Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………
Рассуждение – это связанный текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам («За что дети любят Буратино и Карлсона?»).
По стилю сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые. Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объявления, математические задачи и т.п.
Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и т.д. Кроме того, их можно классифицировать по способу - на устные и письменные, по условиям выполнения - на классные, домашние и классно-домашние, по целям проведения- на обучающие и контрольные.
1.5.2 Методика работы над сочинением.
Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель (в 3-4 классе сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем –то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Следующим шагов в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект, каркас. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.
Рекомендуется план из трех-пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению, тогда план может перестраиваться, совершенствоваться.
Время составления плана
определяется видом и целью сочинения:
так, план сочинения по картинке составляется
непосредственно перед его
План сочинения по экскурсии
составляется на основе плана самой
экскурсии или плана
Накопление материала – следующая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.
Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, и, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя».
Материал для предстоящих
сочинений не только накапливается
в памяти школьников, но и записывается
в виде заметок, зарисовывается, составляются
словарики, подбираются опорные
слова (ключевые слова). Продолжительность
сбора материала в совокупности
намного превышает время
Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.
Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.
Кульминацией работы является
написание сочинения. Во втором классе
для написания сочинения
Сочинение и подготовка к
нему обычно занимают гораздо больше
времени, чем другие виды работ. Так,
накопление материала для сочинения
по экскурсии происходит иногда задолго
до письма; наблюдения за явлениями
природы могут продолжаться неделю
и даже месяц; картина же обычно рассматривается
непосредственно перед
Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные этапы уроков письма сочинений.
1.5.3 Сочинения во 1 классе.
За год обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: “Как мы убирали школьный двор”, ”Как мы встречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.
Для проведения
сочинений в 1-ом классе не
требуются специальные уроки.
Сочинения являются составной
частью уроков русского языка.
Тематика сочинений
В процессе
подготовки и проведения
Чтобы дети
овладели этими умениями, необходима
система упражнений, основанная
на принципе постепенного
Наиболее
элементарными в системе
В альбом
демонстрационных картин по
Для примера
покажем работу с картиной
«Лиса и журавль» художника
У.М.Рачева. На картине «Лиса и
журавль» изображен лишь один
эпизод сказки К. Ушинского
– журавль в гостях у лисы.
В соответствии с содержанием
картины учитель может
Как видим,
вопросы сформированы таким
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников