Самореализация творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Существует  мнение, что в гуманистической  психологии, с ее доминирующей направленностью  на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия, потенциально заложен риск эгоцентризма. При этом идея самотрансценденции как бы забывается. Впрочем, у разных представителей гуманистической психологии она занимает далеко не одинаковое место. Например, у К. Роджерса ей отводится столь значимая роль, как, скажем, у В. Франкла или А. Маслоу. Одним из первых крупных представителей гуманистической психологии, обратившим внимание на опасность игнорирования самотрансценденции, был В. Франкл. Именно эту диспропорцию в соотношении идей самоактуализации и самотрансценденции он имел в виду, когда задавался вопросом,  насколько гуманистична гуманистическая психология. Самотрансценденция означает, что человек в первую очередь вступает в некое отношение с внеположной реальностью. В более категоричной форме эта мысль сформулирована в утверждении:  «Быть человеком   значит быть направленным не на себя, а на что-то иное»  (В. Франкл). Так или  иначе, но такое категоричное, по-нашему, мнение нецелесообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в ограниченном соединении этих начал. К сожалению, данной проблеме уделяется пока недостаточно внимания даже в самой гуманистической психологии, несмотря на то, что ее важность осознается учеными уже давно.

       Философский вопрос: «Что является целью жизни человека?» всегда волновал и продолжает волновать многих известных ученых - философов, психологов, представителей искусства. Можно обобщить их мысли и ответить, что целью человеческого существования является как собственное совершенство, так и благополучие окружающих, т.к. поиск одного лишь  личного счастья  приводит к эгоизму, а стремление к  совершенствованию других  не приносит ничего, кроме неудовлетворенности.

     Процессу   самоактуализации личности  способствует работа (концепция самоактуализирующейся  личности A. Maслоу). Если человек служит делу  или любви к другому человеку, он  осуществляет себя (В. Франкл). А  Э. Фромм считает, что утверждение собственной жизни, счастья, свободы человека коренится в его способности любить, причем любовь неделима между  объектами  и собственным  Я.  

     Л.С. Выготский{6} считал, говоря о творчестве,  что в основе творческого акта как момента созидания лежит  фактор плохой приспособленности, неудовлетворенности, из чего у активной личности и возникают стремления, желания и потребности. Они заставляют напрягать умственные усилия на улучшение положения. Так возникает момент творчества. Его содержание исторически и социально обусловлено, так как используется актуальный уровень культуры, накопленный обществом. Благодаря преемственности развития те достижения, которые в свое время составляли удел избранных, впоследствии могут естественно входить в школьные программы для большинства обучаемых. Когда-то В. Г. Белинский заметил по этому поводу, что, для того,  чтобы написать сейчас  несколько звучных строф, не уступающих по великолепию строфам Ломоносова, нужны умение и навык, но во времена Ломоносова  нужен был равный ему талант.

     Современная наука о человеке признает, что  степень общего творческого развития человека имеет свои пределы, обусловленные генетическими особенностями строения нервной системы, но возможность полной реализации отпущенного природой потенциала зависит, в частности, и от  воспитательной среды , в которой ни один объективно существующий тип личности не будет обделен соответствующими условиями развития, отвечающими его своеобразию.

     Реализация  личности в творческой деятельности тесно связана  с методами воспитания творческого воображения, творческого внимания, творческого эстрадного самочувствия и самообладания. Эти проблемы раскрыты К. С. Станиславским в его книге  «Работа актера над собой», которая является основой целостной системы  творческого воспитания{19}. Мы не  сомневаемся  в  плодотворности идеи использования теоретических исследований закономерностей творчества и творческого воспитания в других видах исполнительского искусства, так как проблемы и препятствия, встречающиеся на пути развития всех сложных форм духовной деятельности, являются общими. Л. А. Баренбойм предпринял удачную попытку использования основных положений системы Станиславского для решения некоторых вопросов воспитания музыканта-исполнителя. Прежде всего, это общеизвестные формулировки:  подсознательное -  через сознательное, непроизвольное   через произвольное,   подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста{1}.

     Выше  мы отмечали, что основная мотивация  творческого труда лежит не в  сфере достижения результата, хотя это и важно само по себе, а  в сфере непосредственного созидания, в самом процессе творчества. Процесс творчества связан с состоянием вдохновения. В работе Б. М. Теплова  «Психология музыкальных способностей»  дана следующая характеристика этого феномена:  «Эмоциональное погружение, захватившее человека содержание и концентрация на нем всех его душевных сил»{21}. В педагогике искусств существуют разные воззрения на этот счет. Представители концепции  интуитивизма в творчестве считают, что вдохновению обучить нельзя, оно  от Бога. Других пугает употребление столь возвышенных категорий психического состояния в повседневной педагогической практике. Они, возможно, забывают о концепции объективного и субъективного в творчестве. Но психология как любая наука бесстрастна, и именно поэтому из всей массы высказываний, более художественных, литературных, эмоциональных и личностных, выбрана формулировка Б. М. Теплова. Согласно ей,  момент вдохновения может присутствовать у любого человека и в любой момент деятельности при соблюдении следующих условий:  концентрация всех сил на определенном действии; эмоциональное погружение в его содержание. С этими условиями тесно связаны проблемы внимания, воли и работоспособности. Достаточно вспомнить и общеизвестное:  «Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»  (П. И. Чайковский){28}. Ф. И. Шаляпин писал:  «Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское  «авось»  и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески»{31}. Воспитание указанных черт личности -  обязательное условие для личностной самореализации в творческой деятельности человека. Но в связи с трактовкой состояния вдохновения как достижения личностью того, что, казалось бы, от природы ему не дано, но при определенных условиях, в отдельных моментах может быть присуще любому, необходимо уточнить следующие условия, способствующие этому явлению. Это: сильнейшие эмоциональные переживания, как положительные, так и отрицательные. По этому поводу можно привести высказывание Ромена Роллана:  «Чем больше вникаешь в историю великих художников, тем больше поражаешься обилию горя, наполнявшего их жизнь»{16}. Некоторые телесные недуги, способствующие вырабатыванию и накоплению в организме химических веществ, стимулирующих мозговую деятельность; различные виды питья и пищи, способствующие расширению сосудов головного мозга, улучшению кровообращения, тонусу организма;  различные физические упражнения; 
проявления определенных заболеваний интеллектуальной сферы, о чем свидетельствуют накопленные в науке сведения о патологиях в физическом, психическом, моральном и нравственном состоянии многих выдающихся людей, - все эти факты дают повод соглашаться с утверждением Платона, что творчество    бред, даруемый богами. В первой главе мы уже упоминали о том, что некоторые психологи (например. Ч. Ломброзо) считают, что между помешанным во время припадка и гением в состоянии вдохновения существует полнейшее сходство. В жизни, к сожалению, всегда есть противоречия, поэтому необходимо рассматривать и общественную, и социальную, и историческую значимость действий, стимулированных проявлением внутренних свойств личности. Если в духовной сфере индивидов присутствуют сильнейшие противоречия, то одна личность может написать философский трактат, а другая может срывать зло на ближнем, возможно, родственнике, и на этом успокаивается. Многие любят путешествовать, но один человек под впечатлением увиденного рождает шедевр, а у другого все впечатления ограничиваются гастрономическими и бытовыми забавами. Чередование перемежающихся состояний экстаза и упадка сил как проявление циркулярного психоза встречается часто, но один расписывает Сикстинскую капеллу, а другой  не может быстро активно и творить. Только время определяет результат страстного стремления к самовыражению   гениальное творение или ничего не значившее произведение.

     На  двойственность черт личности указывает  и В. И. Петрушин:  «Поглощенность собой, ориентация на самого себя, богатая внутренняя жизнь, первичные мыслительные процессы, импульсивность, независимость, самоутверждение, потребность в господстве и доминировании, готовность использовать других людей для достижения своих целей, отсутствие эмпатики, напористость и агрессивность, потребность в признании окружающими свойственны как творческой личности, так и личности с чертами нарциссизма»{12}.

     Доступность любой информации и одновременно неразборчивость некоторых средств  массовой информации провоцируют сегодня молодое поколение на формальное подражательство, особенно в условиях ослабленного воспитательного процесса. Это характерно для времени экономической неустойчивости, поэтому педагогам и воспитателям  не следует пренебрегать настойчивой пропагандой здорового образа жизни, чтобы сглаживать негативные проявления в жизнедеятельности одаренных личностей. Общеизвестны огромные, часто невостребованные резервы организма человека, как физические, так и психические, которые мобилизуются подчас только в экстремальных условиях. Какая-то часть этих резервов расходуется и в моменты озарения, вдохновения и. т. д. Обязанность педагога внимательно наблюдать и фиксировать подобные феномены. Изучая условия их возникновения, наличие тех или иных внутренних (детерминирующих, препятствующих или стимулирующих), можно в той или иной степени эти психологические состояния прогнозировать, провоцировать и в конце концов развить способность и даже навык сознательно вызывать их по мере необходимости. Итак, самореализация личности в творческой деятельности это процесс сложный, противоречивый, зависящий от множества различных факторов, как внешних, так и внутренних,  присущих конкретной личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Эмпирическое исследование уровня самореализации творческой личности 

     2.1. Методы исследования 

     База  исследования: юноши и девушки 20 лет, 14 человек.

     Цель  исследования: выявить влияние личностных качеств, условия на творческую самореализацию.

     Методика  «Измерения уровня самоактуализации личности» (САТ) разработана отечественными психологами Л.Я.Гозманом и М.В.Крозом на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентаций (POI), созданного в 1963 году Э.Шостером.

     Под «самоактуализацией» понимают, как  правило, стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

     Самоактуализирующиеся личности характеризуются прежде всего самостоятельностью, творческим характером отношений, постоянным развитием, самореализацией своих сущностных сил, самосозиданием и самоутверждением, стремлением к справедливости, красоте и истине. В основном высоким уровнем самоактуализации обладают личности, полноценно, активно и продуктивно реализующие свой творческий потенциал.

     САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых  включает два пункта ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее, испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

     САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков – по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Опишем содержание этих шкал.

     Базовые шкалы.

     Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале  свидетельствует о способности  субъекта, во-первых, жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мировоззрение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на одном из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.

     Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля.

     Дополнительные  шкалы.

     В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию  отдельных ее аспектов.

    1. Шкала ценностных ориентаций состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек выделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий бал по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.
    2. Шкала гибкости поведения (24 пункта). Она измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

     Эти две шкалы образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – лабильность  поведения.

    1. Шкала сензитивности к себе (13 пунктов). Измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.
    2. Шкала спонтанности (14 пунктов). Измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного ранее способа поведения.

     Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные  чувства, вторая – в какой степени  они проявляются в поведении.

    1. Шкала самоуважения (15 пунктов). Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
    2. Шкала самопринятия (21 пункт). Регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

     Шкалы 5 и 6 – блок самовосприятия.

    1. Шкала представления о природе человека (10 пунктов). Высокий балл свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей добры»).
    2. Шкала синергии (7 пунктов). Характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и прочее.

     Шкалы 7 и 8 составляют блок концепции человека.

    1. Шкала принятия агрессии (16 пунктов). Высокий балл свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.
    2. Шкала контактности (11 пунктов). Характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.
    3. Шкала познавательных потребностей (11 пунктов). Измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
    4. Шкала  креативности (14 пунктов). Характеризует выраженность творческой направленности личности.

Информация о работе Самореализация творческой личности