Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………
В третьем
классе продолжается работа по
обучению особому виду
1.5.6 Сочинения в 4 классе.
Работа над сочинением
усложняется от класса к классу.
Сложнее и разнообразнее
Учащиеся должны осознать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
В 4-ом классе продолжается работа по:
Все чаще применяется
такой вид обучения
Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы. Дальше учащиеся тщательно отбирают нужный материал, ищут наиболее целесообразное размещение фактов, примеров, которые войдут в корреспонденцию, формулируют основные положения, развивающие тему, учатся подкреплять, аргументировать их.
Работа по материалам газет оказывает сильное воздействие на учащихся, заставляет их задуматься над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма.
К сожалению, должны отметить,
что, хотя сочинение и дает возможность
выражать свои мысли ясно, красочно,
правдиво, в нем больше, чем в
каком-либо другом виде работы, раскрывается
характер и наклонности ребенка,
четко выступают его
1.6 Особенности
работы над сочинениями
Рассмотрим подробнее особенности работы над сочинениями, которые чаще всего пишутся в начальных классах.
1.6.1 Описание картины.
Сочинения по картинам весьма
распространены в школьной практике.
Они удобны в организационном
отношении и через картину
школьник приобщается к вершинам
культуры.
Сочинения по картинам имеют свою типологию:
а)описание картины;
б) сюжетный рассказ по картине на основе
воображения школьников; картина даёт
толчок для их фантазии, даёт как бы застывший
момент жизни;
в) сочинение по серии из 5-6 картин, выполняющих
роль картинного плана (это самый простой,
доступный вид сочинения по картине);
г) сочинение о художнике и об истории
создания картины; анализ самой картины
даётся в расширенном контексте;
д) сочинение по портрету: раскрытие характера
героя, изображённого на картине, и мастерства
художника, сумевшего воплотить на холсте
этот характер (самый трудный вариант
сочинения).
Подготовка школьника к сочинению по картине
имеет свою специфику:
• во-первых, школьник должен быть элементарно
знаком с основами изобразительного искусства:
побывать в музее, на выставке, на встрече
с художником, знать репродукции известных
картин и т.п.;
• во-вторых, необходимо уметь рассматривать,
анализировать картину: отличать живопись
от графики, пейзаж от натюрморта, акварель
от барельефа; уметь видеть передний план,
понимать композицию картины;
• в-третьих, нужно улавливать идею картины,
её пафос, настроение, а неплохо бы – и
манеру художника.
Работу обычно начинают с небольшой беседы,
которая иногда нужна для пояснений, помогающих
лучше воспринять картину, но чаще служит
для того, чтобы вызвать в сознании детей
понятия, близкие к содержанию картины,
известные им из жизненного опыта и книг.
Затем предлагается им рассмотреть картину
– это наиболее ответственная работа.
Сначала дети самостоятельно рассматривают
её, и именно в этот момент, под свежим
впечатлением, они живо и непосредственно
воспринимают и общее настроение картины,
и её содержание, выраженное в художественных
образах. Вслед за этим учащиеся рассматривают
картину вместе с учителем. Задача заключается
в том, чтобы дети заметили не только общую
часть картины, её сюжет, но и все подробности,
с помощью которых создаётся художественный
образ. Только после этого происходит
полное восприятие картины, и дети вполне
усваивают её содержание.
Теперь важно, чтобы дети изложили это
содержание в должной последовательности.
Для этого намечается план сочинения (обычно
составляется коллективно).
Таким
образом, урок строится по
1. Краткая вступительная беседа.
2. Самостоятельное рассматривание картины.
3. «Чтение» картины вместе с учителем
и словарная работа.
4. Составление плана сочинения.
5. Устный рассказ по картине.
6. Сочинение.
Обязательно нужно выписать на доске
слова, трудные для написания».
«Сочинение по картине можно проводить
следующим образом: на доске – любая картина
(иллюстрация сказки, картины природы,
просто один цветок или неживой предмет).
Например, нарисована ромашка. Сначала
дети дают внешнее описание цветка, а потом
просим, чтобы они дали описание внутреннего
мира ромашки. Предлагаются вопросы: «Какое
настроение у цветка?», «Может ли ромашка
думать, радоваться, огорчаться и, если
может, то опишите, чему?». Также можно
описывать неживой предмет (например:
грязная тарелка, старый пень, камень и
т.д.). Или ещё. Детям приходит письмо из
леса (пишет его учитель а кто-то из других
учителей-коллег приносит и вручает его
ребятам). Письмо от медведя. А учащиеся
пишут письма-ответы, кому захотят (зайцу,
лисе, синичке…). Дети такую работу выполняют
с огромным удовольствием. Можно дать
такие темы сочинений: «Почему я лучше
всех», «Опиши пустоту», «Жизнь на моей
звезде», «Как появились полезные ископаемые»
и др. Дети живут в мире сказок и фантазий,
поэтому им интересно писать такие сочинения.
Нужно придумывать темы, которые будут
близки и понятны ребятишкам.
Для тренировочных упражнений у каждого
ученика должна быть своя небольшая тетрадь
(в твёрдой обложке), где он пишет небольшие
сочинения-описания какого-либо предмета
(5 предложений). Эту работу можно проводить
на улице, на переменах, дома, когда у них
есть свободное время, выбирая тему самостоятельно».
Таким
образом, как мы видим, работа над сочинением
по картине может складываться по-разному,
в зависимости от системы, в которой обучаются
дети, взглядов учителя, вида сочинения
и т.д. каждый учитель вправе организовывать
для детей эту работу над картиной, которую
он считает необходимой и нужной для данного
класса и уровня.
Одним из самых простых видов сочинений
по картине является сочинение-описание,
а также сюжетный рассказ по картине на
основе воображения школьников.
1.6.2 Сочинения-описания
Наблюдательность очень
важна для развития речи. Школа
организует систему наблюдений природы,
отдельных предметов и
Описания бывают «деловые» и «образные». В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
1. Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению (« Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.)
2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать скворечник», « Как посадить дерево».
3. Описание картин природы
и других сложных предметов,
явлений: « Наша улица утром»,
« В лесу», «В магазине
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой. Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа« Наш город», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.
План может быть составлен
как до, так и после зарисовок.
Он составляется коллективно или
его предлагает учитель. Вначале
дается общая характеристика предмета,
явления, далее уточнение общих
впечатлений, конкретизация наблюдений
и в заключение-вывод или
Примерный порядок работы:
1.Подготовка к сочинению:
1.1. Сбор материалов и
систематическое уточнение
1.2.Систематизация полученных сведений. (Обобщающая беседа по итогам наблюдений)
1.3.Определение темы
1.4.Определение структуры
сочинения, составление
1.5.Работа над речевым
оформлением текста в процессе
составления фрагментов
2. Устное (или письменное) составление текста.
3. Совершенствование написанного
в процессе коллективной
Младшим школьникам, по мнению
большинства учителей, легче составлять
сюжетные сочинения. Ребенок научится
составлять сочинение только в том
случае, когда каждое слово перед
ним будет возникать как
1.6.3 Сочинения на основе прочитанного
Использование творчества писателей помогает развивать у учащихся наблюдательность, активизирует их попытки выразить свои впечатления в художественной форме. Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливей уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.
В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.
На уроке по внеклассному
чтению проводится подробная беседа
о книге: кратко излагается сюжет, описываются
главные действующие лица, прочитываются
отдельные небольшие отрывки, анализируется
идейное содержание произведения. Учащиеся
говорят, что им особенно понравилось
в книге, обосновывают свое мнение.
К уроку обычно подготавливается
небольшая выставка: портрет автора,
иллюстрации. Детей следует ознакомить
с несколькими образцами
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников