Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 05:22, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности и новизны, целью исследования является: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Объектом нашего исследования является мотивационная сфера старшеклассника.

Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

Работа содержит 1 файл

готовая дипломка моя.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже  вполне реально сформировать для  себя задачу выбора будущей сферы  деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией [21].

     Профессиональное  образование, выполняющее функции  профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. [27]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

     Выбор профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения  их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает; 2) объект выбора - то, что выбирают. Где субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают [22].

     Выбор профессии - это не одномоментный  акт. Выбор профессии состоит  из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от: внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

     Профессиональное  самоопределение - процесс, который  охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения  профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [27].

     Возникновение профессионального самоопределения  охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

     1) Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

     * малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

     2) Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

     * возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

     3) Профессиональное обучение:

     * осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

     4) Профессиональная адаптация:

     * формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений.

     5) Самореализация в труде:

     * выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

     Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека [23].

     Предпосылки профессионального самоопределения следующие.

     Профессиональное  самоопределение  с позиции принципов  детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии [22]. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

     Испытываемая  человеком потребность в самоопределении  сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…» [29].

     Взаимосвязь личности и внешней по отношению  к ней системы профориентационных воздействий возникает только в  процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность [49]. В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего [29].

     Процесс профессионального самоопределения  обусловлен возникновением, расширением  деятельности субъекта, реализующей  его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

     Личностные  предпосылки самоопределения.

     Структурные элементы личности, как ближайшие  психологические предпосылки профессионального  самоопределения, различны по характеру  их функций. Всю совокупность важнейших  личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам.

     1) Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

     2) Эту группу психологических предпосылок  самоопределения образуют различные  компоненты направленности личности, приводящие в динамику процесс  профессионального самоопределения  и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

     Компоненты  второй группы благодаря своей связи  с познавательными потребностями  обладают функцией обусловливания сферы  деятельности, привлекательной для человека [18].

     Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. 
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач уход от проблем, их игнорирование и так далее.            
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

     1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии… [22]. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

     2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении [23].

     3) Позиция учителей, школьных педагогов,  классного руководителя. Каждый  учитель, наблюдая за поведением  учащегося только в учебной  деятельности, все время «проникает  мыслью за фасад внешних проявлений  человека, ставит своего рода  диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику [22].

     4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

     5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

     6) Уровень притязаний на общественное  признание. Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

     7) Информированность - важная, неискаженная  информация - важный фактор выбора профессии.

     8) Склонности проявляются и формируются  в деятельности. Сознательно включаясь  в разные виды деятельности, человек  может менять свои увлечения,  а значит и направления. Для  старшеклассника это важно, так  как допрофессиональные увлечения - путь к будущему [23].

     И, наконец, следует отдельно дать определения психологическиех предпосылок профессионального самоопределения, а именно: мотивации, учебных и профессиональных интересов и склонностей, способностей самоопределяющейся личности.

     Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.

     Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. 

     Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, которые определяют активность личности; это все мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые обусловливают поведение человека. Мотивы являются относительно стойкими чертами (проявлениями, атрибутами) личности.                                                                                                                      

     При рассмотрении внутренних индивидуально  значимых мотивов особо, на наш взгляд, следует отметить следующие мотивы: процессуально –содержательные мотивы; мотив саморазвития, самосовершенствования; а также – мотив достижений. Внутренние социально значимые мотивы связаны с идентификацией с группой, чувством долга и ответственности, что также является важным фактором, побуждающим человека к деятельности.

     Как уже вначале нами было отмечено:  не только внутренняя мотивация, но и  внешние ситуативные факторы (внешние  положительные и внешние отрицательные  мотивы) оказывают сильное влияние  на успешность профессионального выбора, а также и в дальнейшей профессиональной деятельности в целом. Также на профессиональное самоопределение личности старшеклассника существенное влияние оказывают способности. Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами не сводятся к наличию этих знаний, навыков и умений.

Информация о работе Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников