Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников.docx

— 191.39 Кб (Скачать)

- Что будете писать о ребятах? - Определите главную мысль.

-Что такое главная мысль?

  1. « Главная мысль- это то, что говорится в тексте о предмете».

- Какова будет главная  мысль нашего рассказа?

-(Как Миша помог Оле).

- Для того, чтобы рассказ  получился точный и интересный  нужно подобрать опорные слова.

- Что такое опорные  слова?

  1. «Опорные слова- слова, по которым можно определить тему текста».

IV. Работа по составлению текста.

  • Работа по первой картинке.

- Рассмотрите первую картинку.

- Составьте по ней предложения  с опорой на слова, которые  записаны под картинкой.

наступила   катались    перевернулись    увидел

- (Наступила зима. Дети  катались на горке на санках. У Оли перевернулись санки  и она упала. Это видели ребята.)

  • Работа по второй картинке.

помог  поблагодарила   его  молодец 

(Миша  помог Оле встать. Она поблагодарила его. Молодец, Миша!)

- Какой поступок совершил  Миша?

-Правильно ли он поступил?

-А как вы, поступили  бы  на его месте?

  • Составление полного  рассказа по опорным словам (4 человека)
  • Придумывание названия текста.

- Как назовем наш рассказ? - (Зимой.  На горке. Однажды  на горке.)

- Какой вариант более  удачный и почему?

V. Орфографическая работа.

- Какие правила надо  помнить, чтобы грамотно записать  текст?

(безударные гласные, сочетание  -ЧК-, заглавная буква в именах, фамилиях, начало предложения, конец  предложения.)

- Обратите внимание на  окончания слов. Мы будем эти  правила проходить чуть позже:  На горке,   у   Оли,   помог Оле.

- В каких словах безударная  гласная? Зима,  перевернулись,   она  упала,   катались,  поблагодарила, молодец.

- Обратите, ребята на написание   слов, проговорим их по слогам:

Наступила, катались, перевернулись, помог, поблагодарила, молодец.

- Чтобы не повторялись  в предложении слова, надо заменять  их близкими по смыслу: Оля,  она, девочка. Дети, ребята, они.  Миша, мальчик, он.

VI.  Самостоятельная запись текста.

(Учитель помогает в  процессе текста)

VII. Проверка работ. - Кто смелый, прочитайте текст вслух.

(Учитель и учащиеся  слушают отвечающих, сразу указывают  на недочеты.)

VIII. Итог урока. - Молодцы, ребята! Все с работой справились.

    • Обмен впечатлениями из своей жизни.

           -  Ребята, был ли в вашей  жизни случай, когда вы пришли  на помощь или вам помогли?

- Когда люди помогают  друг другу, то они становятся  добрее. Я могу сделать вывод,  что вы у меня добрые.

5.Сочинение по  картине А. А. Пластова "Первый  снег".

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова; учить понимать картину, осмысливать ее содержание; способствовать развитию наблюдательности, внимания, монологической речи, активизации словарного запаса; содействовать эстетическому воспитанию, воспитывать осознанное отношение к предмету.

Оборудование: мультимедийный комплекс, репродукция картины, портрет художника, опорные слова, музыкальное произведение Свиридова "Метель".

Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Звучит "Метель" Свиридова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского художника Аркадия Александровича Пластова, и по его картине вы напишите сочинение. Тема урока: Сочинение  по картине А. А. Пластова "Первый снег".

II. Подготовительная беседа.

Знакомство с  биографией: Послушайте биогафию А. А. Пластова, и подумайте, какими качествами обладал художник. Аркадий Александрович Пластов родился недалеко от г. Симбирска, в деревне Прислонихе. Пластовы – и прадед, и дед, и отец – все в свое время обучались живописи и расписывали иконы и церкви. А. А. Пластов уже в 14 лет точно знал, что станет художником. Позже он окончил Московское училище живописи. В июле 1932 года в Прислонихе произошел пожар. Сгорело много домов и имущества. В том числе сгорел дом Пластовых со всеми его работами, накопленными за много лет. После этого А. А. Пластов с еще большей энергией взялся за работу и создал картины, которые известны во всем мире.

Какими качествами обладал  А. А. Пластов? Каким он был? (настойчивый, целеустремленный, наблюдательный, сильный  духом, творческий, талантливый). И вы на сегодняшнем уроке должны быть внимательными, наблюдательными, проявить ваши способности и даже талант, чтобы написать красивое и интересное сочинение. Посмотрите некоторые репродукции  его картин. Почти во всех картинах Пластова встречаются детские образы. О детях, изображенных на картине "Первый снег" мы подробнее и поговорим  сегодня.

III. Подготовка к восприятию картины.

С какими воспоминаниями ассоциируется  слово "первый"?

Какие чувства вызывает все  первое?

Каким у нас был первый снег?

Почему люди радуются снегу, укрывшему землю? (после ненастной  осенней погоды закрывает грязь  и распутицу)

IV. Работа по картине.

Рассмотрите внимательно  картину.

 Как вы думаете,  почему мальчик и девочка выбежали  на крыльцо своей избы? (увидели,  что выпал первый снег)

Правильно, само название картины  подсказывает этот ответ.

Какое время суток изображено? Почему вы так думаете? (снег выпал  ночью, сейчас утро, дети проснулись и  второпях выбежали на крыльцо)

Почему мы говорим, что  дети выбежали на крыльцо, а не вышли? (у детей не было времени хорошо одеться)

Опишите их внешний вид. (Девочка  помогла одеться брату. На нем  шуба, шапка, валенки. А девочка не успела тепло одеться. Она в легком розовом платье, на голове теплый платок, на ногах валенки.)

Что делают дети? (Ребята поняли голову к небу, смотрят на снежные  хлопья.)

Найдите в словаре настроений: что выражают лица детей? Что они  испытывают и почему? (С восторженной улыбкой подняла девочка лицо. Ей нравятся летящие снежинки. Они  падают на лицо, превращаясь в маленькие  капельки.)

Как мальчик реагирует  на снег?

Что вы можете сказать о  растениях возле дома? (Возле дома растет старая береза и мелкий кустарник. Снег засыпал нижние ветки кустарника, пригнул их к земле. Старая береза раскинула ветви словно раскрыла объятья для снега.)

Почему художник показал  на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза – это  часть зимнего пейзажа. Главное  на картине дети и их настроение.)

Небольшой участок возле  дома, отгороженный забором, на котором  растут растения, называется палисадником.

На улице на втором плане  картины виден человек в санях. Зачем художник изобразил его? (Чтобы  показать что снега выпало много.)

Правильно, много, но по картине  видно, что снег первый. Присмотритесь. Как можно это доказать? (Возле  палисадника еще есть лужа, и снег ее не успел занести.)

Наверно, стоит теплая погода  для зимы. Лужа еще не замерзла, и  снег тает в воде.

Кого мы видим возле  лужи? (ворону)

Как ведет себя ворона? (Спокойно, важно шагает по снегу.)

Почему художник изобразил  именно ворону, а не воробья, сороку? (Серо-черная ворона хорошо выделяется на снегу, подчеркивая его белизну.)

Вы, наверное, заметили, что  снег не всегда кажется нам белым. какие оттенки снега вы видите на картине? (Розово-голубой, фиолетово-серый.)

Какие образные выражения  мы можем использовать, говоря о  снеге?

Эпитеты: тихий, мохнатый, пушистый.

Сравнения: белая скатерть, лебяжий пух, ромашковый цвет, снежные  бабочки.

Какие глаголы можно использовать, описывая действия снега? (укрыл землю, щекотал лицо, кружился, порхал, танцевал, опускался большими хлопьями.)

Опишите небо. (Бездонное, хмурое, тяжелое.)

Почему художник использует вертикальный формат картины, случайно ли он это сделал? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонного неба, долгого полета снежинок)

V. Орфографическая подготовка. Какие орфограммы встретятся?

Прочитайте слова, записанные на доске. Придумайте предложения, используя  эти слова.

белым-бело                                                   прозрачный

выскочить                                                     палисадник

выражает                                                       розовато-голубой

восторг                                                          фиолетово-серый

нахлобучить                                                  композиция

шапка-ушанка

VI. Составление плана сочинения.

О чем и в какой последовательно  будем описывать картину?

                                                                                    План.

Проснулись и увидели  в окно.                       1. Раннее утро.

Опишем детей и их настроение.                    2. Дети на крыльце.

Расскажем об изменениях,                              3. Изменения на улице.

произошедших на улице.

Как обычно заканчиваем сочинение?          4. Мое отношение к картине.

У вас на карточках даны варианты концовок сочинений. Выберите ту, которая выражает ваше отношение  к картине.

Вы помните, что сочинение  можно предварить эпиграфом. Эпиграф  можно выбрать в словаре.

Будьте внимательными, наблюдательными.

VII. Написание сочинений.

VIII. Итог урока.

 

6.Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».

Контрольный срез.

Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся.

Ход урока.

1. Постановка учебной  задачи.

- Сегодня вы снова будете  описывать вашу любимую игрушку.  Мы много работали с вами  над описаниями и сегодня вы  должны использовать все свои  знания и умения при написании  сочинения. Работать вы будете  самостоятельно весь урок. Подумайте,  как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и  основную мысль в сочинении,  какой материал вы отберёте  для него, какие слова и прилагательные  употребите для более точного  описания. А хорошо описать игрушку  вам помогут ваши рисунки.

2. Орфографическая подготовка  проводится в процессе написания  сочинения в индивидуальном порядке.

3. Сочинение.

4. Проверка.

- Проверь, можно ли  по твоему описанию представить  игрушку.

- Проверь, удалось ли  тебе передать своё отношение  к игрушке.

- Грамотно ли построено  твоё описание (все ли части  текста у тебя есть).

- Проверь, грамотно ли  написано сочинение.

 

 

 

 

 

 

1  Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М., 1975.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.

3 Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.

4http://www.school2100.ru/upload/iblock/285/285c5a8352bd686e417e040c416f0dfe.pdf    (2010-05-12)

5 Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

6 Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская О.В.-М.: «Академия»,2004.-464 с.

7 Азимов Э. Г. , Щукин А. И.  Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).СПб.: Златоуст, 1999.

8 Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971 .

9 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.

10 Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.

11 Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.-М.:НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников