Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа
Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.
В новой науке «андрагогике» (М. Ш. Ноулс, Х. Ш. Джарвис, Р. М. Смит) также рассматривается развитие творческих качеств личности. В работах андрагогов для нас особенно важным является аспект развития творческих способностей учителя как воспитателя творческой личности ребенка через собственный творческий опыт педагога. Большинство современных авторов рассматривают показатели творческого потенциала учителя в качестве профессионально важных качеств.
Итак,
мы кратко рассмотрели ряд научных
концептуальных воззрений формирования
творческой способности личности в
различных аспектах и выяснили, что данная
проблема серьезно изучалась и изучается
в настоящее время многими представителями
различных наук.
1.1.2.Закономерности
развития творческой
способности.
Выше мы рассмотрели проблемы формирования творческой способности в различных аспектах и выяснили, что способность к творческим проявлением субъекта всегда связана как с внутренними личностными проявлениями, так и с внешними условиями и проявлениями. Окружающая среда оказывает определенное воздействие на личность и проявление личностной творческой способности.
Существуют
внутренние и внешние закономерности
развития творческой способности. К
внешним закономерностям
Обратимся к внешним закономерностям и постараемся их проанализировать.
Формирование любых личностных качеств, в том числе и творческих проявлений, следует рассматривать с точки зрения социальных взаимосвязей, которые складываются между личностью и социумом. Особое значение в этом вопросе уделяется обществу, которое сознательно управляет развивающейся личностью. Мы имеем примеры как позитивного, разрешающего, так и негативного, тормозящего проявления подобного управления.
Методологическую
основу современной образовательной
парадигмы в отношении
Но конечно, совсем иная картина обнаружилась бы, если бы эта исключительная по своей ценности семья развивалась в иной среде, например. Если бы родоначальники ее были крепостными и вели тяжелую борьбу за материальное существование. При таких условиях поэтический талант ценился бы мало, для борьбы за жизнь требовались бы совсем иные способности – физическая сила, здоровье, приспособляемость. Большинство талантливых поэтов оказалось бы плохими земледельцами; они не могли бы развить в полной мере своего поэтического таланта, может быть, остались бы неграмотными и, вероятно, не оставили бы имени потомству. Некоторые оказались бы типичными жизненными неудачниками, не приспособленными их среде»{35}
Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод не только о прямом или косвенном влиянии внешней среды и социума на личность, но о том, что необходимость формирования творческих способностей должна быть заложена в культуре, отражаться в культурных ценностях. Под культурой в данном случае понимается не просто совокупность общественных норм и ценностей, но и источник человеческого творческого потенциала.
Другое
объективное основание
Существует
связь между творчеством
А. Маслоу, вместе с тем, признавал, что творческие люди могут выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Обратимся к высказыванию В. П. Эфроимсона, касающегося проблемы проявления гениальности: «Для создания единственной мысли из тысяч, для отыскания единственного подходящего ей места требуется (помимо высокого интеллекта) напряженнейшая творческая активность, стремление к совершенству. Но и этого мало. Требуется поддерживающий социальный, общественный спрос, «социальный заказ», иногда провидчески предчувствуемый гениями. Требуется огромное напряжение воли, целеустремленность. Бесчисленные факторы могут стать тяжкими гирями на плечах гения. Неисчислимые тормоза приводят к тому, что лишь один из десятка тысяч потенциальных гениев может развиться и реализоваться»{29}.
Многочисленные психологические эксперименты подтверждают, что самоактуализация творческой личности происходит на основе уже имеющегося у нее опыта творчества. В этом случае человек добивается значимых, признаваемых обществом результатов в определенной сфере деятельности. На основе личностной активности его опыт закрепляется, превращаясь в устойчивый стиль деятельности, который впоследствии оказывает положительное воздействие на поведение человека и его зависимость от низших потребностей.
Личность, имеющая высокий творческий потенциал, обладает высокой самостоятельностью, стремлением к свободе, сопротивлением социальному давлению, т.е. имеет больше шансов для самовыражения и самореализации.
В
качестве вывода исследуемой проблемы
мы обратимся к сравнительной
характеристике основного содержания
культурно-образовательных
В
творческой культурно-образовательной
тенденции проявляются
Консервативная культурно-образовательная тенденция включает следующие способности:
Процесс сознательного выбора культурно-образовательных тенденций в основном зависит от способности к рефлексии. Рефлексия понимается «как осмысление и переосмысление субъектом шаблонов мышления, включение в схему действия и мысли нового опыта, формирование индивидуального стиля, учитывающего индивидуальные особенности действующего субъекта и объективные требования ситуации»{18}. Субъект, благодаря процессу рефлексии имеет возможность изменять деятельность: совершенствовать содержание и формы ее реализации. То есть рефлексия выступает одновременно и механизмом развития деятельности, и механизмом творческой реализации и саморазвития личности.
Связь рефлексии с формированием творческой способности была обнаружена в психологических экспериментах А. В. Карпова и И. М. Скитяевой, которые объединили их в единый фактор и назвали «трансцендентным»{9}.
Исходя из психологических исследований, мы выяснили двойственность характера рефлексии: как метадеятельностное образование, которое позволяет субъекту самоопределиться в целях деятельности, ценностях и как внутридеятельностное образование, являющееся механизмом осуществления творческой деятельности.
Изучению рефлексии в плане развития личностного развития посвящено большое количество работ, но исследований, где раскрывается связь уровня развития рефлексии с ситуацией самоопределения на этапе принятия творческой деятельности, значительно меньше. В уже указанных работах А. В. Карпова и И. М. Скитяевой показано, что с ростом рефлексивной способности личности возрастает оценка высоких духовных достижений человечества, а также прослеживается рост заинтересованности в саморазвитии и сохранении собственной индивидуальности.
В жизни человек взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:
При осуществлении этих трех видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
Креативность - это сущность, которая принадлежит одновременно как самому субъекту, так и внешнему миру: «Креативное созидание осуществляется не без участия «сверхсозидательной субъективности» и только при «интимной глубокой сопричастности» творческой личности, на основе «вселенской, беспредельной объективной диалектики вечного совершенствования, космогенеза»{22}. Креативность – это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов. К креативным способностям, например, можно отнести воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.
В результате творческого процесса у человека обязательно происходит процесс познания, т.е. вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная (познавательная) деятельность. Для того, чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в определенных (например, общеобразовательных) результатах обучающегося, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, целеустремленность, планируемость, нормазаданность, самоопределение, рефлексия и др.
Креативные качества - это эмоционально-образные качества, такие, как: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях. Умение мыслить образно, устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, иметь воображение и фантазию, чувствовать новизну и быть чутким к противоречиям, умение сопереживать окружающим людям – все это также относится к креативным качествам. Люди инициативные, изобретательные, способные вести диалог с окружающими и изучаемым объектом, умеющие прогнозировать – это люди с яркой выраженной креативностью, т.е. умеющие творить.
Анализируя творческую жизнь
известных выдающихся
К когнитивным относятся такие физиологические качества, как: умение видеть, слышать, осязать. Человек, обладающий когнитивными интеллектуальными качествами – это любознательная, эрудированная, вдумчивая, умеющая логически размышлять личность. К когнитивным качествам относятся также пытливость, проницательность, поиск проблем, склонность к эксперименту, владение культурными нормами и традициями, отраженными в собственной деятельности. Способность обозначить свое понимание или, наоборот, по любым возникающим вопросам, умение понять и оценить иную точку зрения – эти и многие другие подобные качества отличают творческую личность от иной, нетворческой, интеллектуально пассивной личности.
Также необходимо обозначить и оргдеятельностные (методологические) качества, отличающие творческую природу человека. Это следующее: знание личностью своих индивидуальных особенностей и черт характера, оптимальных темпов и форм занятий определенным видом деятельности; осознание и умение пояснить свои цели в той или иной деятельности, умение ставить новые цели и видеть пути ее достижения, а также спрогнозировать предполагаемые результаты; это - навыки самоорганизации, владение методами рефлексивного мышления, способность взаимодействия с другими субъектами образования и с окружающим миром, способность организовать творчество других, совместное с другими личностями познание и генерация идей.