Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать специфику и характерные черты психологии профессионального общения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты психологии профессионального общения.
Провести экспериментальное исследование профессионального общения.
Дать рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологии профессионального общения 7
1.1. Психология профессионального межличностного общения 7
1.2. Профессиональный авторитет специалиста и его утверждение в трудовом коллективе 11
Глава 2. Экспериментальная часть 37
2.1. Основные методики исследования профессионального общения 37
2.2. Проведение экспериментальной работы, основные результаты 49
Глава 3. Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65

Работа содержит 1 файл

Дип. Псих.профессион.мышл.АГУ.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

1.2. Профессиональный  авторитет специалиста  и его утверждение  в трудовом коллективе

    Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении — это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и в мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произвольно и целенаправленно проявляет себя, свое «Я», свою индивидуальность и утверждает себя как личность.

    Самоутверждение — атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание, способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям.

    Через самоутверждение личность осознанно  проявляет себя, свой потенциал. В. Н. Мясищев отмечал, что наиболее полно  личность раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво7. И поэтому чем более целеустремленно и полно молодой специалист будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется. С другой стороны, чем энергичнее борется специалист за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости.

    Вот почему при подготовке специалистов важно формировать у них позитивно-ценностное отношение к своей профессии, специальности, готовность и стремление наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Если же иметь в виду становление личности современного специалиста в целом, то этот процесс также непосредственно связан с проблемой самоутверждения личности. Чем более общественно значимы и многообразны сферы приложения человеком своих сил, тем богаче личность, больше возможностей для ее дальнейшего совершенствования. С.Л. Рубинштейн считал, что главное в воспитании «как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается»8. Это в полной мере относится и к профессиональному становлению и самоутверждению личности современного молодого специалиста.

    Стремление  личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению — одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования.

    Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой — индивидуальными личностными особенностями человека.

    Сущность  самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности.

    Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности. Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.

    Основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: профессионалъно-деятельностная, социально-ролевая и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).

    В самоутверждении личности, а это  в полной мере относится и к  профессиональному самоутверждению молодого специалиста, выделяются три этапа: подготовительный, основной (исполнительный) и заключительный.

    Основным  содержанием подготовительного этапа является самоопределение личности: осознание ею потребности в самоутверждении и реализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей.

    Исполнительный  этап — это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.

    На  заключительном этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своего самоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепенно переходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.

    Все этапы взаимосвязаны. В то же время  они и относительно самостоятельны.

    Самоопределение — важные и грань, и сторона, и этап в самоутверждении личности, во многом определяющие его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Так, например, самоопределение личности специалиста может оказаться правильным или неправильным, разносторонним, полным или неполным, односторонним, оно может быть коллективистическим или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.п. Все это и определяет соответствующее самоутверждение личности и ее успешность.

    Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

    1) кто стоит, находится выше, а  кто ниже него в системе  должностных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых, статусных ролевых позиций, а кто находится на его уровне;

    2) кто находится впереди, позади, а кто на его уровне в  достижении производственных, научных, учебных, спортивных и других результатов и в получении соответствующих благ;

    3) кто находится ближе, а кто дальше поддержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, позиций, мнений и т. п.

    Определившись в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое утверждение, в том числе и профессиональное.

    Наряду с этим на особенности самоутверждения личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой по этим же параметрам возможностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и сзади, ближе и дальше.

    Очевидно, что все эти оценки у человека могут оказаться в разной степени достоверными, правильными, а поэтому его самоутверждающееся поведение может быть в разной степени соответствующим возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.

    Многие  исследователи не без основания рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия личности прежде всего с непосредственным окружением и считают, что особенно отчетливо оно проявляется у подростков и юношей. Объясняется это периодом активного становления личности, включения ее в трудовые, политические и другие общественно значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти место в жизни9. Причем самоутверждающееся поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на здоровой нравственной основе, что в значительной степени обусловлено недостаточным развитием, сформированностью личности, ее сознания.

    В.А. Сухомлинский отмечал, что «бравирование  подростков непослушанием, хитроумные поиски путей заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины — весь этот букет духа «сопротивления» есть не что иное, как отсутствие крепкого фундамента процесса самоутверждения — богатой идейной жизни10.

    В отечественной психологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальных социальных потребностей тем самым как важное условие и фактор развития личности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей.

    Выделяют  четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

    1) в достижении определенных результатов  в деятельности и утверждении  на этой основе своей соответствующей  общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;

    2) общении, выполнении определенных  социальных, социально-психологических ролей в контактной социальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезный ему;

    3) потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность в аффилиации;

    4) познании своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретении  или усилении чувства уверенности в себе.

    Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения и определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности личности в самоутверждении выступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждающего поведения11.

    Среди личностных детерминант самоутверждения  ведущую роль играют система ценностей  личности и обусловленные ею притязания, выступающие относительно самостоятельным регулятором поведения личности.

    Термин  «уровень притязаний» (УП) был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления такого понятия послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дем-бо. (Упомянутые опыты были проведены в конце 20-х годов и обобщены автором в публикации «Гнев как динамическая проблема», 1931.) В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто не решаемые задачи, обнаружилось, что, если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т. Дембо и назвала уровнем притязаний данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи.

    К. Левин использовал термин «притязания» применительно к жизненным целям  субъекта. Таким образом, притязания получают широкую трактовку целей субъекта, а их уровень — значение показателя трудности намечаемых индивидом целей.

    Содержание  притязаний личности определяется системой ее профессиональных, нравственных, эстетических, правовых, политических и других ценностей, а уровень и характер — самооценкой личности.

    Притязания  личности определяют направленность ее самоутверждающегося поведения, т.е. предметные области профессиональной, социальной, личной жизни и деятельности, в которых человек определенным образом проявляет и утверждает себя.

    Уровень и характер притязаний существенно влияют на постановку определенной высоты, уровня целей самоутверждения и на избрание временных параметров, путей, средств и способов их достижения.

    Притязания  личности могут в разной степени  соответствовать ее возможностям: быть адекватными, завышенными или заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия ее с непосредственным социальным окружением. Притязания личности влияют на ее отношение к деятельности, ролевым функциям, другим людям, а также на особенности восприятия окружающими данной личности.

    В поведении людей с завышенными притязаниями проявляется самоуверенность, а порой и самонадеянность, неуживчивость с теми, кто с ними расходится в оценках, суждениях, мнениях. Они чаще директивны в отношениях к своим товарищам, особенно если занимают руководящие должности. Их трудно переубедить, нередко их переубеждает свой собственный опыт, да и то не сразу. Они недостаточно самокритичны, тогда как в оценке других проявляют категоричность, хотя и не всегда достаточно обоснованную. В деятельности обычно ориентируются на свою точку зрения и полученные практические результаты, абсолютизируя их. При неуспешности самоутверждения обычно ищут причины в социальном окружении, в других людях, в стечении обстоятельств и т.п., но только не в себе, своих действиях и поведении.

    Для человека с заниженными притязаниями характерна неуверенность в своих силах, возможностях, а порой застенчивость в общении с другими и даже элементы замкнутости. В деятельности они чаще ориентированы на мнение окружающих и старших. В решении задач, выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность. Мнение свое, позицию активно показывать не стремятся. По отношению к товарищам в коллективе внимательны, тактичны, заботливы, но легкоранимы, нередко мнительны. В неуспешности своего утверждения в коллективе, как правило, считают повинными самих себя.

Информация о работе Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе