Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 05:22, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности и новизны, целью исследования является: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Объектом нашего исследования является мотивационная сфера старшеклассника.

Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

Работа содержит 1 файл

готовая дипломка моя.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     Зависимость между переменными «интересы и коммуникативные склонности» и «интересы и организаторские склонности» по методикам «Анкета интересов» и «КОС» оформляем в диаграмму № 9.

     Диаграмма № 9

Корреляционная  зависимость между  переменными «интересы» и «коммуникативные склонности» - «организаторские склонности»

     Из диаграммы № 9 следует, что у испытуемых с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях присутствует средняя связь между переменными «интересы –коммуникативные склонности». У группы учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей присутствует средняя и умеренная корреляционная связь между переменными «интересы – коммуникативные склонности» и «интересы – организаторские склонности» соответственно. У старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии присутствует умеренная и средняя связь между переменными «интересы – коммуникативные склонности» и «интересы – организаторские склонности» соответственно.

     Вычисление  корреляционной зависимости между переменными «интересы» и «организованность – трудолюбие – коллективизм –любознательность - эстетический вкус» выполнены согласно результатов методик «Анкета интересов» и «ОТКЛЭ» и занесены в диаграмму № 10.

     Диаграмма № 10

Корреляционная  зависимость между  переменными «интересы» и «организованность-трудолюбие-коллективизм-любознательность-эстетический вкус»

     Из диаграммы № 10 видим, что умеренная корреляционная связь присутствует между переменными «интересы» и «организованность» у испытуемых с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей. А также средняя связь у этой же группы между переменными «интересы – трудолюбие», «интересы – коллективизм», «интересы – любознательность».

    Таким образом, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, подтвердилась полностью. В 30,5 % случаев эта связь прямая.

    В 69,5 % случаев связь интересов к определенным школьным предметам обусловлена опосредованием связи склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента. Из них, 24 % самоопределяющихся старшеклассников, она зависит от связи мотивов с эстетическим вкусом учащихся. Также, в значительной мере на выбор профессии в данной группе влияет связь интересов с трудолюбием, коллективизмом, любознательностью, и с коммуникативными и организаторскими склонностями. И, наконец, в 31,5 % случаев, в группе  старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях на выбор будущей профессии влияет связь интересов с коммуникативными и организаторскими склонностями. 

      Для повышения интереса к школьным предметам  у учащихся старших классов, следует  педагогам и психологам проводить  с ними определенную, как воспитательную, так и учебную работу. С целью оказания практической помощи в данном вопросе нами составлены рекомендации педагогам и психологам по оказанию педагогической поддержки ученикам и воспитанию у них положительного отношения к учебе (Приложение № 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ

     Для определения роли учебных мотивов  в профессиональном самоопределении  старшеклассников в количестве 108 человек, мы проводили сравнение результатов, полученных по методикам: «Дифференциально- диагностический опросник»; «Мотивы  выбора профессии»; Анкета интересов; Методика «Почему ты учишься?» Полученные результаты позволили нам определить детей по следующим четырем группам испытуемых, с которыми мы  проводим соответствующее исследование по нахождению фактора, влияющего на связь профессионального самоопределения старшеклассников со школьными предметами.

    Таким образом, в первую группу нами отнесены учащиеся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, а также с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии.  Во вторую группу мы отнесли учащихся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях. Данная группа учащихся еще не определилась с выбором профессии. Третья группа включает в себя учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии. В четвертую  группу вошли учащиеся с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии. Также, можно отметить, что данная группа учащихся не определилась с выбором профессий и у этих учащихся имеется в наличии полное замешательство с профессиональным выбором. Выполнение вычисления корреляционной связи между соответствующими переменными дает нам результаты, которые полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

    Гипотеза  исследования заключалась в предположении о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, а также интересы к определенным школьным предметам опосредствуются связью склонностей и мотивов  с интеллектом и типом темперамента. А именно: мы доказали, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам у 30,5 % профессионально самоопределяющихся старшеклассников. У 69,5 % старшеклассников связь интересов к определенным школьным предметам опосредствуется связью склонностей и мотивов  с интеллектом и типом темперамента.

    Из  них, 24 % самоопределяющихся старшеклассников, она зависит от связи мотивов с эстетическим вкусом учащихся. Также, в значительной мере на выбор профессии в данной группе влияет связь интересов с трудолюбием, коллективизмом, любознательностью, и с коммуникативными и организаторскими склонностями. И, наконец, в 31,5 % случаев, в группе  старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях на выбор будущей профессии влияет связь интересов с коммуникативными и организаторскими склонностями.   
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, профессиональное самоопределение – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Основными факторами, определяющими профессиональное самоопределение старшеклассников, являются: мотивы, интересы, способности и склонности. Выбор профессии начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

     Базой исследования являлось МОУ ТСШ № 11. В эксперименте приняли участие  учащиеся 9-11-х классов в количестве 108 человек, в возрасте 14-17 лет. Исследование профессионального самоопределения проводилось в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года.

     Методологической  базой исследования являются: теория деятельности А.Н. Леонтьева; теория мотивации, предложенная К.Левиным; мотивацию, как совокупность факторов или мотивов по В. Д. Шадрикову. Структурно-психологический подход А. Г. Ковалева и А. А. Файзуллаева. Структура индивидуальной ситуации выбора профессии и схема принятия решения личностью, предложенная А.Е.Климовым и Н.С.Пряжниковым.

     Методы  исследования: 16- факторный опросник Кеттелла; методика «Формула темперамента» А.В.Тимченко, В.Б.Шапарь;  личностный опросник Рейнвальд Л.И. «ОТКЛЭ»; дифференциально- диагностический опросник «Я предпочту» (Климов Е.А.); «Мотивы выбора профессии»; «Анкета интересов» (А.Е.Голомшток); «Коммуникативных и организаторские склонности» (Синявского В.В., Федоришина Б.А.); методика «Почему ты учишься?» (Т.Шварц).

     Целью нашего исследования являлось: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

     Объектом нашего исследования являлась мотивационная сфера старшеклассника.

     Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

    Гипотеза  исследования, заключающаяся в предположении  о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, а также интересы к определенным школьным предметам опосредствуются связью склонностей и мотивов  с интеллектом и типом темперамента подтверждена полностью. А именно: мы доказали, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам у 30,5 % профессионально самоопределяющихся старшеклассников. У 69,5 % старшеклассников связь интересов к определенным школьным предметам опосредствуется связью склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента. Из них, 24 % самоопределяющихся старшеклассников, она зависит от связи мотивов с эстетическим вкусом учащихся. Также, в значительной мере на выбор профессии в данной группе влияет связь интересов с трудолюбием, коллективизмом, любознательностью, и с коммуникативными и организаторскими склонностями. И, наконец, в 31,5 % случаев, в группе  старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях на выбор будущей профессии влияет связь интересов с коммуникативными и организаторскими склонностями. 

     ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. – СПб, 1998. - 379с.

2. Аверин В.А.Психология личности. Учебное пособие. - СПб.,1999. – 365c. 
3. Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. Вопросы психологии. 1990г. № 4.  
4. Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. - СПб: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - Москва, Одесса, 1986г. – 158с.

5. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М., 1976г. – 381с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Прогресс, 1988. -330с.

7.  Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.-286c. 
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1976. - 245c.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Просвещение, 1968. – 452с.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.:Питер Ком, 1999. – 528с.

11. Винокур А.Ю., Федоришин Б.А. К вопросу о принципах построения процедуры индивидуальной профконсультации //Профессиональная ориентация школьников. – Ярославль, 1986. – 162с.

12. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии. 1997г. № 3. с.86-99. 
13. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М., 1981г. – 210с. 
14. Дадонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987. – 249с.

15. Дубровина И.В. Психологическая готовность к самоопределению – основное новообразование ранней юности. //Формирование личности старшеклассника. – М., 1989. – 407с.

16. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности. Вопросы психологии. 1989г. № 6. – с.64-89 
17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 215с.

18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. – 244с.

19. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. – СПб.,2003. – 367с.

20.  Клаус. Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся. - М., 1987г. – 367с.

21.  Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.:Просвещение, 1990. – 159с. 
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – 512с.

23.  Климов Е.А. Психология. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287с. 
24.  Коломенский Я.Л.Человек: профессия. – М.: Просвещение, 1986. – 223с. 
25.  Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение, 1989. – 255с. 
26. Краткий словарь системы психологических понятий /под ред. К.К. Платонов М.: Высшая школа, 1984. -246с.

Информация о работе Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников