Основные виды деятельности и их развитие у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность

Работа содержит 1 файл

ФГБОУ ВПО.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

на тему:

«Основные виды деятельности и их развитие у человека»

 

 

 

 

 

 

От студентки 1 курса

заочной формы обучения гр.3223-91 факультета ИУИ

Рустамовой Регины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Деятельность.

Психологическая характеристика деятельности

 

Деятельность – это  специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая  потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Деятельность – это  процесс активного отношения  человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом  поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность

 

Структура деятельности

 

Деятельность имеет  свою структуру: мотивы, способы и  приемы, цель и результат.

 Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при  ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание  которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными  в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его  деятельность.

 

Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать  целого ряда актов, связанных друг с  другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний  компоненты.

По своему происхождению  внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью  приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица  деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели). Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

 

 

 

 

Основные виды деятельности

 

Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и  длительный процесс. Выделяют три генетически  сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Выделяют несколько  типов игр.

Нередко в жизни встречаются  смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Типы игр.

Индивидуальные. Игрой  занят один человек.

Групповые. В игру включены несколько индивидов.

Предметные. Связаны с  включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

Сюжетные. Разворачиваются  по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях и т.д.

Учение – это вид  деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.

Учение складывается из следующих компонентов:

усвоения информации о свойствах окружающих предметов  и явлений (знания);

овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);

овладения способами  использования информации для правильного  выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Исторически первичным  видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно  полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного  результата, труд, вместе с тем, и  основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается  тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

В труде существенна  не только его техника, но и отношение  человека к труду. Именно в нем  заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд.

Деятельность человека – это сложное и многообразное  явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической  структуры человека: физиологический, психический и социальный.

 

Возникновение и развитие деятельности у человека.

 

Возникновение и развитие различных видов деятельности у  человека представляет собой сложный  и длительный процесс.

Активность ребенка  только постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Сначала эта активность имеет характер импульсивного поведения. В первые дни после рождения поведение  ребенка ограничивается несколькими  простейшими врожденными реакциями - оборонительными (сужение зрачка при ярком свете или громком звуке, крик и двигательное беспокойство при боли), пищевыми (сосание), лабиринтными (утихание при покачивании) и несколько позже - ориентировочно-исследовательскими (поворот головы к раздражителю, слежение за предметом и др.). С одиннадцатого-двенадцатого дня у младенца начинают формироваться первые условные рефлексы. На их основе развивается в течение первого года исследовательское поведение (хватание, рассматривание, манипулирование), с помощью которого ребенок накапливает информацию о свойствах предметов внешнего мира и осваивает координацию движений. С года под влиянием обучения и подражания начинает формироваться практическое поведение. При помощи его ребенок осваивает человеческие способы употребления вещей н их значение в общественной практике (ложиться спать - в кроватку; сидеть - на стульчике; играть - мячиком; рисовать - карандашом).

В единстве с этими  формами активности развивается  коммуникативное поведение - главное средство, с помощью которого ребенок добивается удовлетворения своих потребностей и желаний, осваивает общественные требования и информацию.

Сначала это поведение реализуется  в доречевых формах (крик, мимика, жестикуляция). С седьмого-восьмого месяца ребенок начинает сначала пассивно, а затем активно осваивать главное средство человеческого общения, взаимодействия и обмена информацией - речевое поведение. Освоение речи создает решающие предпосылки для отделения образов от вещей и действий, выделения значений, их фиксирования и оперирования ими для регулирования поведения.

Таким образом, к видам активности человека можно отнести:

врожденные реакции;

исследовательское поведение;

практическое поведение;

коммуникативное поведение;

речевое поведение.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра.

Известно, что игровое поведение  наблюдается и у молодых животных. Это - всевозможная возня, имитация драк, беготня и т.д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и бросается на него, катает его и хватает, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать прежде всего как. реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Об этом свидетельствует то, что игра у них тормозится при голодании или ограниченном питании, при воздействии высокой температуры среды, наконец, при воздействии химических веществ, повышающих температуру тела или угнетающих активность мозга. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т.е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явление называют «игровым голодом».

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет  возникновение побуждений к игре. Но как и откуда появляются формы  поведения, в которых реализуется  игровая деятельность? Наблюдения показывают, что одни из этих форм входят в круг врожденных инстинктивных действий животного, например охотничье поведение у котенка. Другие же возникают 'из подражания, например повторение детенышами шимпанзе действий взрослых обезьян и людей. Третьи отыскиваются самим животным при его взаимодействии с окружающим миром. Таким образом, источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных - видовые инстинкты, подражание, научение. Поэтому совершаемые детенышами действия не могут не быть аналогичными видовому поведению взрослых. Но у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей - в пище, защите от врагов, ориентировке в среде, для спасения от опасности и т.п. У малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В этом заключается коренная специфическая особенность игрового поведения. Его целью является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются, с ее помощью.

Исследования показывают, что и  у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Как таковая, она связана с функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт. Но игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении со взрослыми и под руководством взрослых. Это обстоятельство определяет принципиальные особенности игровой деятельности детей, порождает коренные отличия ее форм, источников, механизмов, функций и результатов от игр животных.

Параллельно с предметами-орудиями ребенок сталкивается в своей  практике с другим видом вещей - игрушками. Человеческий способ употребления последних - игра, т.е. изображение с их помощью каких-то других, настоящих вещей и действий. Взрослые учат детей этому употреблению игрушек. Они показывают ребенку, как нужно поить куклу, укачивать ее, водить гулять, как кормить игрушечного медвежонка, возить машину и т.п.

Однако само отношение к игрушке  как к изображению «настоящей»  вещи возникает у ребенка только в связи с включением в игровую  деятельность слова.

Маленький ребенок (от года до двух лет) еще не может, например, перенести действия укачивания, кормления с куклы на палочку. Он не может изобразить действие без соответствующего предмета или перенести это действие с одного предмета на другой. Такие операции становятся возможны только по мере овладения речью. Чтобы начать обращаться со щепкой, как с куклой, ребенок должен назвать ее, как свою куклу (например, «Катя»). Чтобы он перенес действия кормления с куклы на лошадку, взрослые должны сказать ему: «Корми лошадку». Позже слово делает для ребенка возможным и самостоятельный перенос наблюдаемых действий взрослых над «настоящими» вещами на игрушку. Усвоив значение слова через практические действия или наблюдение за действиями взрослых, ребенок переносит вместе со словом эти действия на игровой предмет. Игра здесь заключается в отделении действий, определяющих значение предмета, от самого этого предмета и переносе их на другой предмет игрушку. Благодаря игре происходит практическое отделение значения слова от внешнего вида вещи и связывание этого значения с действиями над вещью, ее функцией в человеческой практике.

Информация о работе Основные виды деятельности и их развитие у человека