Самореализация творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     При этом ведущей тенденцией, характерной  для образа социального мира у  всех респондентов, является требование социальной стабилизации. Сегодняшний  день в жизни страны и в своей  личной судьбе респонденты оценивают  как момент, в который "жить стало чуть проще", "началась хоть какая–то стабилизация". При этом они "согласны на последний рывок", но только потом "должна наконец наступить размеренная жизнь". Хотя в целом характер данной стабилизации оценивается большей частью респондентов как "кратковременный", но даже этого оказывается достаточно для возникновения чувства субъективного контроля за ситуацией ("понятно, куда двигаться").

     Заметим, что характерная для данного  мотивационного типа ценность неприкосновенности своего внутреннего мира несколько парадоксально сочетается с остальными его ценностями: трудно представить себе счастливую семейную жизнь без возможности взаимопонимания и самораскрытия, что требует определенного нарушения личной неприкосновенности. Однако представляется, что ведущим смыслом данной ценности для наших респондентов оказалось именно слово "неприкосновенность", хорошо гармонирующее с общей идеей безопасности семьи. Думается, что реальный смысл данной ценности и всего ценностного блока в целом состоял в определенной "приватизации" жизни.

     Второй  характерной чертой ценностных систем респондентов является отсутствие больших  карьерных амбиций и стремления к власти. Мотивационный блок "власть", включающий в себя такие ценности как влиятельность, власть, социальное признание, отвага и т.п., обладает минимальным значением по выборке, а непосредственно ценность социальной власти занимает последнее место в иерархии ценностей респондентов.

     Во–первых, понятие власти в сознании респондентов достаточно часто ассоциировано с политикой и государством, которые оцениваются негативно ("преступная власть", "государство криминала", "раньше бы посадили, а теперь он депутат" и пр.).

     Во–вторых, понятие власти ассоциируется с "нехорошим богатством" ("сейчас у власти стоят олигархи", "за всеми политиками стоят деньги" и т.п.), что подтверждается включением в этот мотивационный тип ценности "богатство".

     В–третьих, понятие власти семантически близко к понятиям управления, воздействия, манипулирования, подавления и т.п., от чего не может не дистанцироваться человек, ориентированный на неприкосновенность своего внутреннего мира.

     Наконец, в–четвертых, понятие власти вообще и понятие социальной власти в  частности связывается в сознании респондентов с опасностью (неслучайно в данный тип попадает такая нехарактерная для него ценность как "отвага"). Человек же, ставящий на первое место в иерархии ценностей безопасность семьи, естественно не будет тяготеть к такому опасному виду активности как обретение социальной власти ("у нас это опасно – убить могут").

     С подобными пониманиями ценности власти связано и отсутствие больших  карьерных амбиций у респондентов ("надо держаться чего–то среднего, зачем мне лезть куда–то?"). Дело в том, что карьера понимается ими прежде всего как должностной  рост, как один из путей обретения власти, а не как профессиональное совершенствование. Соответственно и ценность ее дискредитируется.

     Интересно, что при этом респонденты большое  значение придают ценностям "достижения", среди которых наибольший вес  имеют успех, профессиональная компетентность и интеллект, но отсутствует ценность социального признания (входящая в этот тип по исследованиям Ш.Шварца). Это, по сути, не широкий социальный успех, а своего рода успех "в узком кругу".

     С нашей точки зрения, подобная особенность  ценностных ориентации респондентов является "оборотной стороной" уже отмечавшегося  желания стабилизации. Характерно, что ведущей стратегией достижения успеха признается постепенное, медленное  его наращивание: сначала "получить образование", потом "найти хорошо оплачиваемую работу по специальности", потом "обустроиться в жизни", потом "завести первого ребенка", потом "получить второе образование"...

     Заметим, что в большинстве случаев  респонденты отмечали отсутствие для них конкретной фигуры "героя", но строили его собирательный образ. Итак, каков же этот обобщенный портрет?

     Прежде  всего, с точки зрения респондентов, это, безусловно, человек, добившийся определенного  успеха в жизни, причем успех понимается как профессиональный, как высокий уровень достижений в выбранной области деятельности. Неслучайно, размышляя об идеальных моделях собственного труда, большинство респондентов отмечают "самореализацию в профессии", "настоящий профессионализм в своем деле". Отметим, что спектр подобных областей очень широк – это и бизнес, и наука, и культура, и образование – практически все области современной социальной практики за одним принципиальным исключением – политики. Характерно, что данный профессиональный успех противопоставляется карьере как таковой: под ней понимается прежде всего должностной, а не профессиональный рост, а потому стремление "занимать посты" дискредитируется.

     Кратко  охарактеризуем половые и возрастные особенности ценностных ориентации респондентов.

     Так, половые различия в выборе ценностей по нашей выборке состоят в том, что:

     –девушки  значимо чаще, чем мужчины, выбирают ценности религиозности, духовности, опрятности, мира на Земле; им близки ценности благочестия, смирения, желания большой любви  и снисходительности;

     – юноши значимо чаще, чем девушки, выбирают ценность власти.

     Возвращаясь к поставленной проблеме – ценностных ориентации как мотивационного основания  выбора поведения во взаимодействии – отметим, с точки зрения его  потенциальной толерантности/интолерантности, следующее:

     Во–первых, обращает на себя внимание факт доминирования  ценностей безопасности и тенденция  к разделению субъектом образа социального  мира на близких (семейных, "своих") и остальных. Страх и стремление к самоизоляции – плохие помощники  для совместных действий и эмоционального принятия другого.

     Во–вторых, те ценности, которые относятся автором  концепции к выражающим интересы группы (традиции, конформность), оказались  выражены у наших респондентов в  минимальной степени. Подобная автономизация человека от власти традиций и авторитетов рассматривается обычно как "полюс толерантности". Одновременно достаточно сильное выражение получили ценности, которые отражают интересы и группы, и личности (безопасность, достижение), что может быть истолковано как весомое основание равной выраженности социальной и персональной идентичности. Последнее, также обычно рассматривается как предпосылка толерантного взаимодействия.

         Выводы  по данным исследования:

     Творчество  является производной реализации индивидом  уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

     Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

     Таким образом, творческая деятельность - это  самодеятельность, охватывающая изменение  действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

         Проведя исследование, важно выделить следующее:

         По  тесту самоактуализации личности:

     У всех испытуемых по всем шкалам графика  самоактуализации личности самый высокий балл, что говорит о высшем уровне их самоактуализации;

     Также группа испытуемых показала высокую  склонность к спонтанному выражению  своих чувств (Сп), способность ценить свои достоинства(Су) и высокую степень  принятия себя (Спр), о чем нам говорит стремление вверх сводного графика по этим шкалам. Стремление сводного графика вниз, начиная со шкалы контактности (Ко), говорит о низкой способности современной молодежи к быстрому установлению глубоких контактов с окружающими, о низкой познавательной потребности и креативности.

     По  методике Шварца:

     Так, важно заметить то, что для творческой личности характерны следующие черты:

     ценности  религиозности, духовности, опрятности, мира на Земле; им близки ценности благочестия, смирения, желания большой любви и снисходительности;

     – для юношей очень значима ценность власти. 
 
 
 

     Заключение 
 

     Формирование  любых личностных качеств, в том  числе и творческих проявлений, следует  рассматривать с точки зрения  социальных взаимосвязей, которые складываются между личностью и социумом. Особое значение в этом вопросе уделяется обществу, которое сознательно управляет развивающейся личностью. Мы имеем примеры как позитивного, разрешающего, так и негативного, тормозящего проявления подобного  управления.

     Реализация  личности в творческой деятельности тесно связана  с методами воспитания творческого воображения, творческого внимания, творческого эстрадного самочувствия и самообладания.

         Самореализация личности в творческой деятельности это процесс  сложный, противоречивый, зависящий от множества различных факторов, как внешних, так и внутренних,  присущих конкретной личности.

     Творчество  является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма  активности людей, выражающаяся в различных  видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

     Творчество  является производной реализации индивидом  уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

     Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно  значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

     Таким образом, творческая деятельность - это  самодеятельность, охватывающая изменение  действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

     Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком  станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности  решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

     Не  обязательно чтобы все члены  общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или  играли роль в театре. Тот вид  деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 

Информация о работе Самореализация творческой личности