Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать специфику и характерные черты психологии профессионального общения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты психологии профессионального общения.
Провести экспериментальное исследование профессионального общения.
Дать рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологии профессионального общения 7
1.1. Психология профессионального межличностного общения 7
1.2. Профессиональный авторитет специалиста и его утверждение в трудовом коллективе 11
Глава 2. Экспериментальная часть 37
2.1. Основные методики исследования профессионального общения 37
2.2. Проведение экспериментальной работы, основные результаты 49
Глава 3. Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65

Работа содержит 1 файл

Дип. Псих.профессион.мышл.АГУ.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, экспериментальная работа также была проведена и с группой из 22 человек (экспериментальная группа). Им был предложен опросник «Степень общения», как и испытуемым малой группы, но кроме него были заданы анкетные вопросы:

    1. Лучшими партнерами в группе  я считаю тех, кто:

    А — знает больше, чем я;

    Б — все вопросы стремится решать сообща;

    В — не отвлекает внимание руководителя.

    2. Я рад, когда мои коллеги:

    А — знают больше, чем я, и могут  мне помочь;

    Б — умеют самостоятельно, не мешая  другим, добиваться успехов;

    В — помогают другим, когда представится случай.

    3. Больше всего мне нравится, когда  в группе:

    А — некому помогать;

    Б — не мешают при выполнении задачи;

    В — остальные слабее подготовлены, чем я.

    4. Мне нравятся коллективы, в которых:

    А — каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

    Б — каждый занят своим делом  и не мешает другим;

    В — каждый человек может использовать других для решения своих задач.

    5. Больше всего удовлетворение  в жизни дает:

    А — возможность работы, когда тебе никто не мешает;

    Б — возможность получения новой информации от других людей;

    В — возможность сделать полезное другим людям.

    6. Если перед группой стоит какая-то  проблема, то я:

    А — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

    Б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

    В — стремлюсь внести свой вклад  в общее решение проблемы.

    7. Больше всего я ценю:

    А — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

    Б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

    В — успех, достигнутый ценой собственных  усилий.

    Также необходимо указать на то, что, исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы.

    Социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса: формальные и содержательные. К формальным можно отнести число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы. К содержательным — межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство. Формальные особенности группы характеризуют ее параметры, не затрагивающие непосредственно психологию людей. Наряду с содержательными они оказывают влияние на успешность групповой работы.

    До  проведения эксперимента было установлено, что личностные качества значительно  влияют на проявления индивидуальности человека внутри коллективной деятельности. Для выяснения личностных качеств к работникам был применен личностный опросник.

    Инструкция  испытуемому: «На последующих страницах  имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ "Да", в противном случае — ответ "Нет". Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

    Успешность  исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной вам работы!»

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. Я быстро теряю самообладание, но и также быстро беру себя в руки.
  5. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  6. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  7. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  8. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  9. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  10. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  11. Я легко смущаюсь.
  12. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  13. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  14. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  15. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  16. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  17. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  18. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  19. Обычно я решителен и действую быстро.
  20. Я не всегда говорю правду.
  21. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  22. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  23. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  24. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  25. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.

    За  каждый ответ, который совпадает  с номером в ключе, вы получаете  один балл.

    Ключ

    Шкала I — невротичность:

    «Да»: 4, 5, 12, 15, 22.

    «Нет»: –.

    Шкала II — спонтанная агрессивность:

    «Да»: –.

    «Нет»: 24.

    Шкала III — депрессивность:

    «Да»: 16, 24.

    «Нет»: –

    Шкала IV — раздражительность:

    «Да»: 6, 10.

    «Нет»: —

    Шкала V — общительность:

    «Да»: 2, 19.

    «Нет»: 3, 8, 23.

    Шкала VI — уравновешенность:

    «Да»: 14, 21.

    «Нет»: –

    Шкала VII — реактивная агрессивность:

    «Да»: 13, 17, 18.

    «Нет»: –

    Шкала VIII — застенчивость:

    «Да»: 9, 11, 20.

    «Нет»: –

    Шкала IX — открытость:

    «Да»: 7, 25.

    «Нет»: –

    Шкала X — экстраверсия-интроверсия:

    «Да»: 2.

    «Нет»: 20.

    Шкала XI — эмоциональная лабильность:

    «Да»: 24, 25.

    «Нет»: –

    Шкала XII — маскулинизм-феминизм:

    «Да»: 18.

    «Нет»: 16, 20. 
 
 

Методика  ОСТ (личностный опросник)

    С помощью методики можно оценить  энергичность, пластичность и эмоциональность. Эти свойства темперамента по-разному  проявляются в деятельности человека и во взаимоотношениях с окружающими, поэтому отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из его свойств.

       Итак, вы должны ответить на  следующие ниже вопросы, причём  ответить «да» или «нет». Нейтральные  вопросы не допускаются.

  1. Подвижный ли ты человек?
  2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?
  3. Предпочитаешь ли ты уединение большой компании?
  4. Испытываешь ли ты постоянное желание чем- либо заниматься, что-либо делать?
  5. Медленно ли ты говоришь?
  6. Ранимый ли ты человек?
  7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?
  8. Всегда ли тебе хочется в свободное время чем-то заниматься?
  9. Часто ли ты в разговорах с людьми говоришь не подумав?
  10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишён возможности разговаривать с людьми?
  12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?
  13. Нравится ли тебе быстро бегать?
  14. Сильно ли ты переживаешь плохие оценки, замечания учителей и родителей?
  15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания и сосредоточенности?
  16. Трудно ли тебе быстро говорить?
  17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует  домашнее задание или какую-нибудь работу?
  18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время работы?
  19. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты действий?
  20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?
  21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?
  22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
  23. Бывает ли так, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
  24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь собеседника?
  25. Легко ли тебе одновременно делать несколько дел?

    Ниже  для каждого свойства темперамента указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный вами, совпадает с ключевым, то по этому свойству темперамента вы получаете один балл. Степень развития каждого свойства темперамента принимается по числу полученных баллов.

      Энергичность в работе

    «да»  в ответах на вопросы: 4, 8, 15, 22

    «нет» в ответах на вопросы: 24,25

    Энергичность  в общение с людьми

    «да»  в ответах на вопросы: 11

    «нет» в ответах на вопросы: 3

    Пластичность  в работе

    «да»  в ответах на вопросы: 20, 25

    «нет» в ответах на вопросы: 14

    Пластичность  в общение с людьми

    «да»  в ответах на вопросы: 2, 9, 18

    «нет  в ответах на вопросы: 11, 21

    Эмоциональность в работе:

    «да»  в ответах на вопросы: 14, 17

    Эмоциональность в общении с людьми:

    «да»  в ответах на вопросы 6, 7, 21

    Считается, что свойство темперамента сильно развито, если вы по нему получили 9 и более баллов, слабо развито, если получено 4 и менее баллов. При числе баллов от  5 до 8 свойство темперамента считается среднеразвитым.

    Межличностное восприятие в группе внутри организации зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе.

2.2. Проведение экспериментальной  работы, основные  результаты

    При обработке результатов было выяснено, что 6 человек из 8 (малая группа) предпочитают не только проводить досуг в одиночестве, но и работать, ни от кого не завися, не находясь ни у кого под контролем  и не спрашивая ни у кого совета. 2 оказались более общительными, но слабохарактерными, так что их решение зависело от большинства в группе, но активно они настаивали на том, чтобы интересно проводить свободное время в большой компании знакомых и друзей.

Информация о работе Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе