Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)

Основные черты  психического стресса можно резюмировать следующим образом: стресс — это  такое состояние организма, возникновение  которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Более подробно с явлением стресса и его стадиями вы познакомитесь в следующей главе.

Следует отметить, что  характеристика функционального состояния  явлется не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состояний человеческого организма и психики. Другая классификация основывается на соответствии состояния организма человека норме. Если классификация функ-

циональных состояний основывается на показателях работоспособности, напряжения регуляторпых механизмов, то классификации по критерию «норма—патология» основывается на совершенно других принципах, а именно на принципах оценки состояния здоровья.

На первый взгляд кажется, что вполне логично и, самое главное, очень просто разделить все состояния людей на «здоровье» и «нездоровье». Но реально дело обстоит значительно сложнее. Переход от нормального состояния к болезни не является внезапным, и поэтому нельзя легко разделить состояния людей на те, которые соответствуют норме, и те, которые соответствуют патологии. Еще Авиценна писал о существовании шести степеней здоровья и болезни. Более того, в научной литературе длительное время ведется полемика о том, следует ли рассматривать здоровье и болезнь как два противоположных по своей сути и содержанию явления или же их следует рассматривать как две стороны одного и того же явления.

Более того, существует большое количество определений  самого понятия «здоровье». Так, при  рассмотрении физиологических процессов  это понятие обычно отождествляют  с понятием «норма», которое означает отсутствие существенных отклонений от эталонных характеристик. Однако статистические вычисления показывают, что «абсолютно»  здоровый индивид ~ это не правило, а  исключение, а понятие нормы —  строго индивидуальное. Между тем  существует интервал параметров функционирования организма, при которых обеспечивается поддержание гомеостаза. Поэтому  под нормой (здоровьем) подразумевают  интервал, определяющийся теми границами  изменчивости и устойчивости объектов и процессов, в которых они  сохраняют свою качественную определенность. Таким образом, в естественнонаучном смысле норма отражает функциональный оптимум системы, но при этом индивидуальный оптимум не всегда соответствует  среднестатистическим показателям.

Между тем состояние  организма, оцениваемое нами как  болезнь, тоже имеет свои характеристики. И самое главное, что между  нормой и патологией существует целый  ряд состояний. Поэтому с точки  зрения соответствия состояния человека норме можно выделить три основных типа состояний: норма, пограничное  состояние, патология.

452 • Часть III. Психические  состояния и их  регуляция  

Среди этих трех классов  состояний наиболее сложным являются пограничные состояния. Причем к  данной категории могут быть отнесены состояния, вызванные как нарушением соматической, так и психической  сферы. Нас, конечно, в первую очередь  интересуют психические пограничные  состояния. Данное понятие главным  образом используется для обозначения  целой группы не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений.

Эта группа состояний  неоднородна по своему составу и  качественным параметрам, характеризующим  степень здоровья или нездоровья у человека, поскольку переход  от здоровья к болезни представляет собой качественное преобразование параметров организма. Существуют состояния, которые, с одной стороны, в большей  степени соответствуют здоровью и лишь по ряду отдельных показателей  выходят за пределы нормы. С другой стороны, существуют состояния, которые  очень близки к патологии, но не могут  рассматриваться в качестве болезни, так как в них отсутствует  один или несколько существенных признаков наличия симптомокомплекса болезни.

Кроме этого существует целый ряд психологических явлений, которые выходят за пределы общепринятой нормы, но ни в коем случае не могут  быть отнесены к патологии. Например, к данной группе явлений на полном основании могут быть отнесены акцентуации  характера. Поскольку данный класс  состояний занимает промежуточное  положение между здоровьем и  болезнью, то проблему пограничных  состояний изучают как врачи-психиатры, так и психологи.

Главной особенностью пограничных психических состояний  является не только то, что онирасполагаются между состоянием здоровья и болезни, но и то, что они непосредственно связаны с процессом адаптации. При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптацию. При этом психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации прежде всего имеют психическую природу. По мнению известногоотечественного психиатра Ю. А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме».

Таким образом, одна из основных причин возникновения пограничных  состояний заключается в нарушении  психических механизмов регуляции  состояний. Это происходит тогда, когда  возникает несоответствие между  имеющимися у человека социальными  и биологическими возможностями  переработки информации (имеется  в виду ее количество и скорость переработки) и необходимостью осуществить  переработку информации в конкретных условиях деятельности.

От пограничных  психических состояний следует  отличать так называемые пограничные  психические расстройства, под которыми обычно подразумеваются различные  формы психопатии. Согласно перечню  диагностических рубрик международной  классификации болезней (МКБ-10), разряд пограничных психических расстройств  насчитывает более 200 наименований. Все они составляют предмет изучения для психиатра, так как в данном случае речь идет не о состояниях, граничащих с нормой и патологией, а о расстройствах, занимающих промежуточ-

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма  • 453

ное положение между неврозами и психозами. Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра. Чаще всего на практике психолог сталкивается с начальными проявлениями невротических нарушений, посттравматическими стрессовыми расстройствами, социально-стрессовыми расстройствами и паническими состояниями.

Начальные проявления невротических расстройств составляют ту группу состояний человека, которую  мы определили как пограничные психические  состояния, т. е. это то состояние, когда  болезни нет, но есть существенные нарушения  в регуляции систем организма. Чаще всего для данного вида состояний  характерно наличие повышенной утомляемости, раздражительности, эмоциональной  напряженности и эмоциональной  неустойчивости, нарушения ночного  сна, головные боли, вегетативные дисфункции, психосоматические жалобы. Эти состояния  обычно возникают на фоне относительно продолжительного эмоционального перенапряжения, непосредственно связанного как  с индивидуально значимыми пси-хотравмирующими обстоятельствами, так и с особенностями профессиональной деятельности. Как правило, подобные состояния формируются постепенно и первоначально носят периодический характер. Однако со временем эти состояния появляются все чаще и чаще, а время, в течение которого они доминируют, с каждым разом увеличивается. Одна из основных причин возникновения подобных состояний заключается в значительном эмоциональном напряжении.

Необходимо подчеркнуть  особую роль эмоций в формировании пограничных состояний. Дело в том, что и посттравматические стрессовые расстройства, возникающие в результате таких психотравмирующих ситуаций, как стихийные бедствия или технологические  катастрофы, и стрессовые расстройства, вызванные коренным изменением социальных условий деятельности человека, проявляются в эмоциональной сфере. Начав говорить об эмоциях и эмоциональной сфере человека, мы вплотную подошли к проблеме регуляции состояний человека и его поведения в целом. Это, вероятно, центральная проблема всей психологической науки. Она крайне сложна и противоречива. В настоящее время имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психическая регуляция состояний, поведения и деятельности в целом. Если постараться обобщить существующие точки зрения на данную проблему, то можно прийти к выводу о том, что система механизмов психической адаптации многокомпонентна и состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие: (1) подсистема социально-психологических контактов; (2) подсистема поиска, восприятия и переработки информации; (3) подсистема обеспечения бодрствования и сна; (4) подсистема эмоционального реагирования; (5) подсистема эндокринно-гуморальной регуляции и другие (6). На рис. 18.1 схематически изображена система организации функционального обеспечения адаптированной психической деятельности по Ю. А. Александровскому. Вполне очевидно, что все эти подсистемы могут быть отнесены к одному из двух уровней — физиологическому или психическому, а адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не достигнут определенного адаптационного барьера (7).

Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе  и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению

Александровского, они  зависят как от биологических  факторов среды и конституционального  типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических  особенностей личности, определяющих адаптационные возможности (рис. 18.2). К таким личностным образованиям мы относим самооценку личности, систему  ее ценностей и др. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что успешность адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня. Однако эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. Вполне вероятно, что существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь  этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека. Мы также должны предположить, что этот компонент должен иметь двойственную природу: с одной стороны, психическую, с другой — физиологическую. Таким  компонентом в системе регуляции  процесса адаптации выступают эмоции. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"