприятных чувств, поскольку они также нужны, как и приятные.

□ Каждое чувство должно быть осознано и выражено социально приемлемым способом.

       В психотерапии и психологическом консультировании традиционно решаются две взаимосвязанных задачи: помочь клиенту лучше понять самого себя и изменить самого себя. Одни направления психотерапии делают упор на осознание (например, психоанализ), другие на трансформацию (например, эриксонианский гипноз). В эмоционально-образной терапии (ЭОТ) удалось соединить в едином процессе обе составляющие терапевтической работы. Это объединение осуществляется на основе исследования и преобразования образов, выражающих ключевые эмоциональные состояния клиента.

        Суть самой методики проста:

1. В ходе предварительной беседы выясняется: какое эмоциональное состояние является «ядром» заявленной проблемы;

2. Клиенту предлагается подробно описать как он физически (т.е в своем теле) переживает это чувство;

3. Клиент представляет это чувство в виде некоторого объекта перед собой; 4. Проводится подробное исследование образа в контексте проблемной ситуации (например, образу задаются вопросы, на которые, конечно, отвечает клиент и т.д.);

5. Психолог уточняет свою гипотезу и рекомендует клиенту конкретные способы воздействия на образ, которые по своему смыслу являются решением исходной проблемы;

6. Клиент применяет эти приемы, и образ, а также связанное с ним патогенное чувство трансформируются, становясь позитивными;

7. Результаты трансформации проверяются и закрепляются (в частности позитивный образ принимается клиентом в себя как часть личности - это прием соматизации образа).

     Эта методика базируется на изначальном убеждении в том, что всякая проблема основана на эмоциональной фиксации на цели или запрете на ее достижение. Для решения проблемы необходимо освободить клиента от патогенной эмоциональной фиксации, работа с образом чувства направлена именно на это. В рамках ЭОТ накоплено значительное число разнообразных и оригинальных приемов трансформации образа, позволяющих добиваться быстрых результатов. Все приемы обязательно воздействуют на эмоции и решения клиента, поэтому, хотя работа с образами происходит на внешнем плане, на глубинном уровне происходит работа с проблемой.

       Преимущества данного подхода состоят в следующем:

1. Работа с образами позволяет не только что-то осознать, но и изменить «это».

2. Чувство, связанное с проблемной ситуацией, наиболее точно отражает фиксированную эмоциональную энергию, которая не может быть реализована по тем или иным причинам.

3. Соматически выраженное чувство наиболее правдиво показывает суть проблемы. Слова могут обмануть, тело - никогда.

4. Переживание проблемы через образы убедительнее для клиента, чем вербальные высказывания. Действия с образами легче приводят к инсайту. Неожиданные изменения образов в результате определенных воздействий обладают очевидной доказательностью.

5. Проецирование образа на пустой стул или просто в пространство создает диссоциацию субъекта и выраженного в образе чувства. Это облегчает работу по преобразованию чувства.

6. Образная символизация чувства придает ему статус чего-то объективно существующего. Клиент ощущает насущную необходимость что-то с этим сделать, преодолеть воздействие этого реально действующего фактора. В противном случае он ощущает, что “это” будет и дальше его преследовать. Это мощный мотивирующий фактор.

7. Образ дает много дополнительной информации о сущности проблемы, которую может творчески использовать психотерапевт. После определенной практики он научается мгновенно понимать истинный смысл образов, и его предложения по работе с ними определяются этим пониманием.

8. Значимые образы наиболее точно соответствуют бессознательным процессам, субъективное воздействие на образы прямым образом отражается на содержании бессознательного.

9. Множество приемов работы с образами позволяют терапевту иметь широкое поле для преобразования исходного состояния. Оригинальные наработки в этой области создают возможности быстрых и эффективных изменений.

10. Динамика изменений образов в работе (а также, соответствующих эмоциональных состояний) позволяет точно контролировать результативность работы. Терапевт может вести процесс до качественного изменения состояния, когда проблема действительно и полностью решается. 11. Соматизация позитивных образов позволяет надежно закреплять результаты работы. Таким образом, клиент отождествляется с достигнутым позитивным состоянием.

12. Результат терапии сказывается, при удачном решении, прямо здесь и теперь, в ту же минуту, когда клиент применяет правильный способ воздействия на образ.

13. Позитивные трансформации всегда сказываются на психосоматическом состоянии клиента. Что наглядно демонстрирует успешность терапевтической работы.

       Близкими к ЭОТ являются такие направления психотерапии как символдрама, гештальттерапия, активное воображение К.Юнга, процессуальная терапия А.Минделла и некоторые другие. Однако ЭОТ отличается от всех перечисленных направлений рядом теоретических и методических особенностей. ЭОТ успешно применяется для коррекции многих психосоматических проблем, фобий, депрессивных состояний, гнева, ревности, психологических травм, эмоциональной зависимости и других эмоциональных нарушений, а также для решения конфликтов и проблем личных отношений. Данный метод легко может быть распространен и на многие смежные области психологической терапии. Он применяется как в индивидуальном, так и в групповом варианте консультирования.

 

Другие технические приемы ре-переживания.

      Разблокировка эмоций и их проработка или «Вентиляция» чувств — это не обязательно разговор только о чувствах. Если клиент рассказывает о волнующих его событиях, поступках, фактах, давая выход своим эмоциям, это наиболее естественный и эффективный способ снизить негативное напряжение. Кроме эмоционально-образной терапии с точки зрения технических приемов, ре-переживание может стимулироваться с помощью:

• писем к  умершему;

• разговора с тем, кого утратили, для того чтобы высказать ему  свои чувства (техника пустого стула);

• выстраивания «линии жизни»: в хронологическом  порядке, начиная с обстоятельств, которые предшествовали появлению  значимого человека, воссоздается полная история отношений и подробное  описание обстоятельств утраты; при  этом могут рассматриваться фотографии, перечитываться письма и т. д.;

• «крика о боли»: клиенту предлагают кричать, колотить валик, пинать подушки, чтобы выразить свои подавленные  чувства;

• арт-терапевтического выражения  боли потери: через рисунок, через танец и движения.

Информация о работе Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату