Самореализация творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы;
подобрать методы исследования, адекватные цели;
провести исследование;
проанализировать и интерпретировать полученные данные;
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     В новой науке «андрагогике» (М. Ш. Ноулс, Х. Ш. Джарвис, Р. М. Смит) также рассматривается развитие творческих качеств личности. В работах андрагогов для нас особенно важным является аспект развития творческих способностей учителя как воспитателя творческой личности ребенка через собственный творческий опыт педагога. Большинство современных авторов рассматривают показатели творческого потенциала учителя в качестве профессионально важных качеств.

     Итак, мы кратко рассмотрели ряд научных  концептуальных  воззрений формирования творческой способности личности в различных аспектах и выяснили, что данная проблема серьезно изучалась и изучается в настоящее время многими представителями различных наук. 
 

     1.1.2.Закономерности  развития творческой  способности. 

     Выше  мы рассмотрели проблемы формирования творческой способности в различных аспектах  и выяснили, что способность к творческим проявлением субъекта всегда связана как с внутренними личностными проявлениями, так и с внешними условиями и проявлениями.  Окружающая среда оказывает определенное воздействие на личность и проявление личностной творческой способности.

     Существуют  внутренние и внешние закономерности развития творческой способности. К  внешним закономерностям относятся  разнообразные культурные влияния (влияния среды), а также отношения  личности и ее ценностные ориентации. Внутренние – это тенденции развития психических процессов и их влияние на становление творческой личности.

     Обратимся к внешним закономерностям и  постараемся их проанализировать.

     Формирование  любых личностных качеств, в том  числе и творческих проявлений, следует рассматривать с точки зрения  социальных взаимосвязей, которые складываются между личностью и социумом. Особое значение в этом вопросе уделяется обществу, которое сознательно управляет развивающейся личностью. Мы имеем примеры как позитивного, разрешающего, так и негативного, тормозящего проявления подобного  управления.

     Методологическую  основу современной образовательной  парадигмы в отношении социального  окружения на творческие способности  человека выразил Г. П. Щедровицкий. «Принадлежит ли оно (творчество) индивиду или оно принадлежит функциональному месту в человеческой организации и структуре? Я на этот вопрос отвечаю жестко: конечно, - не индивиду. А функциональному месту… Утверждается простая вещь: есть некоторая культура – совокупность знаний, которые транслируются из поколения в поколение, а потом рождается – ортогонального всему этому – человек, и либо его соединят с этим самым духом, сделают дух доступным, либо не соединят»{32}. Для доказательства этого утверждения, мы обратимся к следующей цитате, автором которой является Н. К. Кольцов, основатель московской генетической школы. Речь идет о родословной Пушкиных-Толстых:  «Благоприятная внешняя среда, позволяющая генотипам (наследственным задаткам) полностью проявляться в фенотипах (признаках и свойствах организма), обеспечивала этим высокое качество браков, заключающихся по большей части в собственной среде, нередко с близкими родственниками, благодаря чему мы и находим в этой генеалогии замечательный отбор особенно ценных генов – настоящий пантеон русской поэзии.

     Но  конечно, совсем иная картина обнаружилась бы, если бы эта исключительная по своей  ценности семья развивалась в  иной среде, например. Если бы родоначальники ее были крепостными и вели тяжелую  борьбу за материальное существование. При таких условиях поэтический талант ценился бы мало, для борьбы за жизнь требовались бы совсем иные способности – физическая сила, здоровье, приспособляемость. Большинство талантливых поэтов оказалось бы плохими земледельцами; они не могли бы развить в полной мере своего поэтического таланта, может быть, остались бы неграмотными и, вероятно, не оставили бы имени потомству. Некоторые оказались бы типичными жизненными неудачниками, не приспособленными их среде»{35}

     Исходя  из выше изложенного, мы можем сделать вывод не только о прямом или косвенном влиянии внешней среды и социума на личность, но о том, что необходимость формирования творческих способностей должна быть заложена в культуре, отражаться в культурных ценностях.  Под культурой в данном случае понимается не просто совокупность общественных норм и ценностей, но и источник человеческого творческого потенциала.

     Другое  объективное основание проявления творческой способности – это  фактор изменчивости жизненного пространства. Личность постоянно сталкивается с самыми разнообразными ценностями и требованиями, которые нередко между собой вступают в противоречия. Человек постоянно находится перед выбором  ценностей, их соотнесением в различных обстоятельствах, и это требует  от него творческого подхода.

     Существует  связь между творчеством человека и высоким уровнем его субъективной активности (об этом факторе мы упоминали  выше).  Активность в данном случае выступает как процесс обновления, интеллектуального роста личности, как стремление самореализации. Обращаясь к известной иерархии потребностей А. Маслоу, мы видим, что потребность в самовыражении и проявлении своей индивидуальности стоят ниже, чем потребности в безопасности и потребности принадлежности. Это означает, по мнению ученых{29}, что желание самовыражения стремится осуществить только человек, чувствующий себя в безопасности и принятый в определенном обществе.

     А. Маслоу, вместе с тем, признавал, что  творческие люди могут выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности  и социальные проблемы. Обратимся к высказыванию В. П. Эфроимсона, касающегося проблемы проявления гениальности: «Для создания единственной мысли из тысяч, для отыскания единственного подходящего ей места требуется (помимо высокого интеллекта) напряженнейшая творческая активность, стремление к совершенству. Но и этого мало. Требуется поддерживающий социальный, общественный спрос, «социальный заказ», иногда провидчески предчувствуемый гениями. Требуется огромное напряжение воли, целеустремленность. Бесчисленные факторы могут стать тяжкими гирями на плечах гения. Неисчислимые тормоза приводят к тому, что лишь один из десятка тысяч потенциальных гениев может развиться и реализоваться»{29}.

     Многочисленные  психологические эксперименты подтверждают, что  самоактуализация творческой личности  происходит на основе уже имеющегося у нее опыта творчества. В этом случае человек добивается значимых, признаваемых обществом результатов в определенной сфере деятельности. На основе личностной активности его опыт закрепляется, превращаясь в устойчивый стиль деятельности, который впоследствии оказывает положительное воздействие на поведение человека и его зависимость от низших потребностей.

     Личность, имеющая  высокий творческий потенциал, обладает высокой самостоятельностью, стремлением к свободе, сопротивлением социальному давлению, т.е. имеет больше шансов для самовыражения и самореализации.

     В качестве вывода исследуемой проблемы мы обратимся к сравнительной  характеристике основного содержания культурно-образовательных тенденций  – творческой и консервативной, данной  А. Э. Симановским{18}.

     В творческой культурно-образовательной  тенденции проявляются следующие  способности личности:

  • быстрое реагирование на изменение в окружающей среде и способность меняться в соответствии с этими изменениями;
  • соотнесения и гармонизация разнообразных культурных ценностей;
  • способность к самоосвоению и самосовершенствованию;
  • к проявлению индивидуальности и социальной автономности;
  • социальная и интеллектуальная активность личности.

         Консервативная  культурно-образовательная тенденция включает следующие способности:

  • сохранять лучшее из прошлого для будущего;
  • ориентироваться на традиционные ценности. Нормы. Функциональную закрепленность объектов и предметов;
  • упрощение, стабилизацию субъективной картины мира;
  • проявление чувства единения, чувства «Мы», нивелирование индивидуальности;
  • социальная  и интеллектуальная пассивность.

     Процесс сознательного выбора культурно-образовательных  тенденций в основном зависит  от способности к рефлексии. Рефлексия  понимается «как осмысление и переосмысление субъектом шаблонов мышления, включение в схему действия и мысли нового  опыта, формирование индивидуального стиля, учитывающего индивидуальные особенности действующего субъекта и объективные требования ситуации»{18}. Субъект, благодаря процессу рефлексии имеет возможность изменять деятельность: совершенствовать содержание и формы ее реализации. То есть рефлексия выступает одновременно и механизмом развития деятельности, и механизмом творческой реализации и саморазвития личности.

     Связь рефлексии с формированием творческой способности была обнаружена  в психологических экспериментах А. В. Карпова и  И. М. Скитяевой, которые объединили  их в единый фактор и   назвали «трансцендентным»{9}.

     Исходя  из  психологических исследований, мы выяснили двойственность характера рефлексии: как метадеятельностное образование, которое позволяет субъекту самоопределиться в целях деятельности, ценностях и как внутридеятельностное образование, являющееся механизмом осуществления творческой деятельности.

     Изучению рефлексии в плане развития личностного развития посвящено большое количество работ, но исследований,  где раскрывается связь уровня развития рефлексии с ситуацией самоопределения на этапе принятия творческой деятельности, значительно меньше. В уже указанных работах  А. В. Карпова и  И. М. Скитяевой показано, что с ростом рефлексивной способности личности возрастает оценка высоких духовных достижений человечества, а также  прослеживается рост заинтересованности  в саморазвитии и сохранении собственной индивидуальности.

     В жизни человек взаимодействует  с внешними образовательными областями  с помощью трех основных видов  деятельности:

  • познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем;
  • создание человеком личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного превращения;
  • самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и самопознания.

     При осуществлении этих трех видов образовательной  деятельности проявляются соответствующие  им качества личности:

  • когнитивные качества, которые необходимы человеку в процессе познания внешнего митра;
  • креативные качества, обеспечивающие условия создания личностью творческого продукта деятельности;
  • методологические качества, проявляющиеся при образовательной деятельности личности в познании и творении. Каждой группе личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых и происходит самореализация личности.

     Креативность  - это сущность, которая принадлежит  одновременно как самому субъекту, так и внешнему миру: «Креативное созидание осуществляется не без участия «сверхсозидательной субъективности» и только при «интимной глубокой сопричастности» творческой личности, на основе «вселенской, беспредельной объективной диалектики вечного совершенствования, космогенеза»{22}. Креативность – это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов. К креативным способностям, например, можно отнести воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.

       В результате творческого процесса у человека обязательно происходит процесс познания, т.е. вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная  (познавательная) деятельность. Для того,   чтобы  креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в определенных (например, общеобразовательных) результатах обучающегося, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, целеустремленность, планируемость, нормазаданность, самоопределение, рефлексия и др.

       Креативные качества - это  эмоционально-образные качества, такие, как: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях.  Умение мыслить образно, устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, иметь   воображение и фантазию, чувствовать новизну и быть чутким к противоречиям, умение сопереживать окружающим людям – все это также относится к креативным качествам. Люди инициативные, изобретательные, способные вести диалог с окружающими и изучаемым объектом, умеющие прогнозировать – это люди с яркой выраженной креативностью, т.е. умеющие творить.  

       Анализируя творческую жизнь  известных выдающихся личностей  – ученых, художников, писателей,  композиторов, можно привести множество  примеров проявления указанных  выше креативных качеств и в их научных открытиях, и в создании ими художественных произведений.

     К когнитивным относятся такие  физиологические качества, как: умение видеть, слышать, осязать. Человек, обладающий когнитивными интеллектуальными качествами – это любознательная, эрудированная, вдумчивая, умеющая логически размышлять личность. К когнитивным качествам относятся также пытливость, проницательность, поиск проблем, склонность к эксперименту, владение культурными нормами и традициями, отраженными в собственной деятельности. Способность обозначить свое понимание или, наоборот, по любым возникающим вопросам, умение понять и оценить иную точку зрения – эти и многие другие подобные качества отличают творческую личность от иной,  нетворческой, интеллектуально пассивной личности.

     Также необходимо обозначить и оргдеятельностные (методологические) качества, отличающие творческую природу человека. Это  следующее: знание личностью своих  индивидуальных особенностей и черт характера, оптимальных темпов и  форм занятий определенным видом деятельности; осознание и умение пояснить свои цели в той или иной деятельности, умение ставить новые цели и видеть пути ее достижения, а также  спрогнозировать предполагаемые результаты; это - навыки самоорганизации, владение методами рефлексивного мышления, способность взаимодействия с другими субъектами образования и с окружающим миром, способность организовать творчество других, совместное с другими личностями познание и генерация идей.

Информация о работе Самореализация творческой личности