Самореализация творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к  познанию [3; 234 – 250].

     Выборка нашего исследования составила группу молодых людей возрастом 20.

     Всем  испытуемым был предложен набор  методик: «Измерение уровня самоактуализации личности», тест «Обзор ценностей», которые  в совокупности, как мы уже говорили, наиболее полно информируют нас о личностном развитии человека.

     Определение структуры ценностных ориентации проводилось  с помощью методики Ш.Шварца. Данная методика создана на основе "теории универсального содержания и структуры  ценностей" Ш.Шварца и У.Билски (Schwartz, Bilsky, 1990) и первоначально была связана с разработкой международного проекта по изучению универсальных ценностей в различных культурах. Как известно, в данной концепции ценности рассматриваются как представления о целях, которые служат для человека руководящими принципами в жизни, и тем самым являют собой критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая критерии выбора и оценки своих и чужих действий. Шварц выделяет десять различных мотивационных типов, которые образуются определенными ценностями личности и содержат в себе:

     1) ценности, выражающие интересы индивида (например, "власть", "достижение", "гедонизм");

     2) ценности, выражающие интересы группы (например, "традиции", "конформность");

     3) ценности, выражающие и интересы  индивида, и интересы группы (например, "безопасность", "универсализм").

     При этом отмечается, что все мотивационные  типы, а следовательно и ценности личности, могут находиться в отношениях совместимости или же противоречия. Была выделена следующая типология  противоречий между ценностями:

     1) Ценности сохранения (например, "социальный  порядок") противопоставляются ценностям  изменения (например, "разнообразная  жизнь").

     2) Ценности самопреодоления (например, "преданность") противопоставляются  ценностям самовозвышения (например, "социальная власть"). Первая оппозиция отражает противоречие между сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества и собственными независимыми взглядами и действиями человека. Вторая оппозиция отражает противоречие между стремлением принимать других людей как равных и благожелательно относиться к ним и желанием достижения власти и укрепления (возможностей влияния на других. Очевидно, что существуют и непротиворечивые парные отношения между ценностями (например, "власть" и "достижение", "традиции" и "конформность").

     Созданная Ш.Шварцем на основе данной теории методика представляет собой опросник, состоящий  из 58 ценностей с их краткой расшифровкой и девятипозиционной шкалой, по которой  опрашиваемый должен определить важность каждой из представленных ценностей "как руководящего принципа в своей жизни". Список ценностей был подобран из уже разработанных методик (прежде всего методики М. Рокича), а также в него были включены и другие ценности, имеющие кросскультурное значение, что определялось в экспертных интервью. В качестве основного преимущества данной методики отмечается возможность учитывать смысловой аспект ценностей, что, собственно, и позволяет изучать их и как смысловые, и как аффективно–мотивационные образования. 

     2.2. Результаты исследования 

     В результате психодиагностического  исследования мы получили следующие  данные и представили их для удобства сопоставления и анализирования в одной плоскости:

     1. По методике «Измерение  уровня самоактуализации  личности» получен  такой график:

     

     Рисунок 2. 

     Базовые шкалы:

     Вр  – шкала компетентности во времени;

     Под – шкала поддержки.

     Дополнительные  шкалы:

     ЦО  – шкала ценностных ориентаций;

     Г – шкала гибкости поведения;

     Сз  – шкала сензитивности;

     Сп  – шкала спонтанности;

     Су  – шкала самоуважения;

     Спр – шкала самопринятия;

     П – шкала представления о природе  человека;

     Си  – шкала синергии;

     Аг  – шкала принятия агрессии;

     Ко  – шкала контактности;

     Пп  – шкала познавательных потребностей;

     Кр  – шкала креативности.

     Согласно  инструкции наиболее оптимальным является расположение графика в значениях от 50 до 70. В нашем случае графики расположены, в основном, в данном отрезке, исключение составляют отрезки от шкалы контактности (Ко) до шкалы креативности (Кр).

     По  полученным данным мы определили количество Т-баллов по каждой шкале для группы испытуемых и свели результаты в следующую таблицу:

     Таблица 2.1.

  Базовые шкалы Дополнительные  шкалы
Вр Под Цо Г Сз Сп Су Спр П Си Аг Ко Пп Кр

Группа испытуемых

64 72 60 63 60 70 68 67 58 55 60 58 53 57
 

     У испытуемой группы высокий балл по базовой шкале поддержки (Под) и компетентности во времени (Вр). Соответственно содержанию этих шкал, испытуемые характеризуются способностью жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Также для них характерна независимость поведения и поступков от воздействия извне.

     По  таким дополнительным шкалам, как  шкала спонтанности (Сп), самоуважения (Су) и самопринятия (Спр) у испытуемых также достаточно высокие баллы, что говорит о высокой степени  принятия себя, вне зависимости от оценки своих недостатков и достоинств, об умении ценить свои достоинства и способности спонтанно выражать свои чувства.

     Немного ниже вышеназванных находится шкала  ценностных ориентаций (Цо), которая  измеряет, в какой степени испытуемые выделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности; шкала гибкости поведения (Г), характеризующая лабильность поведения; шкала сензитивности (Сз) – признание самому себе в своих чувствах и потребностях; на этом же уровне шкала принятия агрессии (Аг) – способность данных испытуемых принимать свою агрессивность и раздражение как естественное проявление человеческой природы. Также на среднем уровне находится шкала контактности (Ко), характеризующая способность данной группы к быстрому установлению глубоких контактов с людьми; шкала представления о природе человека (П) – убеждение в том, что «люди в массе своей добры»; и шкала креативности (Кр) – выраженность творческой направленности личности.

     Наиболее  низкие показатели у группы испытуемых по шкале синергии (Си) – способность к целостному восприятию мира и шкале познавательных потребностей (Пп) – степени выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

     Итак, подведем краткий итог:

  • у испытуемых по всем шкалам графика самоактуализации личности самый высокий балл, что говорит о высшем уровне их самоактуализации;
  • группа испытуемых показала высокую склонность к спонтанному выражению своих чувств (Сп), способность ценить свои достоинства(Су) и высокую степень принятия себя (Спр), о чем нам говорит стремление вверх сводного графика по этим шкалам. Стремление сводного графика вниз, начиная со шкалы контактности (Ко), говорит о низкой способности современной молодежи к быстрому установлению глубоких контактов с окружающими, о низкой познавательной потребности и креативности.

     2. По методике Шварца: 

     Прежде  всего, отметим, что в результате исследования удалось выделить все  десять исходных для авторского варианта методики факторов, отражающих основные мотивационные типы личности. Однако структуру ценностей респондентов отличали существенные содержательные особенности. Мы посчитали возможным сохранить исходные названия основных мотивационных типов, хотя те конкретные ценности, которые их образовывали, не всегда соответствовали семантике названия.

     Мотивационные типы и образующие их ценности у  респондентов:

     1. Саморегуляция (независимые мысли  и действия, диктуемые потребностью  человека быть автономным и  независимым) – самодисциплина, мудрость, чувство благодарности,  единение с природой .

     2. Стимулирование (полнота жизненных  ощущений, новизна в жизни, необходимая  для поддержания оптимального  уровня активности) – насыщенность  жизни, разнообразная жизнь, осмысленность  существования, творчество, эстетические  наслаждения, самостоятельность.

     3. Гедонизм (удовольствие, наслаждение  жизнью) – жизнерадостность, доброжелательность, снисходительность, широта взглядов.

     4. Достижение (личный успех, достигаемый  через собственную компетентность, исходя из признанных культурой  стандартов) – успех, компетентность, профессионализм, интеллект, здоровье, целеустремленность, самостоятельная постановка целей.

     5. Власть (достижение высокого социального  статуса, престижа, карьеры, господства  над людьми в пределах общей  социальной системы) – социальная  власть, власть, влиятельность, отвага, богатство, социальное признание, потворствование себе.

     6. Безопасность (стабильность, безопасность, гармония общества, семьи и самого  человека) – национальная безопасность, мир на Земле, социальный порядок,  социальная справедливость, равенство, уважение старших, верность традициям.

     7. Конформность (ограничение человеком  своих действий и побуждений, нарушающих социальные ожидания  и нормы) – послушание, умеренность,  смирение, принятие жизни такой,  какая она есть, репутация, честность, вежливость.

     8. Традиция (уважение и поддержание  обычаев, принятие и признание  идей, существующих в определенной  культуре и религии) – религиозность,  благочестие, духовность.

     9. Благосклонность (стремление к  психологическому комфорту в  близком социальном окружении, благополучие людей, с которыми человек поддерживает личные отношения) – безопасность семьи, верная дружба, преданность, ответственность, большая любовь, неприкосновенность внутреннего мира.

     10. Самоориентация (чувство внутренней  гармонии) – согласие с самим собой, забота о себе, свобода.

     Прежде  всего, обращает на себя внимание то значение, которое респонденты придают  частной жизни (ведущее значение имеет тип "благосклонность"). Достижение благополучия и безопасности в узком кругу родных и друзей выступает для них ведущим мотивом жизнедеятельности. Верная дружба, преданность, неприкосновенность своего внутреннего мира и особенно безопасность семьи (максимальное значение по выборке в целом) оказываются ведущими ценностями. Это подтверждается и дискурс–анализом материалов фокус–групп.

     Создание  такого образа желаемого будущего, неотъемлемой частью которого является семья, акцент на подчинении деловой  сферы интересам близких ("фирма  должна служить для укрепления семьи") типичны.

     Интересно, что приверженность данным ценностям демонстрируется людьми, у которых пока нет семьи или которые еще только вступают в семейную жизнь, в большинстве своем еще не успевшими обзавестись детьми и родители которых достаточно молоды, т.е. речь идет о ценностях завтрашнего дня, о долгосрочной перспективе.

Информация о работе Самореализация творческой личности