Самореализация творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Все перечисленные и креативные, и  когнитивные, и оргдеятельностные качества представляют собой лишь минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения творческой деятельности личности.

     При всей очевидности наличия определенных личностных качеств  для реализации творческого процесса, и в психологии, и в эстетике сегодня существуют вопросы о загадочности творческой деятельности. 

     Об  этом говорил Кант: «…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого»{7}.

     Вопросы творчества  тесно связаны с  такими понятиями, как: «одаренность», «талант» и «гениальность». Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая  степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность - одарённость - талантливость - гениальность. Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Человек, обладающий  высокой степенью одаренности,  может быть назван талантливым,  с наивысшей – гениальным.  «Гений делает то, что должен, талант – то, что может»{34}.

     Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни  занимаются многие с большим или  меньшим успехом. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.

     Ученые  определяли гениальность и как способность  в период созревания идеи полностью  игнорировать все, не относящиеся к  поднятой проблеме, и как способность  к концентрации, доходящей до транса, и как особую самостоятельность, независимость мышления, при которой из наблюдаемых фактов делаются абсолютно правильные выводы, т.е. – непредвзятость мышления, и как природную интеллектуальную силу необычайно высокого типа, исключительную способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия.

     Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ломброзо писал: «Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…»{14}Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: «Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям»{34}. Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства»{34}

     По  мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.

     Итак, проблема формирования творческой способности  тесно соприкасается в понятиями  «одаренность» и «гениальность», которые, в свою очередь, также изучаются  и исследуются  и учеными, и Художниками на протяжении тысячелетий. Существует огромное количество литературных произведений, посвященных умственной и творческой активности гениев и высокоодаренных людей. Это – проблема, требующая отдельного изучения. 

     1.2. Самореализация личности в творческой деятельности. 
 
            
Жизненный путь личности, по определению С. Л. Рубинштейна,  - это путь,  становление  ее  индивидуальности{17}.

     Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, полный противоречий процесс  персоногенеза, необходимо проделать путь в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции:    личность  как субъект выбора.  
            Говоря о превращении личности на определенном этапе ее развития из  элемента, усваивающегося в ходе его первоначального формирования нормы и ценности социальной культуры, в субъект социальной группы и класса, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом изменяется  механизм  формирования личности{11}. Чем более зрелой становится личность, чем более разветвленной становится система ее связей, реализуемых потоком деятельности в обществе. Личность в жизни сталкивается с проблемой выбора  между различными и порой весьма противоречивыми мотивами. В связи с этим  психолог не может довольствоваться привычной формулой о личности как продукте прошлого опыта. Попытки вывести все поступки и действия человека, апеллируя исключительно к его биографии, не приносят желаемого результата. 
             Дело заключается в том, что вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него    как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности,    сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения. Другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение. Наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы.  Переоценка прежнего,  установившегося в жизни  может привести к тому, что человек освобождается от определенных биографических фактов.  
    В первой главе мы обращались к исследованиям, в которых показывалось, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

     З. Фрейд был одним из первых, кто  попытался увидеть в доминантных  инстинктах человека потребность в  самореализации{26}. Самореализация, по мнению ученого, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в  стремлении к удовольствию, присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей. Таким образом, по мнению ученого, самореализация личности в творческой деятельности может происходить и за счет бессознательной сферы.

       К. Г. Юнг считал творчество  важнейшим инструментом формирования  личностной индивидуальности и  самореализации. Индивид, благодаря  творчеству,  по мнению ученого,  может выразить внутриличностные  силы и реализовать свою уникальную  психическую реальность{30}. В психологической науке сегодня существует много теорий, основанных на подобных философских представлениях.  В американской психологии необходимо назвать Р. Стернберга (инвестиционная теория креативности), в отечественной психологии представителем этой теории мы называем Д. Б. Богоявленскую.

     Главным признаком творческой личности в  ее самореализации в теории Р. Стернберга  является готовность и умение индивида противостоять мнению толпы, т.е. привычным  в обществе нормам. Ученый считает, что сильная мотивация  может компенсировать определенные недостатки качеств личности{20}.

     В теории Д. Б. Богоявленской, концепция  которой появилась в 60-е гг. ХХ века, обращается особое внимание на мотивационную  сферу творческой личности. Автор  выдвигает главный признак исследования творческой личности: «интеллектуальную активность», которая интегрирует в себе, по мнению исследователя, интеллектуальные и личностные  факторы умственной деятельности, они рассматриваются в единстве, не отделяясь друг от друга. Экспериментальное изучение интеллектуальной активности возможно, по мнению Д. Б. Богоявленской, только в специальном тесте,  названным «методикой креативного поля»{4}. Автор теории выделяет три уровня интеллектуальной активности:

  • личность остается в рамках цели, определенной экспериментатором;
  • эвристический, который наблюдается в тех случаях, когда испытуемые при сопоставлении между собой отдельных задач, находят остроумные, оригинальные способы их решения. В конечном итоге эти решения помогают человеку решить поставленные перед ним задачи;
  • креативный, в случае, если исследуемая личность ищет закономерности между задачами не для лучшего их решения, а в качестве материала познавательной проблемы.

     В итоге, считает автор данной теории, результат решения может являться и ответом на заданный вопрос, и чем-то, более глубоким и новым.

     В теории  Д. Б. Богоявленской, по нашему мнению, самореализации личности в  творчестве не происходит в полной мере, т. к. сама автор считает, что  сам тип мотивации препятствует проявлению творчества. Личность ставит следующую цель: как можно быстрее и безошибочнее решить поставленную задачу. Можно ли говорить в этом случае о творческом акте? Мы считаем, что нет. Если же испытуемый ставит перед собой задачи самосовершенствования на данном ему материале, тогда в качестве результата он будет рассматривать не решение конкретной задачи, а некоторые закономерности, открытые им в результате сравнения и сопоставления задач и способов их решений.  То есть содержание мотивов достижений может зависеть от уровня осмысления деятельности человеком.

     Таким образом, при соотнесении достижений только с задачами деятельности, творчество практически невозможно. Если же субъект  соотносит свои достижения с глобальными  жизненными целями, то тогда он становится способным к творческим проявлениям.

     В работах Э. Фромма{27} также исследуются  характеристики потребности личности в самореализации. Он связывает такую  потребность с потребностями  человека в идентизации и целостности. Человек отличается от животного  тем, считает ученый, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего  Я. Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Эта система ориентаций и есть то  ощущение, которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о  Я.  На эту потребность активно влияет социальная среда. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход и в творчестве, и в разрушении, в любви, и в преступлении.

     Для мыслителей материалистов не подлежит сомнению тот факт, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием  второй человеческой природе, которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал  общественным животным. Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

     Особенность потребности в самореализации состоит  в том, что,  удовлетворяя её в единичных актах деятельности, (например, написание романа, создание художественного произведения), личность никогда не может удовлетворить её полностью.

     Удовлетворяя  базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы неверно конструировать единую модель самореализации  вообще. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. От богатой человеческой индивидуальности зависит и потребность в самореализации.

       Вот почему, говоря о всесторонней  и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только  богатство и всесторонность её  способностей, но и, что также не менее важно, богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

       Потребность в саморазвитии, самоактуализации  есть основополагающее свойство  зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов и др.) Например, она занимает ведущее место в гуманистической психологии, которая считается одним из наиболее мощных и интенсивно развивающих направлений современной психологической науки и практики.

     Стремление  к саморазвитию  - это не цель о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью, что, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком. Но постоянное стремление к саморазвитию -  это нечто иное. 
             Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Саморазвитие есть источник долголетия человека. Мы имеем в виду не только физическое долголетие, но и социальное, личностное. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех, например,  на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию, что неоднократно подтверждалось экспериментальными данными.

     Идея  саморазвития и самоактуализации, взятая   вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрелости. Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности   - так называемой  «суперпозиции».  
             Феномен самотрансценденции человеческого существования также как и идеи саморазвития и самореализации личности, занимает важное место в гуманистической психологии (А. Маслоу{9}, В. Франкл{24}), так и в экзистенционально-гуманистической философии (Ж.-П. Сартр). При этом самотрансценденции связывают с выходом человека за пределы своего  Я, с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными словами, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим.

Информация о работе Самореализация творческой личности