Самореализация творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы  и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

     Рассматривая  проблемы  организации  обучения  творчеству  и  решению творческих  задач,  необходимо  знание  особенностей  творческой   личности. Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, - данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда- нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

     Творчество представляет интерес для таких наук как: философия, психология, социология и др.

     В настоящей работе (глава 1), рассматриваются вопросы, касающиеся самореализации творческой личности.

     Творчество  является производной реализации индивидом  уникальных потенций в определённой области. Реализация способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить.

     Также, большой интерес вызывают взгляды  и индивидуальные точки зрения на процесс творчества известных личностей (артистов, композиторов, художников), отраженные в настоящей работе. Знакомство с ними является полезным и обязательным, т.к. в соответствии с тематикой данной работы мы не можем обойти своим вниманием мнения по данному вопросу великих мастеров искусства и деятелей культуры, представителей золотого творческого фонда нашего общества.

     Естественное  желание и потребность человека к самореализации, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам.

     Проблема развития творческой личности и ее самореализации в деятельности рассматривается в работах К. С. Станиславского, Л. С. Выготского, Г. М. Цыпина, Г. Г. Нейгауза, Б. М. Теплова, В. С. Библера, Г. Н. Когана, Л. А. Баренбойма, Ф. И. Шаляпина, А. Л. Готсдинера, К. К. Платонова, В. В. Медушевского, М. С. Старчеус, Е. В. Назайкиского, А. В. Хуторского, А. А. Реана, Я. Л. Коломенского, В. П. Эфроимсона, О. И. Моткова, А. Г. Асмолова, А. Миллер. 

     Цель  данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ литературы;
  2. подобрать методы исследования, адекватные цели;
  3. провести исследование;
  4. проанализировать и интерпретировать полученные данные;
  5. сформулировать выводы.

     Методы  исследования:

    • теоретический анализ литературы;
    • метод тестирования (Методика Шварца и методика САТ).

     База  исследования –люди в возрасте 19-20 лет.

     Гипотеза: мы предполагаем, что самореализация творческой личности имеет ряд особенностей.

     Структура работы: в первой главе работы «Особенности самореализации творческой личности» рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся этого вопроса. Вторая глава - практическая часть, в которой дается описание эмпирического исследования, целью которого является выяснение: являются ли личностные качества человека, а также условия, в которых он находится, определяющими доминантами творческой самореализации.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретическое  обоснование развития творческой личности и ее самореализации в психолого-педагогических исследованиях.

    1. Аспекты самореализации творческой личности как объект научного исследования.
 
     
      1. Проблема  формирования творческих способностей.
 

     На  всех исторических этапах общественного  развития творческая деятельность человека имела и имеет  большое значение.  Исходя из социального заказа общества, главной задачей обучения на сегодняшний день становится задача формирования творческой личности, способной  к самоопределению и самореализации в быстро меняющемся мире. Важными условиями такого  самоопределения является способность к творческому, нетрадиционному решению различных проблемных ситуаций, способность прогнозировать свои действия, определять стратегию и тактику своего поведения с учетом определенных изменений.

     Чтобы выяснить, что собой представляет творческая личность и выяснить  условия и возможные пути ее самореализации, нам необходимо обратиться к вопросам формирования творческой способности.

     К проблеме формирования способности  к творчеству обращались многие отечественные  и зарубежные исследователи с  середины ХХ века. В данных исследованиях можно выделить несколько аспектов:

     философский;

     психологический;

     педагогический;

     акмеологический;

     андрагогический.

     Обратимся к  философскому аспекту данной проблемы.

       Сущность формирования и развития  способности к интеллектуальному  творчеству рассматривался следующими философами: М. К. Мамардашвили, В. Франклом,  Х.–Г. Гадамером, Э. Фроммом, Н. А. Бердяевым, К. Ясперсом, Э. Кассирером, В. фон Гумбольдтом. В их понимании творчество  - это высшая человеческая ценность, позволяющая личности самореализоваться.

       Творчество, считает Э. Фромм,  позволяет преодолеть отчуждение  между производственным трудом  и развитием сущностных качеств  человека, создавая основу для  осуществления полного опыта  индивидуальности.

     Н. А. Бердяев отмечает, что к творчеству призван любой (всякий) человек, жизнь которого полна элементарными формами труда. Он писал, что личность должна претворить всякий труд  в искупление и вместе с тем стремиться к творческому труду, хотя бы низшей  иерархической ступени: «Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «я». Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя», - писал Н. А. Бердяев{2}.

     Феномен самотрансценденции человеческого  существования занимает важное место  в экзистенциально-гуманистической  философии ( Ж.-П. Сартр). Самотрансценденцию при этом связывают с выходом  человека за пределы своего «Я». С его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность. В. Франкл пишет: «Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное»{25}. И. Кант отмечает, что «поиск одного лишь личного счастья приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности{25}

     Таким образом, рассматривая сущность процесса творчества, философы  обращались к  механизму   творческого мышления личности, что рекомендует нам рассмотреть психологический аспект поставленной проблемы.

     При рассмотрении проблемы формирования творческой способности нам необходимо указать, что в литературе отсутствует  единое понимание детерминации и  содержания творческой способности. Наиболее полную классификацию подходов к изучению данной проблемы дал В. Н. Дружинин.

     Такие психологи, как А. Маслоу,  Д. Б. Богоявленская  и др. считают, что творческой способности  как отдельного образования не существует. Рассматривая данную проблему творчества, они отмечают, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творчества. По их мнению, в детерминации творчества главную роль играют мотивы, ценности и личностные черты. Д. Б. Богоявленская, автор концепции креативной активности, считает, что «креативность обусловлена ситуативно нестимулированной личностной активностью, присущей творческим личностям»{3}.

     Существует  еще одна точка зрения на данную проблему: психологи Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев выделяют творческую способность как самостоятельный и независимый от интеллекта фактор{15}.

     С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Р. Стернберг  предполагают, что творчество зависит  от уровня развития интеллекта и проявляется  на высоком уровне развития любых  способностей. Как отдельная способность творческая способность в этом случае ими не выделяется{18}.

     Таким образом, мы видим, что действительно  существуют разнообразные подходы  при изучении данной проблемы, что, в свою очередь, позволяет нам  сделать вывод о сложности психического процесса формирования творческой способности личности, неразрывно связанного с творческим мышлением человека.

     Термин  «творческое мышление» вошел  в обиход науки в начале 50-х  годов ХХ века. Его стали рассматривать  как центральный психологический механизм творчества, ядро творческой способности. Дж. Гилфорд, автор оригинальной концепции интеллекта,  способствовал появлению этого термина. В своей концепции  ученый разделил мышление на творческое  - дивергентное и логическое – конвергентное. По его исследованиям, лишь 0,2 % всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии творческих способностей.

     Творческое  мышление в качестве центрального механизма  творчества рассматривается также  в концепции творческих способностей английского психолога Эдварда де Боно. Он предложил термин «латеральное мышление».  Оно означает такой способ мышления, который позволяет выйти за рамки стереотипов мышления и тем самым стать генератором идей{5}.  Программы развития творческого мышления, разработанные на основе теорий Гилфорда и де Боно, к концу 80-х гг. ХХ столетия стали очень популярными в мире и использовались как в системе общего среднего, так и в системе дополнительного  и профессионального образования.

     Педагогический  аспект изучаемой проблемы.

     В отечественной педагогике и педагогической психологии существуют несколько научных  направлений, разрабатывающих данную тематику.

     Это следующие направления:

  • «развивающее обучение» (Л.В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
  • «проблемное обучение» (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь);
  • «творческая педагогика» на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ) (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин);
  • теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов и др.);
  • теории воспитания творческих способностей учителя (Н. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. А. Архангельский и др.). Все названные теории направлены на развитие теоретического мышления обучающихся, на  решение проблем формирования творческих способностей личности и требуют отдельного освещения, что не ставит своей целью автор данной работы.

     Теперь  обратимся к акмеологическому аспекту  изучаемой нами проблемы.

     Акмеологическое направление исследования способности личности  к  творчеству представлено работами отечественных ученых, таких как: А. А. Бодалева, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Вишнякова, Ю. А. Гагина, М. И. Станкина и др. Как нам известно, «акме» (греч.) – это достижение высшей точки и раскрытие всех потенциальных возможностей  личности. Креативная (творческая) акмеология рассматривает творческое самосовершенствование человека как основное условие достижения им профессиональной  зрелости. По концепции Б. Г. Ананьева, впервые употребившего  термин «акмеология», в творчестве человек проявляется и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности. Идеи акмеологии проявляются и в педагогике творческого саморазвития (В.И, Андреев, Н. Ю Посталюк, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Т. Б. Гребенюк). В этой концепции особое внимание уделяется формированию у студентов, будущих учителей, креативных качеств, позволяющих определять и использовать творческие методы в профессиональной деятельности.

Информация о работе Самореализация творческой личности