Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

     Содержание  процесса социализации

       Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

       Выделяются три сферы, в которой осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание11. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

     1.Деятельность: на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят следующие процессы:

     - ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом  виде деятельности и между ее различными видами, осуществляется посредством личностных смыслов, выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, их освоение.

     - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

     - освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости, осуществляется процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

     2.Общение - расширяется и углубляется, т.к. общение неразрывно связано с деятельностью.

     Расширение общения - умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже.

     Углубления общения - переход от монологического общения к диалогическому, умение ориентироваться на партнера, более точное восприятие.

     3.Самосознание личности - процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.  Эксперимент: образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс.

 

     26.Социальная  установка: понятие,  структура, функции.

 

     Узнадзе: установка – это целостное динамическое состояние субъекта, состояние его готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации (фиксированная и ситуативные установки). Такое понимание установки не связано с анализом социальных фактов, детерминирующим поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложнейшей иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации.

     Божович: при формировании личности в детском возрасте, было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды.

     Леонтьев: личностный смысл – направление ожидаемого поведения личности в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для нее предмет деятельности.

     Бихевиористы  рассматривают аттитюд как опосредствующую поведенческую реакцию – промежуточную переменную между объективным стимулом и внешней реакцией.

     Понятие, которое в определенной степени  объясняет выбор мотива, есть понятие  социальной установки.

     Существует  понятие установка и аттитюд  – социальная установка.

     Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).

     Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

     Традиция  изучения социальных установок сложилась  в западной социальной психологии и  социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

     Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

     Аттитюд понимался всеми как:

    • - определенное состояние сознания и НС;
    • - выражающее готовность к реакции;
    • - организованное;
    • - на основе предшествующего опыта;
    • - оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

     Таким образом, были установлены зависимость  аттитюда от предшествующего опыта  и его важная регулятивная роль в  поведении.

     Через усвоение установок происходит социализация.

     Выделяют:

    1. Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
    2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

     Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

     Структура аттитюда (1942г. Смит):

     1.Когнитивный компонент – связан с формированием стереотипа, конструкта, просто с отнесением компонента познания к какой-либо категории, осознание объекта социальной установки.

     2.Аффективный компонент – ответственен за формирование предубеждения к объекту или напротив, его привлекательности, эмоциональная оценка объекта. Эмоции, чувства, переживания связанные с объектом установки.

     3.Поведенческий  компонент- определяет способ включения поведения в процесс социального познания, последовательное поведение по отношению к объекту. Планы, стремления, ожидания, замыслы.

     Если  эти компоненты согласованы между  собой, то установка будет выполнять  регулирующую функцию.

     А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять  регулирующую функцию.

     Функции аттитюдов:

     1. Приспособительная (адаптивная) –  аттитюд направляет субъекта  к тем объектам, которые служат  достижению его целей. Представления  об этих целях и способах  их достижения обычно формируются  в предшествующем опыте.

     2. Функция знания – аттитюд дает  упрощенные указания относительно  способа поведения по отношению  к конкретному объекту. Знания  доставляемые установкой кране  субъективны.

     3. Функция выражение – аттитюд  выступает как средство освобождения  субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. Помогает человеку определить  к какому типу личности он  относится. Что для себя представляет  и к чему испытывает неприязнь

     4. Функция защиты – аттитюд способствует  разрешению внутренних конфликтов  личности. Позволяет субъекту противостоять  негативной информации о себе  самом или о значимых для  него объектах, поддерживать высокую  самооценку и защищаться от  критики.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"