Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа
Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.
Все перечисленные и креативные, и когнитивные, и оргдеятельностные качества представляют собой лишь минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения творческой деятельности личности.
При
всей очевидности наличия
Об этом говорил Кант: «…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого»{7}.
Вопросы
творчества тесно связаны с
такими понятиями, как: «одаренность»,
«талант» и «гениальность». Существует
иерархия ценностных рангов, характеризующая
степень предрасположенности
Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.
Ученые определяли гениальность и как способность в период созревания идеи полностью игнорировать все, не относящиеся к поднятой проблеме, и как способность к концентрации, доходящей до транса, и как особую самостоятельность, независимость мышления, при которой из наблюдаемых фактов делаются абсолютно правильные выводы, т.е. – непредвзятость мышления, и как природную интеллектуальную силу необычайно высокого типа, исключительную способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия.
Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ломброзо писал: «Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…»{14}Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: «Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям»{34}. Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства»{34}
По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.
Итак,
проблема формирования творческой способности
тесно соприкасается в
1.2.
Самореализация личности
в творческой деятельности.
Жизненный путь личности, по определению
С. Л. Рубинштейна, - это путь, становление
ее индивидуальности{17}.
Чтобы
понять закономерности развития индивидуальности
личности, полный противоречий процесс
персоногенеза, необходимо проделать
путь в направлении от личности к деятельности
и увидеть личность еще в одной проекции:
личность как субъект выбора.
Говоря
о превращении личности на определенном
этапе ее развития из элемента, усваивающегося
в ходе его первоначального формирования
нормы и ценности социальной культуры,
в субъект социальной группы и класса,
А. Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом
рубеже коренным образом изменяется механизм
формирования личности{11}. Чем более зрелой
становится личность, чем более разветвленной
становится система ее связей, реализуемых
потоком деятельности в обществе. Личность
в жизни сталкивается с проблемой выбора
между различными и порой весьма противоречивыми
мотивами. В связи с этим психолог не
может довольствоваться привычной формулой
о личности как продукте прошлого опыта.
Попытки вывести все поступки и действия
человека, апеллируя исключительно к его
биографии, не приносят желаемого результата.
Дело заключается в том, что вследствие
изменения механизма формирования личности
прошлые события и собственные действия
субъекта фактически перестают выступать
для него как покоящиеся пласты его опыта.
Они становятся предметом его отношений,
его действий и потому меняют свой вклад
в личность. Одно в этом прошлом умирает,
лишается своего смысла и превращается
в простое условие и способы его деятельности,
сложившиеся способности, умения, стереотипы
поведения. Другое открывается ему совсем
в новом свете и приобретает прежде не
увиденное им значение. Наконец, что-то
из прошлого активно отвергается субъектом,
психологически перестает существовать
для него, хотя и остается на складах его
памяти. Эти изменения происходят постоянно,
но они могут и концентрироваться, создавая
нравственные переломы. Переоценка прежнего,
установившегося в жизни может привести
к тому, что человек освобождается от определенных
биографических фактов.
В первой главе мы обращались к
исследованиям, в которых показывалось,
что наиболее полное раскрытие способностей
человека возможно лишь в общественно
значимой деятельности. Причём важно,
чтобы осуществление этой деятельности
детерминировалось не только извне (обществом),
но и внутренней потребностью самой личности.
Деятельность личности в этом случае становится
самодеятельностью, а реализация её способностей
в данной деятельности приобретает характер
самореализации.
З.
Фрейд был одним из первых, кто
попытался увидеть в
К. Г. Юнг считал творчество
важнейшим инструментом
Главным признаком творческой личности в ее самореализации в теории Р. Стернберга является готовность и умение индивида противостоять мнению толпы, т.е. привычным в обществе нормам. Ученый считает, что сильная мотивация может компенсировать определенные недостатки качеств личности{20}.
В
теории Д. Б. Богоявленской, концепция
которой появилась в 60-е гг. ХХ
века, обращается особое внимание на мотивационную
сферу творческой личности. Автор
выдвигает главный признак
В
итоге, считает автор данной теории,
результат решения может
В теории Д. Б. Богоявленской, по нашему мнению, самореализации личности в творчестве не происходит в полной мере, т. к. сама автор считает, что сам тип мотивации препятствует проявлению творчества. Личность ставит следующую цель: как можно быстрее и безошибочнее решить поставленную задачу. Можно ли говорить в этом случае о творческом акте? Мы считаем, что нет. Если же испытуемый ставит перед собой задачи самосовершенствования на данном ему материале, тогда в качестве результата он будет рассматривать не решение конкретной задачи, а некоторые закономерности, открытые им в результате сравнения и сопоставления задач и способов их решений. То есть содержание мотивов достижений может зависеть от уровня осмысления деятельности человеком.
Таким образом, при соотнесении достижений только с задачами деятельности, творчество практически невозможно. Если же субъект соотносит свои достижения с глобальными жизненными целями, то тогда он становится способным к творческим проявлениям.
В работах Э. Фромма{27} также исследуются характеристики потребности личности в самореализации. Он связывает такую потребность с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек отличается от животного тем, считает ученый, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего Я. Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Эта система ориентаций и есть то ощущение, которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о Я. На эту потребность активно влияет социальная среда. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход и в творчестве, и в разрушении, в любви, и в преступлении.
Для мыслителей материалистов не подлежит сомнению тот факт, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием второй человеческой природе, которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал общественным животным. Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности, (например, написание романа, создание художественного произведения), личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы неверно конструировать единую модель самореализации вообще. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. От богатой человеческой индивидуальности зависит и потребность в самореализации.
Вот почему, говоря о всесторонней
и гармонически развитой
Потребность в саморазвитии, самоактуализации
есть основополагающее
Стремление
к саморазвитию - это не цель о
достижении абсолютного идеала. Идеальным
быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне
обыденного сознания можно согласиться
с мыслью, что, пожалуй, труднее только
жить с идеальным человеком. Но постоянное
стремление к саморазвитию - это нечто
иное.
Актуальная потребность в саморазвитии,
стремление к самосовершенствованию и
самореализации представляют огромную
ценность сами по себе. Они являются показателем
личностной зрелости и одновременно условием
ее достижения. Саморазвитие есть источник
долголетия человека. Мы имеем в виду не
только физическое долголетие, но и социальное,
личностное. Постоянное стремление к саморазвитию
не только приносит и закрепляет успех,
например, на профессиональном поприще,
но и способствует профессиональному
долголетию, что неоднократно подтверждалось
экспериментальными данными.
Идея
саморазвития и самоактуализации, взятая
вне связи с феноменом самотрансценденции,
является недостаточной для построения
психологии личностной зрелости. Для этого
необходимо представление о самоактуализации
и самотрансценденции как о едином процессе,
основанном на эффекте дополнительности
- так называемой «суперпозиции».
Феномен самотрансценденции человеческого
существования также как и идеи саморазвития
и самореализации личности, занимает важное
место в гуманистической психологии (А.
Маслоу{9}, В. Франкл{24}), так и в экзистенционально-