Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………
Самостоятельность
учащихся при выполнении
Постепенно,
шаг за шагом раскрывали
Подводя итоги работы по развитию речи в классе, можно сделать вывод, что у детей не только повысилась культура речи, но и уменьшилось количество речевых недочетов в письменных творческих работах.
Следить
за продвижениями
Таким образом, сочинение,
как и связная речь в целом,
- это не только и не столько
раздел русского языка и
2.3 Определение
уровня развития речи по
По окончании проделанной
работы, был проведен контрольный
этап эксперимента на базе
и экспериментальной, и
В эксперименте приняли участие группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи «Моя любимая игрушка» Методика проведения этого урока отличалась от проведенного на первом этапе: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
Цель: учить детей определять тему и озаглавливать ее, применять знания о композиции связного высказывания, отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Учащиеся должны были самостоятельно составить по плану рассказ о своей любимой игрушке. Детям читался план будущего рассказа, предлагалось дома продумать возможный его вариант и на следующий день принести в класс свою любимую игрушку и рассказать о ней товарищам.
Приведу план рассказа.
1.Кто и когда подарил тебе эту игрушку?
2. Её внешний вид: голова, лицо (мордочка), глаза, нос, щеки, выражение лица; туловище, руки, ноги (лапки); костюм (во что одета).
3. В какие игры ты любишь играть с этой игрушкой?
4. За что ты ее особенно любишь?
На следующий день на уроке был вывешен план рассказа. Вот какой рассказ получился у одного из учеников:
Мой любимый медвежонок Кузя.
Мне моего
мишку подарили на день
Анализ
детских работ, как и на
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу № 2:
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента (в %)
Класс |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Уровни развития умений | ||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
88% |
88% |
94% |
Средний |
11% |
11% |
5% | |
Низкий |
1% |
1% |
1% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
65% |
65% |
60% |
Средний |
30% |
27% |
25% | |
Низкий |
5% |
8% |
15% |
Результаты
анализа уровня развития
Таким образом, у большинства учащихся
класса все рассматриваемые умения сформированы
на высоком уровне.
Примеры детских сочинений экспериментального класса:
Алеша Шинкаренко .
«Моя любимая игрушка - тигр. У
меня есть любимая игрушка.
Это игрушечный тигр. Мне его
подарили на Новый год.
Он оранжевого цвета с чёрными полосками.
У него маленький чёрный носик. У него
маленькие лапки, и хвостик тоже маленький.
У него большие чёрные глаза. На носу у
него усы. Он мне очень нравится!»
Голубцова Лиза.
«Моя любимая игрушка
- кукла Полина. У меня есть кукла. Её зовут
Полина.
У неё голубые глаза, белые волосы, губы
красного цвета, кожа такого коричневого
оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень
длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне
нравится с ней играть».
Примеры детских сочинений контрольного класса:
Корнилова Даша.
«Моя любимая игрушка - попугай
Кеша. Мне купили игрушку - попугая
Кешу, как из мультфильма. Мне
он очень нравится. Он маленький,
зелёного цвета. Глаза у него
чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые,
хохолок у него светло-зелёный.
Кудряшева Диана.
«Моя любимая игрушка - обезьянка
Тотошка. На 8 марта мне подарили
небольшую обезьянку. Сначала
я думала, что это обычная обезьяна.
Когда я начала с ней играть,
мне она понравилась. Я
Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень
люблю с ним играть».
По этим
сочинениям видно, что те
Уровень
развития речевых умения детей
при использовании на уроках
развития речи работы над сочинением
значительно повысился.
Динамика развития речи младших школьников
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.2 Диаграмма развития первого критерия
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.3 Диаграмма развития второго критерия
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.4. Диаграмма развития третьего критерия
Проведя статистическую обработку данных, имеем следующие результаты. В контрольном классе значительных изменений нет. В экспериментальном классе произошли изменения. Результаты стали следующими.
В экспериментальной
группе зафиксирован более
Учащиеся экспериментальной
групп лучше умеют строить
описание, раскрывать тему и основную
мысль в сочинении, отбирать
материал в соответствии с
темой и использовать
2.5. Выводы по 2 главе.
Научить детей
писать сочинение правильно и
красиво – большой и
Во второй главе нашей работы была рассмотрена и использована экспериментально методика написания сочинений некоторых видов. В течение года на уроках русского языка с учащимися 2 «а» класса проводилась работа по написанию сочинений-описаний, сочинений с элементами рассуждения. Дети писали сочинения по непосредственному и опосредованному опыту. При подготовке к сочинениям проводились упражнения на расширение словаря детей, учили использовать новые слова в тексте.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что развивающий эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению сочинений организована так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно. Кроме того, подготовка к сочинению обогащает активный и пассивный словарь у детей, повышает уровень их грамотности.
Мы считаем, что только систематическая работа по развитию речи на материале написания сочинений разных видов даёт положительный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нам нужно дать ученику возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.
Сочинение в начальной
школе является важнейшим методом
развития ребенка. Потому что при
изложении своих мыслей он приучается
концентрировать свои мысли на объекте
изучения, анализировать, затем правильно
формулирует свои идеи, приходит к
какому-нибудь выводу. Сочинение помогает
детям глубже осознать свои чувства
и побуждения, приучает к последовательности,
стройности мышления, самоутверждает
школьников, развивает интерес к
языку и литературному
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить своё сочинение определённой мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют орфографические и каллиграфические задачи, делят текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников