Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 05:22, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности и новизны, целью исследования является: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Объектом нашего исследования является мотивационная сфера старшеклассника.

Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

Работа содержит 1 файл

готовая дипломка моя.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     п. 3.2. Анализ результатов исследования

     Для определения роли учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников мы проводим сравнение результатов, полученных по методикам: «Дифференциально- диагностический опросник»; «Мотивы выбора профессии»; Анкета интересов; Методика «Почему ты учишься?» в плане их совпадения полного или неполного по избираемой профессии и наличию внутренних мотивов учебной деятельности. (Протокол №1, Приложение № 2).

     В результате качественной обработки  выше перечисленных методик, вначале мы соотнесли данные по методикам «Мотивы выбора профессии» и «Почему ты учишься?», для выявления у кого из испытуемых преобладает учебный мотив. Далее сравниваем результаты  методик «Дифференциально- диагностический опросник» и «Анкета интересов» по степени совпадения содержания склонностей учащихся с их интересами. Согласно полученным результатам выявлено четыре группы старшеклассников по степени совпадения, либо несовпадения их склонностей с интересами, мотивами выбора профессии с учебными мотивами. Итак, в первую группу нами отнесены учащиеся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, а также с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии. Во вторую группу мы отнесли учащихся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях. Данная группа учащихся еще не определилась с выбором профессии. Третья группа включает в себя учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии. В четвертую  группу вошли учащиеся с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии. Также, можно отметить, что данная группа учащихся не определилась с выбором профессий и у этих учащихся имеется в наличии полное замешательство с профессиональным выбором.

     Таким образом, были получены следующие показатели, которые мы заносим в таблицу № 1.

     Табл. № 1

     Степень преобладания учебных мотивов и совпадения интересов и склонностей старшеклассников

  Группа  учащихся по степени  совпадения-несовпадения интересов, склонностей  и учебных мотивов 
I II III IV
Количество  испытуемых 33 15 26 34
в процентном соотношении 30,5% 14% 24% 31,5%
 

     Из  табл. № 1 видно, что, к первой группе были отнесены 33 человека. Это учащиеся с преобладающей внутренней учебной мотивацией и с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии, что составляет 30,5% от общего числа испытуемых. Ко второй группе были отнесены 15 учащихся, что в процентном соотношении равно 14%. Это учащихся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях. В третью группу вошли учащиеся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии. Это 26 человек, или 24% от общей выборки испытуемых. В четвертую группу,  соответственно, отнесены 34 человека, или 31,5% - учащиеся с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии. Следовательно, 30,5% учащихся, которые вошли в первую группу детей с преобладающей внутренней учебной мотивацией и с полным совпадением интересов и склонностей в выборе будущей профессии мы, в дальнейшем, не будем включать в наше исследование, т.к. результаты, полученные нами по данной группе детей, совпали с предположениями, выдвинутые в нашей гипотезе. У данной категории самоопределяющихся старшеклассников уже имеется полное совпадение по искомым нами показателям и, таким образом, мы не можем доказать роли учебных мотивов в профессиональном самоопределении. Отсюда, выборку для доказательства выдвинутой нами гипотезы, которая состоит в  предположении о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, будут составлять учащиеся второй, третьей, и четвертой группы. Процентное соотношение количественного состава групп испытуемых, согласно взаимосвязи учебных мотивов и составляющих профессионального самоопределения, приведенные выше в описательной форме, можно представить в виде диаграммы № 1.

     Диаграмма № 1

Состав  групп по преобладающей  связи профессионального  самоопределения  с учебными мотивами

     Из  диаграммы № 1 следует, что преобладание учебных мотивов и степень  совпадения их с интересами наблюдается  только в первой группе испытуемых (первый столбик в диаграмме № 1). Следовательно, дальнейшее исследование роли учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников мы будем проводить с группами испытуемых (столбики в диаграмме под №№ 2, 3, 4). Для этого выполняем корреляцию результатов по следующим методикам: «ДДО»; «МВП»; «Анкета интересов»; «Почему ты учишься?»; 16- факторный опросник; «Формула темперамента»; «ОТКЛЭ»; «КОС", относящихся к перечисленным выше группам учащихся. Вычисление корреляционной связи необходимо для выяснения, какие факторы и показатели влияют на соответствующий выбор испытуемых. Цифровые показатели по методикам представлены в протоколах №№ 2, 3, 4 (Приложение № 2). Корреляцию вычисляем по формуле Пирсона, которая имеет следующий вид:

      ,

     где  хi — значения, принимаемые в выборке X; yi — значения, принимаемые в выборке Y;   — средняя по X,  — средняя по Y.

     Результаты  корреляционного исследования приведены в Протоколе    № 5 (Приложение № 2). Результаты корреляционной зависимости оформляем в диаграмму № 2.

     Диаграмма № 2

Зависимость между переменными «склонности - интеллектуальные качества» и «склонности – эмоционально-волевые качества»

     Из  диаграммы № 2 следует, что умеренная связь между переменными присутствует в группе № 4 испытуемых с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии. А также прослеживается средняя корреляционная зависимость у учащихся группы № 3 с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей, что свидетельствует о среднем влиянии интеллектуальных качеств на склонности личности. Мы провели корреляционные вычисления по методикам «ДДО» и «Кеттелл» (факторы B, M, Q1- интеллектуальные качества и факторы C, G, I, O, Q3, Q4 - эмоционально-волевые качества).

     Далее, вычислим корреляционную зависимость между переменными «склонности»  и «темперамент» по результатам методик «ДДО» и «Формула темперамента» и занесем их в диаграмму № 3.

     Диаграмма № 3

Корреляционная  зависимость между  переменными «склонности»  и «темперамент»

     Из  Диаграммы № 3 видно, что присутствует умеренная корреляционная зависимость между склонностями и типом темперамента «холерик» у группы учащихся  с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей и средняя зависимость у группы старшеклассников с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях. Средняя связь присутствует между переменными «склонности» и типом темперамента «сангвиник» у группы учащихся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях. Умеренная зависимость присутствует между склонностями и типом темперамента «флегматик» у группы учащихся  с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях. Выявив связь между склонностями и темпераментом у представленных выше групп испытуемых, перейдем к вычислению корреляционной зависимости между переменными «учебная мотивация»  и «темперамент» на основе результатов по методикам «МВП, «Почему ты учишься?» и «Формула темперамента». Результаты оформляем в виде диаграммы № 4.

Диаграмма № 4

Корреляционная  зависимость между  переменными «учебная мотивация» и «темперамент»

     Итак, у испытуемых с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях присутствует средняя корреляционная связь между переменными «учебная мотивация» и тип темперамента «холерик», а также между переменными «учебная мотивация» и тип темперамента «сангвиник». Кроме того, присутствует умеренная связь в группе учащихся  с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии между переменными «учебная мотивация» и тип темперамента «холерик» соответственно.

     Учитывая, что зависимость профессионального  самоопределения старшеклассников от учебных мотивов опосредована некоторыми переменными, выясним, на основе корреляции связь между «учебной мотивацией и интеллектуальными способностями»  и «учебной мотивацией и эмоционально-волевой сферой». Для этого мы берем результаты методик «МВП», «Почему ты учишься?» и «Кеттелл» (факторы B, M, Q1- интеллектуальные качества и факторы C, G, I, O, Q3, Q4- эмоционально-волевые качества) и заносим их в диаграмму № 5.

Диаграмма № 5

Корреляционная  зависимость между  переменными «учебная мотивация – интеллектуальные способности» и «учебная мотивация –эмоционально-волевая сфера»

     Отмечается средняя корреляционная зависимость между переменными «учебная мотивация – интеллектуальные способности» у групп старшеклассников с преобладающей внутренней учебной мотивацией, но с расхождением в интересах и склонностях, а также у старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов, но с полным совпадением интересов и склонностей. Умеренная связь присутствует между переменными  «учебная мотивация – эмоционально-волевая сфера» у группы учащихся с преобладающей внутренней учебной мотивацией, но с расхождением в интересах и склонностях соответственно.

     Диаграмма № 6

Корреляционная  зависимость между  переменными «учебная мотивация» и «организованность-трудолюбие-коллективизм-любознательность-эстетический вкус»

     Корреляционные  вычисления зависимости между переменными «учебная мотивация» и «организованность-трудолюбие-коллективизм-любознательность-эстетический вкус» были получены на основе исходных данных результатов методик «ДДО» и «ОТКЛЭ». Исходя, из диаграммы № 6 следует, что у испытуемых с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях присутствует умеренная корреляционная зависимость между переменными «учебная мотивация-организованность» и «учебная мотивация-коллективизм», а также средняя зависимость между переменными «учебная мотивация-любознательность» и «учебная мотивация- эстетический вкус». Также у старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей присутствует умеренная и средняя зависимость между переменными  «учебная мотивация-любознательность» и «учебная мотивация - эстетический вкус» соответственно.

Диаграмма № 7

Корреляционная  зависимость между переменными «учебная мотивация – коммуникативные склонности » и «учебная мотивация –организаторские склонности »

       Корреляционные  вычисления зависимости между переменными «учебная мотивация – коммуникативные склонности » и «учебная мотивация – организаторские склонности » были получены на основе исходных данных результатов методик «ДДО» и «КОС». Исходя, из диаграммы № 7 следует, что у испытуемых с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях присутствует средняя корреляционная зависимость между переменными «учебная мотивация - коммуникативные склонности» и умеренная связь между переменными «учебная мотивация - организаторские склонности». У группы учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов, однако, с полным совпадением интересов и склонностей присутствует слабая и умеренная зависимость между переменными «учебная мотивация –коммуникативные склонности» и «учебная мотивация – организаторские склонности» соответственно.

     Диаграмма № 8

Корреляционная  зависимость между  переменными «интересы» и «темперамент»

     Корреляционная зависимость согласно диаграмме № 8 между переменными «интересы»  и «темперамент» были получены по методикам «Анкета интересов» и «Формула темперамента». Итак, присутствует умеренная корреляционная связь между переменными «интересы»  и тип темперамента «холерик» у старшеклассников с доминированием социально значимых или внешних мотивов, но с полным совпадением интересов и склонностей. А также между переменными «интересы»  и тип темперамента «флегматик» у группы учащихся с доминированием социально значимых или внешних мотивов и расхождением в интересах и склонностях по выбору будущей профессии. Также, средняя корреляционная связь между переменными «интересы»  и тип темперамента «флегматик» у старшеклассников с преобладающей внутренней учебной мотивацией, однако, с расхождением в интересах и склонностях.

Информация о работе Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников