Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение возможности продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развитии воображения.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
2. Описать возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………
1.1. Особенности воображения как психического процесса………………..
1.2. Возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………..
2.1. Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников.
2.2. Продуктивная деятельность как условие развития воображения……..
2.3. Способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Работа содержит 1 файл

Анна.docx

— 95.56 Кб (Скачать)

В работе Н.Я. Михайленко отмечаются существенные сдвиги в развитии игры старших дошкольников после направленного  обучения их сюжетосложению. Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяло развитие игровой деятельности [9, с. 94].

Вторая линия анализа  игры связана с возможностями  интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Так, Л.С. Выготский подчеркивает, что игра преддошкольника неотрывна от предмета, начинается с него и предполагает его обязательное использование [2, с. 486].

В старшем дошкольном возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра – фантазирование [10, с. 195].

В сюжетно-ролевой игре развивается  воображения и творчество.

Плановость, согласованность  действий в длительных сюжетно-ролевых  играх сочетается с импровизацией. Для осуществления замысла в  сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые  помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой  воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Так в игре развиваются творческие способности.

В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения  ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка» [3, с. 261]. Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка.

Важнейшее условие успешного  руководства творческими играми, как отмечает А.К. Бондаренко, – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если взрослые относятся к игре серьезно, с искренним интересом, понимают замыслы детей, их переживания [1, с. 42].

Взрослый может вмешиваться  в игру, если это требуется для  того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным  уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Таким образом, игра – это одна из основных видов деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, мышление, воображение. Игра является неотъемлемой частью свободной деятельности детей, их свободного общения в процессе, которого происходит познавательное развитие ребенка. Игра также включена в педагогический процесс, т.е. целенаправленно используется в целях развития детей, следовательно, может использоваться и как средство развития воображения. Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый – его педагогическая позиция, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей следует обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение  представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в сознании новых образов и  идей путём переработки имеющихся представлений и понятий.  Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Выделяются три основные функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная (формирующая).

Фактором формирования воображения  дошкольника является потребно-сть  в  новых  впечатлениях, общения  со  взрослыми, сверстниками, открывающим способы получения впечатлений.  Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций,  воображение должно развиваться путём включения в управление овладением особых средств. 

 В  воображении дошкольника играет большую роль  общий  замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. 

Процесс  функционирования  воображения  старшего дошкольника  характеризуется прежде всего тем, что в возрасте 5-6 лет ребёнок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Кроме того, в этом возрасте ребёнок способен отходить от усвоенных стандартов,  комбинировать их. 

В процессе обучения детей должно формироваться умение выделять не только сами объекты, но и отношения между  ними; умение действовать именно с  отношениями и, главное, умение обобщать эти отношения, приводить их к единству, к целостности. Такое построение образа воображения возможно при движении сознания от целого к частям, от общего к частному, что присуще содержательному обобщению, которое характерно не только для научно-теоретического мышления, но и для процесса создания образов творческой фантазии.

Продуктивная деятельность направлена на получение конкретного продукта (рисунка), в котором должна «опредмечиваться» представления ребенка. Однако целостность образов, которые поражает детское воображение и сознание отличается подвижностью, неопределенностью. Дети не умеют проявлять самостоятельность при переходе от замысла к воплощению, имеют низкий уровень воображения.

Анализ проблемы развития воображения  дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.

Продуктивная деятельность как  всякая познавательная деятельность имеет  большое значение для умственного  воспитания детей, особенно для процесса формирования воображения.

Занятия продуктивной деятельностью  развивают творческое воображение  ребёнка, способствуют развитию мускулатуры  руки, координации движений, развивают  свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность, моделируя  предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в  котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивные виды деятельности дошкольника  включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.

Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения  определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения.

Игровая деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

Подводя итог вышеизложенному следует отметить следующее:

  • продуктивность деятельности обеспечивается за счет обязательного использования образов воображения в предварительном антиципирующем построении базовых компонентов выполняемой деятельности: осознание мотива, цели, управления регуляцией деятельности: планирования, осуществления и коррекции действий, отдельных актов действий;
  • содержательная насыщенность образов воображения, ее базово-эмоциональные, информационно-невербальные, социально-эмоциональные и информационно-вербализованные компоненты оказывают непосредственное воздействие на организацию и осуществление деятельности, на мотивацию деятельности, повышают или понижают продуктивность деятельности;
  • воображение выполняет особые Функции, обеспечивающие осознание базовых компонентов деятельности. Существенное значение в процедуре осознания этих компонентов принадлежит содержательной насыщенности образов воображения, способам построения образов воображения;
  • предполагается, что продуктивность деятельности, отдельных ее этапов, а также качественные характеристики продуктивности деятельности тесно связаны со способами построения новых образов воображения. Отдельные способы позволяют максимизировать деятельность, другие способы минимизируют деятельность;
  • существуют скрытые психологические механизмы, связывающие воображение и продуктивность деятельности, выявление которых позволит за счет целенаправленной организации воображения повышать продуктивность деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 2003. – Т. 1. – 232 с.
  2. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. . – СПб: Детство-пресс; 2007 – 192 с.
  3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: метод. пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – с. 13-15.
  4. Бодрова, Е.В. К проблеме диагностики воображения у дошкольников / Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной практической конференции. Секция 5. Детство и творчество – М.: БИ, 2004. – с. 39-43.
  5. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. / Л.П. Бочкарева. – Ульяновск, 2003. – с. 112-116.
  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – СПб., 2001. – 140 с.
  7. Герасимова, Е.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 – 192 с.
  8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. – М., 2000. – с. 5-10.
  9. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2006. – 179 с.
  10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 2001. – 240с.
  11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  12. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества – Смоленск, 2004. – 155 с.
  13. Дьяченко, О.М.  Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 55-60.
  14. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2006. – №9. – с. 7-13.
  15. Игнатьев, Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека – М.: Знание, 1999. – 232 с.
  16. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб., 2004 – 192 с.
  17. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко – М.: Просвещение. 2003. – 127 с.
  18. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду – СПб.: Речь, 2003.
  19. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288с.
  20. Мануйленко, З.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 33-41.
  21. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 154 с.
  22. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси., 2001. – 187 с.
  23. Психология и педагогика: Уч. пособие / под ред. В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. – М., 1999. – С. 45-47
  24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 421 с.
  25. Смирнова, Е.О. Детская психология / Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  26. Сорокин, В.М. Формирование воображения у младших слабовидящих школьников. – Спб., 2001 – 202 с.
  27. Страхов, И.В. Психология воображения. – Саратов, 2004. – 378 с.
  28. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 137 с.
  29. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. – СПб., 1997. – 234 с.
  30. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. Соч.: М.-Л., 1950. – Т.8. – С. 429-441.

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности