Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать специфику и характерные черты психологии профессионального общения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты психологии профессионального общения.
Провести экспериментальное исследование профессионального общения.
Дать рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологии профессионального общения 7
1.1. Психология профессионального межличностного общения 7
1.2. Профессиональный авторитет специалиста и его утверждение в трудовом коллективе 11
Глава 2. Экспериментальная часть 37
2.1. Основные методики исследования профессионального общения 37
2.2. Проведение экспериментальной работы, основные результаты 49
Глава 3. Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65

Работа содержит 1 файл

Дип. Псих.профессион.мышл.АГУ.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

    Итак, для решения конфликтной ситуации в организации необходимо.

      Конфликты могут иметь рациональную и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:

    • целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
    • изменения установок и ценностных ориентации соперников.

    Эти виды управления конфликтом реализуются  в различных способах, к основным из которых относятся организационные, социокультурные и социально-психологические.

    Организационные способы управления конфликтом характеризуются прежде всего целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий — ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта (например, с переходом к сотрудничеству). Важным моментом при выборе конкретного организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта (рациональный или эмоциональный) и его причин13.

    1. Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд достаточно автономных образований с различными, но пересекающимися целями. Этот способ направлен на снижение сплоченности одной из сторон конфликта. При успешном формировании подгрупп члены каждой из них будут идентифицировать себя только со своей подгруппой, осознавать себя членами ингруппы, отделенными от других подгрупп. В конечной итоге это приведет к ослаблению целеустремленности в конфликтных взаимодействиях и сокращению степени участия членов подгрупп в конфликте. Такой способ управления конфликтом часто применяется для уменьшения интенсивности конфликта между администрацией и подчиненными.

    2. Введение независимых контролирующих элементов, когда создаются комиссии по разрешению спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы, которые призваны осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению. В зависимости от характеристик конфликтной ситуации (характера причин, остроты или длительности) такое управление может преследовать цели:

    • затягивания времени для прохождения критической точки конфликта, после чего возможно более эффективное воздействие на соперников;
    • поиск компромисса на основе переговоров членов независимой группы со всеми участниками конфликта.

    3. Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений. Отсутствие лидера, организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к нарушению координации действий в отношении соперника. При этом у рядовых членов группы появляется желание исключить возникающую неопределенность в собственных действиях путем или выхода из конфликтной ситуации, или поиска нового лидера, способного отстаивать интересы группы. Это явление может стать основой эффективного управленческого воздействия на поведение членов организации.

    4. Ротация — перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ по сути состоит в замене наиболее активных членов конфликтующих групп. Здесь важно учитывать пространственный принцип перемещения, т.е. зачастую достаточно разделить членов конфликтующих сторон по территориальному признаку, чтобы снизить интенсивность конфликтных взаимодействий или вообще погасить конфликт.

    5. Изменение содержания труда. При использовании данного способа происходит переключение интересов с конфликта на выполнение работы, достижение целей при выполнении заданий.

    1. Стресс и профессиональная адаптация специалиста

    Природа стресса. Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс.

    Небольшие стрессы — это довольно обычное  и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает большие проблемы для каждого человека и, соответственно, организаций. В связи с этим важно научиться различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой стресс, который характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 1). Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье.

Рис. 1. Модель стрессовой реакции

    Причины стресса. Основной причиной стрессов являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставлять работу14.

    Если  личность находится в состоянии  крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации; реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

    Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса (рис. 2).

Рис. 2. Типичные симптомы стресса

    По  мере того как менеджеры учатся справляться  со своей собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая вероятность возникновения стрессовых ситуаций в коллективе. Конечно, разные люди по-разному будут реагировать на каждую ситуацию, поэтому менеджеры должны пытаться так спроектировать свое рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему самому, так и всей организации.

    Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс.

    Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь.

    Конфликт  ролей возникает тогда, когда  работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают такие ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения15.

    Фактор  неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие.

    Неинтересная  работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

    В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы —  из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного  шума и т.п.

    Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс.

    Чтобы управлять другими в менеджменте  туристической отрасли и достигать  при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, необходимо:

    • оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы;
    • разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, надо объяснить им, почему она имеет такое важное значение, и установить приоритеты в их работе;
    • четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
    • использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
    • обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
    • выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

    Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно — рационалисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влияние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, которым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокойной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, полной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.

    Снизить степень негативного воздействия  стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого прежде всего необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессовых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психологическую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека. И физически, и психологически люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, на стрессовые воздействия. Считается, что первопричиной стрессовых симптомов являются определенные черты характера и взгляды человека на жизнь. В этом смысле различают два типа людей: А и Б. Наиболее типичные, характерные черты, свойственные этим типам, представлены в таблице16.

      Характерные черты  личности

                     Тип А                                       Тип В

Агрессивные и «заводные»        — Неагрессивные

— Быстроговорящие  и нетерпе-        — Не ощущающие бега вре-

    ливо слушающие                         мени

— Много и  резко двигающиеся         — Не склонные к соревнова-

— Имеющие искаженное чув-              нию

    ство бега времени                    — Расслабленные и неспеш-

— Нетерпеливые                         ные

— Ориентированные  на успех         — Спокойные

— Остроконкурентные

    Примечание. Существуют специальные методики по выявлению типов поведения людей в стрессовых, экстремальных обстоятельствах.

    Люди  со стереотипом поведения А более подвержены ишемической болезни сердца и другим связанным со стрессом заболеваниям. У них сильнее сердечно-сосудистая реакция на стресс, быстрее увеличивается кровяное давление, выше уровень холестерина, быстрее развивается атеросклероз, чем у людей типа В. Люди типа А страдают от гораздо большего числа стрессов и болеют намного чаще, чем люди типа В. Им труднее сдерживать гнев — эмоцию, наиболее сильно и негативно влияющую на состояние здоровья и поведение человека.

Информация о работе Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе