Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что особенности консультирования горюющего клиента изучены явно недостаточно, отсутствует налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.

Содержание

Введение 3
Общая характеристики работы 6
Глава 1. Теоретические аспекты психологической помощи людям, пережившим утрату близкого человека
1.1. Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях 8
1.1.1. Психоаналитическая теория 8
1.1.2. Экзистенциальный подход 10
1.1.3. Гештальттерапия 13
1.1.4. Концепция Эриха Линдеманна 14
1. 2. Концепция Д. В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 18
1.3. Этапы горя
1.3.1. Шок и оцепенение 21
1.3.2. Фаза острого горя 25
1.3.3. Стадия навязчивости 28
1.3.4. Стадия прорабатывания проблемы 29
1.3.5. Завершение эмоциональной работы горя 32
1.4. Процесс горевания 34
Выводы по главе 1 39
2. Стратегии оказания психологической помощи в работе с людьми, переживающими утрату близкого человека 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ

 

Факультет психологии

заочное отделение

5 курс, 1 группа

Стаховская  Н. П.

 

 

 

Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату.

 

 

                               Курсовая работа

 

 

 

 

 

                 Научный руководитель:

                                                 Ст. преп., магистр

                                                       психологии Ахунова

                                                   Ирина Георгиевна.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Минск, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение           3

Общая характеристики работы        6

Глава 1. Теоретические  аспекты психологической помощи людям, пережившим утрату близкого человека

1.1. Классические  представления о феномене горя  в различных психотерапевтических направлениях      8

1.1.1. Психоаналитическая  теория        8

1.1.2. Экзистенциальный подход         10

1.1.3. Гештальттерапия         13

1.1.4. Концепция Эриха Линдеманна        14

1. 2. Концепция Д. В. Вордена в консультировании горюющих

клиентов           18

1.3. Этапы горя

1.3.1. Шок и оцепенение        21

1.3.2. Фаза острого горя        25

1.3.3. Стадия навязчивости         28

1.3.4. Стадия прорабатывания проблемы      29

1.3.5. Завершение эмоциональной работы горя      32

1.4. Процесс горевания        34

Выводы по главе 1         39

2. Стратегии оказания  психологической  помощи в  работе с людьми, переживающими  утрату близкого человека     41

Заключение          51

Список использованной литературы      53

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

           Утрата близких — увы, неизбежный спутник жизни. И, что особенно важно, смерть близкого — это одно из самых трагичных событий в жизни человека и тяжелейшее испытание, оставляющее глубокий след, а иногда шрам в его душе. В известной Шкале жизненных изменений Т. Холмса и Р. Рэйха (1967) события, связанные с утратами, уверенно занимают лидирующие позиции по степени стрессогенности. Вместе с тем, как и любой экзистенциальный опыт, переживание горя заключает в себе значительный позитивный потенциал. Рассказывают, что «когда знаменитый советский психолог А. Н. Леонтьев спросил у философа Мераба Мамардашвили: „С чего начинается человек?“, — тот, не задумываясь, ответил: „С плача по умершему“» [13, с. 201–202].

             Первые и самые важные отношения формируются в самые ранние годы. Именно тогда появляется привязанность к тем людям, которые ухаживают и заботятся о человеке. Обычно эти люди – родители. Затем человек ищет еще кого-либо, кто сможет его полюбить и понять, расходует на это физическую и эмоциональную энергию. В связи с этим после смерти близких у человека возникает чувство обездоленности, как будто кто-то «отрезал» часть его самого.

        Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.

  Но что такое переживание горя? Поток ли это чувств и мыслей, который проходит через наше сознание, пассивно претерпевающее происходящее, или мы что-то делаем, производим какую-то работу, иногда незаметную для самих себя, чтобы вызвать в себе те или другие состояния, либо избавиться от них? Это непростой вопрос.

         В психологии горе определяется  как реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта - специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и  не зависит от того, что именно утратил субъект. Горе всегда развивается одинаково. Различается только длительность и интенсивность его переживания в зависимости от значимости утраченного объекта и особенностей личности горюющего человека. Горе - это  механизм переживания боли утраты и обретения чувства полноценности жизни и равновесия. Оно является естественным состоянием человека, поэтому обычно подверженным ему людям профессиональная помощь не нужна. Но, являясь неотъемлемыми составляющими жизни, утраты все же способны нарушить ощущения безопасности и контроля.  Процессы переживания могут переходить в болезни, так как человек иногда застревает в определенных стадиях синдрома утраты.  Происходит усиление характерных для данного этапа симптомов, они сохраняются в течение длительного времени. Комплекс симптомов может соответствовать посттравматическим стрессовым расстройствам или другим тревожным расстройствам.     Иначе говоря, горе имеет свои определенные задачи, и если они не будут решены горюющим человеком, горе не получит адекватного завершения, оно не будет развиваться дальше и стремиться к завершению, следовательно, возможно возникновение отложенных проблем, растянувшихся на годы.

        Смысл профессиональной психологической помощи человеку, переживающему утрату, заключается в том, что бы предотвратить подобное

застревание на определенных этапах переживания горя, помочь человеку пройти через все этапы, выполнив задачи работы горя на каждом из них.  Предполагается, что при правильно организованной психологической помощи процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований в пространстве внутреннего мира личности.

        По мнению Ф. Е. Василюка, в отечественной психологии нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя.

       Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом. Основной особенностью западных (американских) исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход. Разработки отечественной психологии по большей части ведутся в системе психологических служб МЧС и посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Остро чувствуется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат, с которыми сталкивается в жизни каждый человек. 
       В настоящей работе описывается процесс течения горя, рассматриваются особенности психологического консультирования при переживании утраты, а также некоторые практические техники и приемы, применяемые в работе с людьми, переживающими утрату.

 

 

 

 

 

                        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

  1. Актуальность выбранной темы обусловлена тем,  что особенности консультирования горюющего клиента изучены явно недостаточно, отсутствует налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.
  2. Объект исследования: переживание горя человеком.
  3. Предмет исследования: психологическая помощь людям, переживающим горе. 
  4. Цель исследования: анализ и систематизация концепций и подходов по работе с людьми, переживающими утрату близкого человека.
  5.   В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический обзор литературы.

2. Раскрытие сущности и работы  горя.

      3. Выявление целей и задач процесса горевания (так называемые «терапевтические мишени») в работе с человеком, переживающим утрату.

6. Методология исследования:

Теоретической базой работы являются классические представления о феномене горя, рассматриваемые в различных психотерапевтических направлениях (психоаналитическая теория, экзистенциальный подход, гештальттерапия), а так же дальнейшая разработка проблематики в рамках концепции Эриха Линдеманна.   Основной упор был сделан на взгляды Д. В. Вордена в консультировании горюющих клиентов.

7. Методы и методики: метод теоретического анализа литературы.

8. Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, список используемой литературы. Объем курсовой работы составляет 54 страниц.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты психологической помощи людям,

пережившим утрату близкого человека.

    1. Классические представления о феномене горя в различных

психотерапевтических  направлениях.

Горе – универсальное  переживание всех людей,  реакция  на утрату значимого объекта, части  идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами  мы все что-то теряем, будет это  смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта – специфический  психический процесс, развивающийся  по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит  от того, что именно утратил субъект.

В зарубежной литературе существует несколько психотерапевтических направлений  по изучению феномена горя, одной из которых является психоаналитическая теория, предложенная З. Фрейдом.

 

      1.  Психоаналитическая теория.

Обратимся к попытке З. Фрейда объяснить механизмы работы печали.

«…Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять всё либидо, связанное с этим объектом… Но требование её не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нём совершается освобождение либидо» [20, с. 205].  Итак, Фрейд остановился перед объяснением феномена боли, да и что касается самого гипотетического механизма работы печали, то он  указал не на способ его осуществления, а на «материал», на котором работа проводится, - это «воспоминания и ожидания», которые «приостанавливаются» и «приобретают повышенную активную силу».   

«Далее не представляется трудным реконструировать этот процесс. Сначала имел место выбор объекта, привязанность либидо к определённому  лицу; под влиянием реального огорчения  или со стороны любимого лица наступило  потрясение этой привязанности к  объекту. Следствием этого было не нормальное отнятие либидо от этого объекта  и перенесение его на новый, а  другой процесс, для появления которого, по-видимому, необходимы многие условия. Привязанность к объекту оказалась  малоустойчивой, она была уничтожена, но свободное либидо не было перенесено на другой объект, а возвращено к  «я». Однако здесь оно не нашло  какого-нибудь применения, а послужною  только к идентификации (отождествлению) «я» с оставленным объектом. Тень объекта пала, таким образом, на «я», которое в этом случае рассматривается  упомянутой особенной инстанцией так  же, как оставленный объект. Таким  образом, потеря объекта превратилась в потерю «я», и конфликт между  «я» и любимым лицом превратился  в столкновение между критикой «я»  и самим изменённым, благодаря  отождествлению, «я».

Таким образом, потеря значимого  объекта постоянно активизирует в человеке различного рода внутренние попытки сопротивляться реальности потери либо путём её отрицания, либо путём замещения объекта потери новым объектом, либо попыткой сохранить  его посредством различных форм интернализации. Конечный результат  будет зависеть от природы отношений  к утраченному объекту, а также  от форм интернализации или других ранее использовавшихся механизмов и от того, насколько успешным было их использование.

С момента выхода работы Фрейда «Печаль и меланхолия» (1917) траур и депрессия считаются  двумя главными альтернативами человеческого  способа справиться с потерей  значимых объектов. Другими предложенными и описанными в качестве главных, альтернативами были отрицание потери или её значения с идеализацией утраченного объекта или без таковой; быстрая замена его новым объектом; патологическая печаль по «связанным» с ним объектам или идеям; развитие соматического или психосоматического заболевания, а также пристрастие к алкоголю, наркотикам или перееданию.  Согласно общепринятому мнению, чем в большей степени инфантильно, зависимо и амбивалентно отношение субъекта к утраченному объекту, тем больше вероятность того, что вместо более или менее нормального процесса траура (mourning process) его реакцией на потерю будет одна или сразу несколько патологических альтернатив.

Можно сказать, что  начиная со статьи Фрейда «Печаль и меланхолия», появляется понятие горя как отнятия либидо от объекта: психическая энергия сосредотачивается на любимом человеке, и когда он умирает, эту энергию надо оторвать от умершего человека и передать её другим объектам. « С глаз долой – из сердца вон». Задача печали – забывание. Умерший человек должен быть забыт ради тех, кто живёт. В этом состоит логика Фрейда.

Информация о работе Содержание психологической помощи лицам, пережившим утрату