Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать специфику и характерные черты психологии профессионального общения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты психологии профессионального общения.
Провести экспериментальное исследование профессионального общения.
Дать рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологии профессионального общения 7
1.1. Психология профессионального межличностного общения 7
1.2. Профессиональный авторитет специалиста и его утверждение в трудовом коллективе 11
Глава 2. Экспериментальная часть 37
2.1. Основные методики исследования профессионального общения 37
2.2. Проведение экспериментальной работы, основные результаты 49
Глава 3. Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65

Работа содержит 1 файл

Дип. Псих.профессион.мышл.АГУ.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

    К таким же выводам пришел и профессор  Бердвисел, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному — отношение к партнеру по общению.

    Невербальное  поведение человека неразрывно связано  с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

 

Заключение

    Из  всего  вышеизложенного можно  выделить самое главное, что  общение  является  одним из основных   видов деятельности людей.

    Общение органическая потребность и важнейший  фактор жизнедеятельности личности и общности, неотъемлемое условие  и предпосылка любой человеческой деятельности.

      Общение – это источник  формирования  как социальных так и межличностных отношений. В свою очередь межличностные отношения оказывают влияние  на само общение.

    Общение  не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и  субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

    Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

    Глубинной основой  и условием  эффективности  общения является  взаимное понимание  людьми друг друга. Вмести с  тем  последнее может рассматриваться  в качестве  как цели, так и  ценности общения.

    Любому  работнику компании в процессе производственной деятельности приходится контактировать с людьми. Для менеджера это   справедливо в особой степени, потому что его миссия – помочь заказчику создать программу,   удовлетворяющую запросам потребителя, а не просто установить коробочный продукт на компьютере клиента

    В наше время стиль общения должен отличаться партнерским подходом, а  не иерархическим или авторитарным. Он должен быть нацелен на достижение консенсуса, должен быть коммуникативным.

    Другими словами, в ходе общения надо избегать распоряжений, обвинений, пускаться  в бесконечные дебаты. В ходе беседы сотрудник должен показать свой профессионализм, знание дела, умение находить приемлемые решения. Решающее значение для сотрудника имеет беседа, его умение вести беседу. Следовательно, он должен уметь говорить! Его специальными знаниями определяется, ЧТО  он должен сказать. Но решающее значение имеет то, КАК беседа ведется.   При проведении беседы у сотрудника должна быть полная ясность: 

  • о партнерах коммуникации;  
  • о цели беседы;
  • о внешних влияющих факторах во время беседы (об окружении).

    Одним из непременных условий эффективности  профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

    Профессиональная  готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.

    Вместе  с тем профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.

    Ядро  профессиональной готовности специалиста  составляют профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство.

    Особую  роль в профессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие.

    Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении правильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности — важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а профессионально-речевая культура специалиста — показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалистов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления.

    Коммуникативная готовность специалиста предполагает развитие у него эмпатийности, доброжелательности, общительности, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разрешать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудников, коллег по работе.

    Важным  условием успешности деятельности специалиста  выступают его готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне реализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многом зависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех, от готовности к успеху.

    В современной психологии есть немало разработок, посвященных проблеме успеха (см. список рекомендованной литературы). Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности.

    Формула успеха может быть представлена следующим  образом:

    

    Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности.

    В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для достижения жизненного успеха, В. Крофорд, опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге «Беседы и суждения», выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определения того, чего человеку не хватает для достижения успеха в делах. Очевидно, что для достижения успеха современному специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необходим также соответствующий уровень и профессионального мастерства.

    В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические  предпосылки достижения успеха:

    нужно мыслить категориями успеха;

    приобрести  уверенность в себе;

    активизировать  сильную мотивацию достижения;

    твердо  знать то, чего хотите добиться;

    иметь ясный план действий, позитивную настроенность  на

    дело, уверенность в успехе;

    важно каждое препятствие превращать в  трамплин для продвижения к цели;

    необходимо  видеть удачи, частные успехи и испытывать при

    этом  ощущения радости и счастья.

    Особую  роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация  достижения успеха. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстерналами).

    Любая деятельность имеет стрессовый, а  некоторые (воинская, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летательных аппаратов и др.) — особо стрессовый характер. При подготовке современного специалиста крайне необходимо формировать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствующие психологические защиты.

    Практика  показывает, что специалист может  и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать  в затрудненных условиях, при воздействии  на него стрессовых, экстремальных  обстоятельств профессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности специалиста является психологическая готовность, которая характеризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специалиста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уровнем надежности его психики.

 

Список  использованной литературы

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. – М., 1998
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988
  4. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1998
  5. Бадалев А.А. Психология межличностного общения. – Рязань, 1994
  6. Бодалев А.А. Психология общения. – Воронеж, 1996
  7. Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989
  8. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1987
  9. Зейгарник В.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 2001
  10. Знаков В.В. Методические указания по практическое психологии. – М., 1999
  11. Кан-Калик В.А. О педагогическом общении. – М., 1987
  12. Кон И.С. Проблемы общения. – М., 1997
  13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986
  14. Леонтьев А.А. Психология общения. – СПб., 2000
  15. Леонтьев А.А. Лекция как общение. – М., 1994
  16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996
  17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1992 
  18. Немов  Р.С.  Психология. Кн.1. – М., 2002
  19. Немов Р.С. Путь к коллективу. – М., 1988
  20. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. – М., 1997
  21. Панферов В.Н. Психология общения. – М., 1992
  22. Парыгин Б.Д. Анатомия  общения. –  СПб., 1999
  23. Парыгин Б.Д.  Социальная психология. – СПб., 2002
  24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000
  25. Победа на переговорах. Под ред. Б.А. Саркисян. – СПб., 1998
  26. Психология и этика делового общения. Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2002
  28. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2003
  29. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. – М., 1990
  30. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1983
  31. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности. Проблема общения в психологии. – М., 1991

Информация о работе Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе