Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 05:22, дипломная работа
Исходя из актуальности и новизны, целью исследования является: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Объектом нашего исследования является мотивационная сфера старшеклассника.
Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.
Зависимость между переменными «интересы и коммуникативные склонности» и «интересы и организаторские склонности» по методикам «Анкета интересов» и «КОС» оформляем в диаграмму № 9.
Диаграмма № 9
Корреляционная зависимость между переменными «интересы» и «коммуникативные склонности» - «организаторские склонности»
Из диаграммы № 9 следует, что у испытуемых с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях присутствует средняя связь между переменными «интересы –коммуникативные склонности». У группы учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей присутствует средняя и умеренная корреляционная связь между переменными «интересы – коммуникативные склонности» и «интересы – организаторские склонности» соответственно. У старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии присутствует умеренная и средняя связь между переменными «интересы – коммуникативные склонности» и «интересы – организаторские склонности» соответственно.
Вычисление корреляционной зависимости между переменными «интересы» и «организованность – трудолюбие – коллективизм –любознательность - эстетический вкус» выполнены согласно результатов методик «Анкета интересов» и «ОТКЛЭ» и занесены в диаграмму № 10.
Диаграмма № 10
Корреляционная
зависимость между
переменными «интересы»
и «организованность-
Из диаграммы № 10 видим, что умеренная корреляционная связь присутствует между переменными «интересы» и «организованность» у испытуемых с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей. А также средняя связь у этой же группы между переменными «интересы – трудолюбие», «интересы – коллективизм», «интересы – любознательность».
Таким образом, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, подтвердилась полностью. В 30,5 % случаев эта связь прямая.
В 69,5 % случаев связь интересов к определенным школьным предметам обусловлена опосредованием связи склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента. Из них, 24 % самоопределяющихся старшеклассников, она зависит от связи мотивов с эстетическим вкусом учащихся. Также, в значительной мере на выбор профессии в данной группе влияет связь интересов с трудолюбием, коллективизмом, любознательностью, и с коммуникативными и организаторскими склонностями. И, наконец, в 31,5 % случаев, в группе старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях на выбор будущей профессии влияет связь интересов с коммуникативными и организаторскими склонностями.
Для
повышения интереса к школьным предметам
у учащихся старших классов, следует
педагогам и психологам проводить
с ними определенную, как воспитательную,
так и учебную работу. С целью оказания
практической помощи в данном вопросе
нами составлены рекомендации педагогам
и психологам по оказанию педагогической
поддержки ученикам и воспитанию у них
положительного отношения к учебе (Приложение
№ 3).
ВЫВОДЫ
Для
определения роли учебных мотивов
в профессиональном самоопределении
старшеклассников в количестве 108 человек,
мы проводили сравнение
Таким образом, в первую группу нами отнесены учащиеся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, а также с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии. Во вторую группу мы отнесли учащихся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях. Данная группа учащихся еще не определилась с выбором профессии. Третья группа включает в себя учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии. В четвертую группу вошли учащиеся с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии. Также, можно отметить, что данная группа учащихся не определилась с выбором профессий и у этих учащихся имеется в наличии полное замешательство с профессиональным выбором. Выполнение вычисления корреляционной связи между соответствующими переменными дает нам результаты, которые полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, а также интересы к определенным школьным предметам опосредствуются связью склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента. А именно: мы доказали, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам у 30,5 % профессионально самоопределяющихся старшеклассников. У 69,5 % старшеклассников связь интересов к определенным школьным предметам опосредствуется связью склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента.
Из
них, 24 % самоопределяющихся старшеклассников,
она зависит от связи мотивов с эстетическим
вкусом учащихся. Также, в значительной
мере на выбор профессии в данной группе
влияет связь интересов с трудолюбием,
коллективизмом, любознательностью, и
с коммуникативными и организаторскими
склонностями. И, наконец, в 31,5 % случаев,
в группе старшеклассников с доминированием
социально значимых или внешних мотивов
и расхождением в интересах и склонностях
на выбор будущей профессии влияет связь
интересов с коммуникативными и организаторскими
склонностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, профессиональное самоопределение – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Основными факторами, определяющими профессиональное самоопределение старшеклассников, являются: мотивы, интересы, способности и склонности. Выбор профессии начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Базой
исследования являлось МОУ ТСШ №
11. В эксперименте приняли участие
учащиеся 9-11-х классов в количестве
108 человек, в возрасте 14-17 лет. Исследование
профессионального
Методологической базой исследования являются: теория деятельности А.Н. Леонтьева; теория мотивации, предложенная К.Левиным; мотивацию, как совокупность факторов или мотивов по В. Д. Шадрикову. Структурно-психологический подход А. Г. Ковалева и А. А. Файзуллаева. Структура индивидуальной ситуации выбора профессии и схема принятия решения личностью, предложенная А.Е.Климовым и Н.С.Пряжниковым.
Методы исследования: 16- факторный опросник Кеттелла; методика «Формула темперамента» А.В.Тимченко, В.Б.Шапарь; личностный опросник Рейнвальд Л.И. «ОТКЛЭ»; дифференциально- диагностический опросник «Я предпочту» (Климов Е.А.); «Мотивы выбора профессии»; «Анкета интересов» (А.Е.Голомшток); «Коммуникативных и организаторские склонности» (Синявского В.В., Федоришина Б.А.); методика «Почему ты учишься?» (Т.Шварц).
Целью нашего исследования являлось: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Объектом нашего исследования являлась мотивационная сфера старшеклассника.
Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.
Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, а также интересы к определенным школьным предметам опосредствуются связью склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента подтверждена полностью. А именно: мы доказали, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам у 30,5 % профессионально самоопределяющихся старшеклассников. У 69,5 % старшеклассников связь интересов к определенным школьным предметам опосредствуется связью склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента. Из них, 24 % самоопределяющихся старшеклассников, она зависит от связи мотивов с эстетическим вкусом учащихся. Также, в значительной мере на выбор профессии в данной группе влияет связь интересов с трудолюбием, коллективизмом, любознательностью, и с коммуникативными и организаторскими склонностями. И, наконец, в 31,5 % случаев, в группе старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях на выбор будущей профессии влияет связь интересов с коммуникативными и организаторскими склонностями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. – СПб, 1998. - 379с.
2. Аверин
В.А.Психология личности. Учебное пособие.
- СПб.,1999. – 365c.
3. Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности:
теоретические аспекты проблемы и экспериментальное
изучение. Вопросы психологии. 1990г. № 4.
4. Алексеева М.И. Мотивация учения студентов
и удовлетворенность выбором вузом. - СПб:
Эмоциональная регуляция учебной и трудовой
деятельности. - Москва, Одесса, 1986г. –
158с.
5. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М., 1976г. – 381с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Прогресс, 1988. -330с.
7. Божович
Л.И. Изучение мотивации поведения детей
и подростков. – М., 1972.-286c.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения
детей и подростков. – М., 1976. - 245c.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Просвещение, 1968. – 452с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.:Питер Ком, 1999. – 528с.
11. Винокур А.Ю., Федоришин Б.А. К вопросу о принципах построения процедуры индивидуальной профконсультации //Профессиональная ориентация школьников. – Ярославль, 1986. – 162с.
12. Власова
Н.Н. Изучение особенностей доминирования
мотивов у детей младшего школьного возраста.
Вопросы психологии. 1997г. № 3. с.86-99.
13. Волков К.Н. Психология о педагогических
проблемах. М., 1981г. – 210с.
14. Дадонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
– 249с.
15. Дубровина И.В. Психологическая готовность к самоопределению – основное новообразование ранней юности. //Формирование личности старшеклассника. – М., 1989. – 407с.
16. Забродин
Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые
связи в структуре направленности личности.
Вопросы психологии. 1989г. № 6. – с.64-89
17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения
в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
215с.
18. Зеер
Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие.
– Екатеринбург: Издательство Уральского
государственного профессионально-
19. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. – СПб.,2003. – 367с.
20. Клаус. Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся. - М., 1987г. – 367с.
21.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.:Просвещение,
1990. – 159с.
22. Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения. – Ростов-на-Дону.: Феникс,
1996. – 512с.
23.
Климов Е.А. Психология. – М.:Культура и
спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287с.
24. Коломенский Я.Л.Человек: профессия.
– М.: Просвещение, 1986. – 223с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности.
– М.:Просвещение, 1989. – 255с.
26. Краткий словарь системы психологических
понятий /под ред. К.К. Платонов М.: Высшая
школа, 1984. -246с.
Информация о работе Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников