Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………
9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга, отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.
Этот урок очень понравился детям, сочинение писали с удовольствием, так как эта тема была им интересна. Процесс написания увлек всех детей. Работы получились интересные и разнообразные.
Следующее сочинение было тоже описанием с элементами рассуждения на тему «Мой лучший друг». Работа проводилась по следующему сценарию:
Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет
описание? (Отвечает на вопрос
какой предмет, человек,
- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием человека, а какой - нет.
Учитель зачитывает 2 сочинения: «У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго». «Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры. Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга».
- Докажите, что первый
текст является описанием
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат).
- Какую роль играют
прилагательные в описании
2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и
основной мысли сочинения. (Формирование
умения раскрывать тему и
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой друг?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать
тему и основную мысль в
вашем сочинении, т. е.
4. Обсуждение структуры
текста. (Формирование умения строить
описание (последовательно и связно
описывать) и отбирать
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте
сочинение? О чём можно
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в
основной части? (Описание друга).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно
описать вашего друга? (Можно описать внешность,
характер, привычки, написать, что он любит
или не любит).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно
вы опишите внешность? (Можно описать рост,
лицо (волосы, глаза, черты лица), походку,
голос, жесты…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)
5. Орфографическая подготовка
проводится в процессе
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить
к написанию сочинения. Не
7. Проверка.
- Проверь, можно ли
по твоему описанию
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты.
Для выработки
у школьников практических
Представляю
один из вариантов такой
Удачный
вид работы - устные коллективные
сочинения. Для этой цели
Письменное
сочинение во 2 классе – это
коллективно составленные
Работа проводится по такому плану:
1. Устное рассказывание по теме сочинения (дети высказывают свои личные впечатления по теме).
2. Чтение плана, записанного до урока или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка написанного.
Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания. Это работа по серии картин или картинному плану (например, на тему «Весенние цветы». Работа над таким сочинением начинается от накопленного материала к теме.
Учащиеся
очень любят сочинения-
Котенок.
В корзинке сидел маленький котенок. У него ушки остренькие, а сам он беленький как пушок. Глазки черненькие точно бусинки.
Систематическое
выполнение подобных сочинений
создает непрерывность в
При определении
последовательности обучения
Тема |
Источник материала |
Способ подготовки |
Язык (стиль) |
Жанр (тип, вид) |
Примечание | |||||||||||||
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Источник материала: 1) на материале труда,
экскурсий, походов, 2)по картине, фильму, спектаклю, на книжном материале; 3) материал разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения); 4)на основе творческого
воображения (по сюжетной | |
|
Способ подготовки: 1)коллективный; 2)индивидуальный (самостоятельный). | |||||||||||||||||
Язык (стиль) 1)эмоционально-образный (художественный); 2)деловой (близкий научному). | ||||||||||||||||||
Жанр (тип, вид) 1.Повествование; 2.описание; 3.рассуждение; 4.смешанные; 5.миниатюры; 6.отзыв; 7.заметка (статья) в газету; 8.письма, поздравления. |
В начале
обучения восстанавливаются
В описаниях
обычно широко используются
Работа
над сочинением
1. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, заснеженный и др.).
2. Подбираем синонимы или выбираем
из синонимического ряда слово, наиболее
подходящее для выражения данного содержания
(птицы поют, распевают, заливаются).
День
Удивительный
дивный
чудный
поразительный
необыкновенный
Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову снег при работе над сочинением «Первый снег» ребята подобрали несколько глаголов: сыплется, шуршит, падает, искрится, идет, лежит, тает, кружится, устилает.
3. Включаю в рассказы и тексты сочинений, фразеологические обороты наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением.
Проводили работу над
усвоением сочетаемости слов. Учащимся
необходимо как можно чаще
давать слова в их связи
с другими словами. При
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников