Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:37, шпаргалка
Психология рекламной деятельности как направление прикладной психологии.
Ответ: Психологические исследования рекламной деятельности начали интенсивно развиваться на рубеже XIX и XX вв. одновременно в Западной Европе и Соединенных штатах Америки.
I Этап развития исследований психологии рекламы Наиболее значимыми в этот период оказались достижения немецкой психологической школы, опирающейся на традиции экспериментальной психологии В. Вундта и гештальт-психологии. Экспериментальное изучение различных составных частей познания (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление) и установление способов их соединения, т.е. структуры, предпринятые Вундтом и его последователями, послужили теоретической базой для исследования психологических закономерностей воздействия рекламы.
|
красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь; |
|
желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку, в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие, в Бразилии — отчаяние; |
|
зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду; |
|
голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае — один из траурных цветов; |
|
синий: в России — ночной покой; |
|
фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии — печаль; |
|
белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость; |
|
черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность. |
Наиболее популярны цвета:
|
красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии; |
|
оранжевый: в Голландии; |
|
желтый: в Китае; |
|
зеленый: в Австрии, Болгарии, Мексике, Австралии, Ирландии, Египте; |
|
голубой: в Индии; |
|
белый: в Мексике; |
|
коричневый: в Болгарии. |
Огромное внимание влиянию
цвета на восприятие человека и его
психическое состояние уделял швейцарский
психолог Макс Люшер [2]. Он установил, что
определенный цвет вызывает у человека
вполне определенные эмоции. Например,
желто-красные тона создают чувство взволнованности,
возбуждения, активности. Синие, серые
цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.
Влияние цвета на восприятие рекламы приведено
в таблице.
Влияние цвета на восприятие рекламы
Цвет |
Символ зрительно-чувственного восприятия | ||||
Расстояние |
Размер |
Температура |
Душевное настроение |
Гигиеническое воздействие | |
Зеленый |
Далекий |
Уменьшает |
Нейтральный, очень холодный |
Очень спокойный |
Свежий |
Красный |
Близкий |
Увеличивает |
Теплый |
Раздражающий, тревожный |
- |
Оранжевый |
Очень близкий |
Увеличивает |
Очень теплый |
Увлекательный, возбуждающий |
- |
Желтый |
Близкий |
- |
Очень теплый |
- |
- |
Коричневый |
Очень близкий |
- |
Нейтральный |
- |
Грязный |
Фиолетовый |
Очень близкий |
- |
Холодный |
Агрессивно- тревожный, обескураживающий |
- |
Черный или серый цвет
обладает значением изысканности, культурности.
Он как бы противостоит всей гамме
вульгарных красок. Но одновременно все
активнее выступает яркий цвет как
знак эмансипации, каникул, свободы.
Цвет становится важным элементом общего
решения внешнего вида вещи и ее рекламного
образа. Краски соотносят друг с другом
и со средой и именно это имеют в виду,
когда говорят об их «функциональности».
В ряде европейских стран все более отчетливо
усиливается противостояние табачной
и алкогольной рекламе, в том числе
и путем ограничения цветовых решений.
Известны случаи, когда законодательным
порядком табачная и алкогольная реклама
допускается исключительно в черно-белом
цветовом оформлении.
В перечислении возможных вариантов покупательского
поведения крупный шрифт красного или
голубого цвета на белом фоне будет описывать
желательное поведение, а мелкий черный
шрифт в том же ряду — нежелательное.
Исследования, проведенные студентами
РЭА им. Г.В. Плеханова, показывают, что
благоприятное восприятие рекламы туризма
прямо связано с цветовым фоном, представленным
ниже по убывающей (частота использования
цвета в рекламе дана в %):
желтый (цыплячий) |
— 37; |
бирюзовый |
— 18; |
синий |
— 15; |
голубой |
— 13; |
интенсивно-лимонный |
— 7; |
темно-фиолетовый |
— 4; |
сине-фиолетовый |
— 3; |
красно-розовый |
— 2; |
рубиновый |
— 1. |
С точки зрения психологической
эффективности наиболее удачны желтый,
бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый
цвета [3 ].
Маркетинговые исследования показали,
что если цвета, наиболее часто встречаемые
в магазинах России, расположить по степени
воздействия на внимание покупателей,
то распределение по степени эффективности
привлечения внимания будет следующим
(в %):
Сине-фиолетовый |
100 |
Темно-синий |
90 |
Бирюзовый |
85 |
Интенсивно-лимонный |
60 |
Черный |
47 |
Темно-фиолетовый |
42 |
Желтый |
22 |
Голубой |
17,5 |
Синий |
14,5 |
Коричневый |
9,5 |
Рубиновый |
7,5 |
Красно-розовый |
3,5 |
Перечисленные данные характеризуют
восприятие цветового фона, на котором
рекламируется бытовая техника.
Считается, что у всех цветов есть дополнительные
свойства, присущие им от природы либо
приписываемые образом, в котором они
используются. Приведем некоторые медицинские,
физиологические и психологические характеристики
цвета:
|
красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым; |
|
оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.; |
|
желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым; |
|
теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный; |
|
светло-желтый (лимонный): холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности; |
|
золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства; |
|
зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе этот цвет вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или синим; |
|
голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях; |
|
синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс; |
|
фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости; |
|
белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым; |
|
бежевый: олицетворяет «седину»; |
|
бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом, он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях; |
|
багровый: с ним связывают полноту и насыщенность; |
|
коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом; |
|
черный: символизирует изящество; |
|
светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление; |
|
розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости; |
|
светло-зеленый: придает холодность окружающей среде. |