Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 05:22, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности и новизны, целью исследования является: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Объектом нашего исследования является мотивационная сфера старшеклассника.

Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

Работа содержит 1 файл

готовая дипломка моя.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     У старших школьников происходит развитие креативного мышления. Человек создает  проблемные ситуации, видит новое  в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи. Старший  школьник также начинает осознавать себя более умным, чем был ранее, и более, чем взрослый. Идет серьезное развитие эмоций и чувств. Возникают осознанность настроений, саморегуляция [28].         Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов:

  • первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

* познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.п. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний, интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда.

* Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьников с другими людьми. Например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Данный мотив является важной основой самовоспитания, и самосовершенствования личности.

  • Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним – при самостоятельной познавательной работе или внешним – при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и других. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и так далее. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и так далее. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне от другого человека. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
  • Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям [11].

     Вывод: Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, А. А. Файзуллаев), у других — биологизированный функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д. В. Колосов), у третьих — гештальт-подход (Ж.-М. Робин). Положительные моменты есть в каждом из них, но целостного впечатления о процессе мотивации и этапах формирования мотива не возникает.                               Что касается мотивационной сферы старшеклассника, то для нее характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т.е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным вырастанием из школы. Учеба, приобретение знаний становятся, прежде всего, средством подготовки к будущей деятельности.  
 
 

     ГЛАВА II.  Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

      § 1.   Мотивы, интересы, способности, склонности  как факторы

     профессионального самоопределения  старшеклассников

     Профессиональное  самоопределение – важное событие  на жизненном пути человека. Оно  связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

     А.Е.Климовым [22] предложена структура индивидуальной ситуации выбора профессии и схема принятия решения личностью. В структуре выбора профессии он выделяет такие основные обстоятельства: позиция родителей, учителей и сверстников, наличие или отсутствие личностного профессионального плана, представления о путях и способах достижения цели, варианты целей и путей их достижения.

     Исходя  из этой структуры, Н.С.Пряжников [25]  рассматривает процесс принятия личностью решения по выбору профессии в виде следующей схемы последовательных действий и задач:

     1) составить общую ориентировочную  схему; 

     2) выделить возможности и ограничения,  которые связаны с обстоятельствами в группе близких людей;

     3) собрать и упорядочить сведения, которые отвечают формуле желательной  профессиональной деятельности, обращая  внимание на возможные запасные  варианты;

     4)если  это необходимо, уточнить формулу  своей профессии; 

     5) обдумать варианты шагов на пути освоения профессии;

     6)продумать  элементы структуры личностного  профессионального плана;   

     7) принять окончательное решение  [25].

     Исходя  из такой схемы, понятно, какую большую  роль играет в процессе принятия решения  сфера мышления человека, способность к анализу, обобщения информации. Уточним, что, проходя каждый из этих этапов, личность с помощью рефлексии обращается к своему «Я», сверяясь в принятии промежуточных решений с внутренними устремлениями, оценивая мысли, планы как те, которые могут быть принятыми и не принятыми относительно себя. Разделяя в целом последовательность действий, которую предлагает Н.С.Пряжников, в принятии решения относительно профессии, заметим, что она является  схематичной и не отображает в полной мере живой картины переживаний человека в ситуации принятия жизненно важного решения – борьбу мотивов, мыслей, эмоций.

     Ранний  юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом  к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формированием такого психологического качества, как образ «Я»[54].       Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес[9].

     Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Её основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей [26].  

     Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, которые определяют активность личности; это все мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые обусловливают поведение человека. Мотивы являются относительно стойкими чертами (проявлениями, атрибутами) личности. При рассмотрении внутренних индивидуально значимых мотивов особо, на наш взгляд, следует отметить следующие мотивы. Процессуально –содержательные мотивы – это когда побуждение к активности определяется содержанием и процессом деятельности, а не внешними факторами (человека привлекает эта деятельность сама по себе, нравится ее выполнять, проявлять интеллектуальную или физическую активность, нравится содержание того, что он делает). Смысл деятельности, исходя их процессуально – содержательной мотивации, состоит в самой деятельности [33].

     Мотив саморазвития, самосовершенствования  – это очень важный мотив. Он побуждает  нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к целостной реализации своих способностей, уверенность в себе, возможность ощутить свою компетентность [52].          Еще одним важным внутренне индивидуально-значимым мотивом является мотив достижений, когда человек стремится достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. Этот мотив проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

     Внутренние  социально значимые мотивы связаны  с идентификацией с группой, чувством долга и ответственности, что  также является важным фактором, побуждающим человека к деятельности [36].  Как уже вначале нами было отмечено:  не только внутренняя мотивация, но и внешние ситуативные факторы (положительные внешние и отрицательные внешние мотивы) оказывают сильное влияние на успешность профессионального выбора, а также и в дальнейшей профессиональной деятельности в целом.

     Также на профессиональное самоопределение  личности старшеклассника существенное влияние оказывают способности. Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами не сводятся к наличию этих знаний, навыков и умений [26].  Способности и знания, способности и умения, способности и навыки нетождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Так можно ли найти свой идеал профессии, признавая факт неравенства по способностям и по реальным достижениям? И.А.Ильин, как бы отвечая на этот вопрос, пишет следующее: «В… великом созидательном вращении мира малый атом имеет свое призвание: он должен верно постигнуть свою природу и свое отношение к целому, утвердить свою внутреннюю свободу и свое бытие и добровольно включиться в общую связь вселенной, в ее трудовой порядок» [45]. Учитывая, что у нашего молодого государства все средства должны быть направлены на развитие народного хозяйства, и рачительно расходоваться, то, на наш взгляд, важным является, чтобы выпускники учебных заведений, получив определенную специальность, свою трудовую деятельность осуществляли по выбранной ими специальности.

      § 2.   Особенности профессионального самоопределения в старшем

     школьном  возрасте

     Общие мировоззренческие поиски заземляются  и конкретизируются в жизненных  планах. Жизненный план - понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.

     Самым важным, неотложным и трудным делом  становится для старшеклассника  выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его [24].

     Он  хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.

     В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности [25].

     Старшеклассники существенно отличаются друг от друга  не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [53]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Э.Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления [54].

     Как уже говорилось, профессиональное самоопределение  начинается в детстве, а заканчивается  в ранней юности. Экспериментальное  изучение значимости мотивов учебной  деятельности и профессионального  выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии - мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию [42].

Информация о работе Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников