Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 05:22, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности и новизны, целью исследования является: выяснить роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Объектом нашего исследования является мотивационная сфера старшеклассника.

Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

Работа содержит 1 файл

готовая дипломка моя.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     Старшеклассники существенно отличаются друг от друга  не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

     Вывод: Таким образом, профессиональное самоопределение – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Основными факторами, определяющими профессиональное самоопределение старшеклассников, являются: мотивы, интересы, способности и склонности. Выбор профессии начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА III. Экспериментальное исследование роли учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников

     п. 3.1     Организация  и методика исследования

     Выбор профессии начинается с профессионального самоопределения. На данном этапе старшеклассники должны вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющихся у них психологических и психофизиологических ресурсов. Для этого учащимся старших классов также необходимо отчетливо осознавать роль учебных мотивов в их профессиональном самоопределении. В связи с чем, нам предстоит этот аспект профессионального самоопределения старшеклассников экспериментально исследовать. Следовательно, целью исследования является: выяснение роли учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников.

     Отсюда, объект исследования является мотивационная сфера старшеклассника.

     Предмет исследования: учебные мотивы в профессиональном самоопределении.

    Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что избираемая старшеклассниками профессия связана с их интересами к определенным школьным предметам, а также интересы к определенным школьным предметам опосредствуются связью склонностей и мотивов с интеллектом и типом темперамента.

     Согласно  гипотезе, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать учебную мотивацию старшеклассников.
  2. Проследить взаимосвязь учебных  мотивов с особенностями профессионального самоопределения.
  3. Проанализировать взаимосвязь, выполнив количественный и качественный подсчеты.
  1. Доказать справедливость выдвинутой гипотезы.
  1. Разработать рекомендации для педагогов, родителей, психологов по оказанию поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении.

     Таким образом, базой исследования является МОУ ТСШ № 11. В эксперименте приняли участие учащиеся 9-11-х классов в количестве 108 человек, в возрасте 14-17 лет. Исследование профессионального самоопределения проводилось в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года.

     Определение роли учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников проводим с помощью следующих  методик: 16- факторный опросник Кеттелла; методика «Формула темперамента»;  личностный опросник Рейнвальд Л.И. «ОТКЛЭ»; дифференциально- диагностический опросник «Я предпочту» (Климов Е.А.); «Мотивы выбора профессии»; «Анкета интересов» (А.Е.Голомшток); «Коммуникативных и организаторские склонности» (Синявский В.В., Федоришин Б.А.); Методика «Почему ты учишься?» (Т.Шварц). Методики исследования прилагаются (Приложение № 1).

     Дифференциально - диагностический опросник Климова Е.А. «Я предпочту» помогает выявить интересы старшеклассников  к 5 областям деятельности, рассматриваемых в данном опроснике. Таким как: «природа», «техника», «человек», «знаковая система», «художественный образ».

     В ходе проведения методики необходимо было ответить на 20 предложенных пар  вопросов, при этом выбирая один из вариантов пары, наиболее подходящий и отвечающий интересам испытуемого. Каждый вариант из 20 пар отвечает одной из пяти выделенных областей.

     В процессе проведения методики возникала  необходимость в повторении зачитанного  вопроса. Также параллельно задавались уточняющие вопросы. Так, Ольга Ч. Задала вопрос, связанный с тем, что она не может выбрать из двух предлагаемых вариантов профессиональных предпочтений, т.к. ни один не нравится. В связи с этим, мы зачитывали снова инструкцию, чтобы школьники осознали факт необходимости выбора из двух имеющихся утверждений. Методика проводилась в групповой форме.

     «Мотивы выбора профессии». Данная методика позволяет выявить преобладающий вид мотивации в выборе профессии.

     Учащимся  необходимо было указать на бланке для ответа интересующую их профессию, а также ответить на 20 утверждений. Данные утверждения помогают охарактеризовать предполагаемую профессию и оценить, в какой мере каждое из утверждений повлияло на выбор данной профессии. В ходе проведения методики Виталия С. Заинтересовало, нужно указывать только одну профессию, или, если не может выбрать из двух, то можно указать обе. На соответствующий вопрос мы ответили, что для получения объективных результатов необходимо выбрать из двух вариантов наиболее предпочтительную профессию. Шкала оценок позволяет выделить 4 группы мотивов (внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы), а также их степень влияния на выбор профессии. А указание конкретной профессии дает дополнительные данные об интересах каждого конкретного старшеклассника.

     Методика  была проведена в групповой форме, соответствуя классам обучения. В  ходе проведения методики не задавались дополнительные вопросы, и инструкция была понятна испытуемым с первого раза.

     Методика  «Анкета интересов» позволяет выявить доминирующий интерес к одной или нескольким из 15 областей, рассмотренным в данной методике. Таких как: интерес к математике; к химии; к биологии; к геологии и географии; к технике; к электронике; к литературе и журналистике; к юриспруденции; к истории; к педагогике; к медицине; к сфере обслуживания; к спорту и военному делу; к искусству, музыке и театру; к искусству и живописи.

     Испытуемым  необходимо было ответить на 120 вопросов, оценив и дав ответ в зависимости от степени интереса к тому или иному делу: нравится (2 балла), не нравится (0 баллов), сомневаетесь (1 балл). На каждое из 15 направлений отводится по 8 вопросов. Так, Татьяна Д., проявив большую заинтересованность к методике, попросила пересесть за первую парту, чтобы лучше слышать вопросы, задаваемые экспериментатором.

     Интерпретация результатов позволяет также  предложить перечень профессий, соответствующих  выбранной области.

     Методика  была проведена в групповой форме, соответствуя классам обучения. В ходе проведения методики не задавались дополнительные вопросы. Испытуемые с методикой успешно справились.

     Методика  «Почему ты учишься?» (Шварц) позволяет выявить мотивы обучения в школе и мотивы выбора будущей профессии. В данной методике испытуемым предлагалось выбрать из 15 предложенных вариантов только три, отвечающие непосредственно каждому, почему же он учится. В ходе проведения методики, в класс вошла завуч, и на некоторое время пришлось прервать зачитывание вопросов. После ухода завуча, испытуемые попросили, прежде, чем продолжить зачитывать следующие вопросы, повторить предыдущий, на котором и остановились.

     В данной методике выделяется 3 группы мотивов: внутренние индивидуальные, социально  значимые и внешние. Методика была проведена в групповой форме, соответствуя классам обучения. В ходе проведения методики дополнительных вопросов у испытуемых не возникало, инструкция  правильно уяснена испытуемыми.

     Результаты  по четырем методикам «ДДО», «МВП», «Анкете интересов» и методике «Почему ты учишься?» зафиксированы в протоколе № 2 (Приложение № 2).

     16- факторный опросник  Кеттелла, направлен на определение и изучение индивидуальных свойств учащихся. А именно: интеллектуальных особенностей - уровня интеллекта, практичности либо развитого воображения, консерватизма или радикализма. Эмоционально - волевых особенностей: эмоциональной устойчивости или неустойчивости, подверженности чувствам либо высокой нормативности поведения, подчиненности – доминантности, жестокости либо чувствительности. Также данный опросник выявляет, насколько ученик уверен в себе либо тревожен, низкий у него самоконтроль либо высокий, расслаблен он или, наоборот, напряжен. Также выявляем коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия, такие как: замкнутость, либо общительность; робость - смелость; сдержанность - экспрессивность; конформизм - нонконформизм; прямолинейность - дипломатичность; доверчивость или подозрительность. Также выявляем адекватность самооценки.

     Данную  методику проводим в групповой форме. Испытуемым  предлагается ответить на 105 вопросов. Из трех предложенных в каждом вопросе вариантов ответа необходимо было выбрать один единственный. Основными требованиями к данной методике являлось: отвечать искренне и не тратить на это много времени. Первый ответ, который пришел на ум -  самый верный.

     В процессе проведения методики возникала  необходимость в повторении зачитанного  вопроса. Также параллельно задавались уточняющие вопросы по соблюдению правил заполнения бланков ответов. Так, например, Валя Г. Спросила: «Выбирать можно один только вариант или два?» С методикой все испытуемые успешно справились. Ответы учащихся фиксируем в протокол № 1 (Приложение № 2).

     Методика  «Формула темперамента» позволяет выявить преобладающий тип темперамента, и построить в целом формулу темперамента личности. В данной методике рассматривается классическая схема типов темперамента, состоящая из четырех видов: холерик (Х), сангвиник (С), флегматик (Ф) и меланхолик (М). Испытуемым предлагалось рассмотреть 4 блока утверждений, соответствующих типам темперамента, в каждом из которых отводилось по 20 утверждений. Из них необходимо было отметить и выделить наиболее подходящие конкретной личности качества и наиболее типичное поведение.

     Методика  была проведена в групповой форме, соответствуя классам обучения. В ходе проведения методики дополнительных вопросов у испытуемых не возникало, инструкция была правильно уяснена отвечающими. Однако, после сбора бланков с ответами Анна А. задала вопрос «Можно ли проверить сейчас результаты и дать ответ?». На что был дан ответ, что, результаты методики подвергаются трудоемкой обработке. Объективный ответ не может быть получен, подсчетом результатов на ходу.

     Личностный опросник Рейнвальд Л.И. «ОТКЛЭ» позволяет выявить индивидуальные особенности личности, а также помочь самим испытуемым разобраться в себе и наметить пути самовоспитания. В данном опроснике выделяются 5 шкал, соответствующие следующим личностным качествам: организованности (О), трудолюбию (Т), коллективизму (К), любознательности (Л) и эстетическому вкусу (Э). Испытуемым было предложено ответить на 115 вопросов, соответствующих этим пяти шкалам. Из трех вариантов ответа (да, нет, не знаю), необходимо было выбрать один, который соответствовал бы собственному поведению в каждой конкретной ситуации. Опросник содержит в себе контрольную шкалу лжи, о чем соответственно были предупреждены испытуемые, чтобы результаты были максимально правдивыми. Так, например, Катя Ф. спросила: «Вы будете каждый ответ на вопрос смотреть  и оценивать отдельно?». На что был дан ответ, что в данной методике нас интересует суммарный балл. Опрос проводим в групповой форме. С опросником все учащиеся успешно справились.

     «Коммуникативно- организаторские склонности» (Синявского В.В., Федоришина Б.А.). Данная методика позволяет выявить уровень коммуникативных и организаторских склонностей у каждого конкретного испытуемого.Испытуемым предлагалось ответить на 40 вопросов, учитывая при этом собственное мнение и ставя либо «+», если согласен с высказыванием, либо «-», если не согласен. Уровень коммуникативных и организаторских склонностей в этой методике оценивается по пятибалльной шкале, при этом для одних и для других шкала своя. Данная методика проводилась в групповой форме по классам. В процессе проведения методики возникала необходимость в повторении зачитанного вопроса. Так, Инесса З. в связи с заменой стержня в ручке отвлеклась и попросила повторить вопрос № 12, на который она не успела ответить. С методикой все испытуемые успешно справились. 
 

Информация о работе Роль учебных мотивов в профессиональном самоопределении старшеклассников