Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:27, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать специфику и характерные черты психологии профессионального общения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты психологии профессионального общения.
Провести экспериментальное исследование профессионального общения.
Дать рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологии профессионального общения 7
1.1. Психология профессионального межличностного общения 7
1.2. Профессиональный авторитет специалиста и его утверждение в трудовом коллективе 11
Глава 2. Экспериментальная часть 37
2.1. Основные методики исследования профессионального общения 37
2.2. Проведение экспериментальной работы, основные результаты 49
Глава 3. Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе 53
Заключение 59
Список использованной литературы 65
Кроме того, экспериментальная работа также была проведена и с группой из 22 человек (экспериментальная группа). Им был предложен опросник «Степень общения», как и испытуемым малой группы, но кроме него были заданы анкетные вопросы:
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
А — знает больше, чем я;
Б — все вопросы стремится решать сообща;
В — не отвлекает внимание руководителя.
2. Я рад, когда мои коллеги:
А — знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В — помогают другим, когда представится случай.
3. Больше всего мне нравится, когда в группе:
А — некому помогать;
Б — не мешают при выполнении задачи;
В — остальные слабее подготовлены, чем я.
4. Мне нравятся коллективы, в которых:
А — каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
Б — каждый занят своим делом и не мешает другим;
В — каждый человек может использовать других для решения своих задач.
5. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А — возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б — возможность получения новой информации от других людей;
В — возможность сделать полезное другим людям.
6.
Если перед группой стоит
А — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
Б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В — стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
7. Больше всего я ценю:
А — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
Б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;
В — успех, достигнутый ценой собственных усилий.
Также необходимо указать на то, что, исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы.
Социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса: формальные и содержательные. К формальным можно отнести число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы. К содержательным — межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство. Формальные особенности группы характеризуют ее параметры, не затрагивающие непосредственно психологию людей. Наряду с содержательными они оказывают влияние на успешность групповой работы.
До проведения эксперимента было установлено, что личностные качества значительно влияют на проявления индивидуальности человека внутри коллективной деятельности. Для выяснения личностных качеств к работникам был применен личностный опросник.
Инструкция испытуемому: «На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ "Да", в противном случае — ответ "Нет". Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной вам работы!»
За каждый ответ, который совпадает с номером в ключе, вы получаете один балл.
Ключ
Шкала I — невротичность:
«Да»: 4, 5, 12, 15, 22.
«Нет»: –.
Шкала II — спонтанная агрессивность:
«Да»: –.
«Нет»: 24.
Шкала III — депрессивность:
«Да»: 16, 24.
«Нет»: –
Шкала IV — раздражительность:
«Да»: 6, 10.
«Нет»: —
Шкала V — общительность:
«Да»: 2, 19.
«Нет»: 3, 8, 23.
Шкала VI — уравновешенность:
«Да»: 14, 21.
«Нет»: –
Шкала VII — реактивная агрессивность:
«Да»: 13, 17, 18.
«Нет»: –
Шкала VIII — застенчивость:
«Да»: 9, 11, 20.
«Нет»: –
Шкала IX — открытость:
«Да»: 7, 25.
«Нет»: –
Шкала X — экстраверсия-интроверсия:
«Да»: 2.
«Нет»: 20.
Шкала XI — эмоциональная лабильность:
«Да»: 24, 25.
«Нет»: –
Шкала XII — маскулинизм-феминизм:
«Да»: 18.
«Нет»:
16, 20.
Методика ОСТ (личностный опросник)
С помощью методики можно оценить энергичность, пластичность и эмоциональность. Эти свойства темперамента по-разному проявляются в деятельности человека и во взаимоотношениях с окружающими, поэтому отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из его свойств.
Итак, вы должны ответить на
следующие ниже вопросы,
Ниже для каждого свойства темперамента указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный вами, совпадает с ключевым, то по этому свойству темперамента вы получаете один балл. Степень развития каждого свойства темперамента принимается по числу полученных баллов.
Энергичность в работе
«да» в ответах на вопросы: 4, 8, 15, 22
«нет» в ответах на вопросы: 24,25
Энергичность в общение с людьми
«да» в ответах на вопросы: 11
«нет» в ответах на вопросы: 3
Пластичность в работе
«да» в ответах на вопросы: 20, 25
«нет» в ответах на вопросы: 14
Пластичность в общение с людьми
«да» в ответах на вопросы: 2, 9, 18
«нет в ответах на вопросы: 11, 21
Эмоциональность в работе:
«да» в ответах на вопросы: 14, 17
Эмоциональность в общении с людьми:
«да» в ответах на вопросы 6, 7, 21
Считается, что свойство темперамента сильно развито, если вы по нему получили 9 и более баллов, слабо развито, если получено 4 и менее баллов. При числе баллов от 5 до 8 свойство темперамента считается среднеразвитым.
Межличностное восприятие в группе внутри организации зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе.
При обработке результатов было выяснено, что 6 человек из 8 (малая группа) предпочитают не только проводить досуг в одиночестве, но и работать, ни от кого не завися, не находясь ни у кого под контролем и не спрашивая ни у кого совета. 2 оказались более общительными, но слабохарактерными, так что их решение зависело от большинства в группе, но активно они настаивали на том, чтобы интересно проводить свободное время в большой компании знакомых и друзей.
Информация о работе Рекомендации по развитию профессионального общения в трудовом коллективе