Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ-развитие творчеких способностей-психогенетика креативности.docx

— 80.53 Кб (Скачать)

          Аналогичные выводы о высокой  тревожноности и  плохой  адаптированности  творческих людей к социальной  среде приводятся в ряде  других  исследований. Такой специалист, как  Ф.  Баррон,  утверждает,  что,  для  того  чтобы  быть  творческим,  надо  быть  немного   невротиком;  следовательно,  эмоциональные  нарушения, искажающие «нормальное»  видение  мира,  создают   предпосылки  для нового подхода  к действительности.

    Ч. Ломброзо отмечает необычайную, доходящую  до болезненности впечатлительность  одаренных и гениальных людей. Дидро  думал, что «природа не создала более  чувствительной души, чем моя». Поэт Галлер писал о себе, что бывает тронут до слез, когда читает описания какого-нибудь великодушного поступка, и что эта чувствительность придает  его стихотворения тот страстный  тон, которого нет у других поэтов.

    Высокая впечатлительность рождает и  высокое самомнение и тщеславие. Ч. Ломброзо пишет о некоем аббате Каньоли, который до того гордился своей  поэмой о битве при Аквилее, что  приходил в ярость, когда кто-нибудь из литераторов не раскланивался  с ним. «Как, вы не знаете Каньоли?» - спрашивал он. Лафонтен писал, что  гений раздражается всем, и что  для обычного человека кажется просто булавочными уколами, то для гения  представляется ударом кинжала.

    С высокой впечатлительностью связана  и влюбчивость гениев. Ч. Ломброзо пишет, что Данте и Альфиери были влюблены в 9 лет, Каррон и Байрон –  в 8 лет, Руссо – в 11. Известен список из многих десятков женщин, в которых  был влюблен А. С. Пушкин. Сергей Есенин имел в течение своей относительно короткой жизни только официальных  шесть жен. 
 

    Заключение 
 

   Определяющее  значение в творческом процессе имеет  сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс - не стихийный или бессознательный  акт. Он зависит от способностей, характера  и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической  мысли. Оно тесно связано с  социальной жизнью. Общественная жизнь  и ее различные стороны создают  дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом  творчества.

     Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей являются: 

     1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

     1. Раннее физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

     2. Создание обстановки, опережающей  развитие ребенка. 

     3. Самостоятельное решение ребенком  задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей. 

     4. Предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, чередовании  дел,  продолжительности занятий  одни делом и т.д. 

     5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 

     6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления  ребенка к творчеству. 

     Но  создание  благоприятных условий  недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей.

     Развитие  способностей в значительной мере зависит  от условий, позволяющих реализоваться  задаткам. Одним из таких условий  являются особенности семейного  воспитания. Если родители проявляют  заботу о развитии способностей своих  детей, то вероятность обнаружения  у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены  сами себе.

     Формирование  творческой личности – это процесс, который имеет свои этапы. Поскольку  развитие личности и деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в определенный период, то впоследствии ее развитие очень затруднительно, а то и вовсе невозможно.

     Особенностями творческого мышления являются: оригинальность идей, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая  спонтанная гибкость.

     Творчески продуктивная личность обладает креативностью, широтой интересов и увлечений, мечтательностью, чувствительностью, впечатлительностью, богатым внутренним миром, эстетической восприимчивостью, нонконформизмом, смелостью, естественностью, непосредственностью, эмоциональностью.

     Креативность  – системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое  не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического  развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и  т.д. Таким образом, понятие креативности расширяется до бесконечности и  вследствие этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует хотя бы обозначать, о какой креативности идет речь: креативности как способности  или креативности как особенности  личности (личности-креативе). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

  1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
  3. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000., с. 97.
  4. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
  5. Годфруа Ж. Психология: В 2 т. - М.: Мир, 1992. - Т. 1., с. 436
  6. Ересь Е. П. Способности и их развитие. – М.: Знание, 1957 – 32 с.
  7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Питер, 2009 – 448 с.
  8. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 149-152.
  9. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978., с. 6-36.
  10. Маклаков А. Г. Общая психология. Питер, 2009 – 592 с.
  11. Разумникова О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии, 1999, № 5., с. 2-3
  12. Рогов. Е. Н. Психология для студентов ВУЗов. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 560 с.
  13. Торшина В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4, с. 6.
  14. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» / / Психологический журнал, 1983, Т. 4. № 5.
  15. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983.
  16. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. – М.: Ин-т практ. Психологии Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – 285 с.
 

Интернет-ресурсы: 

  1. http://www.intellectrate.ru/tipisposobnosti.htm
  2. http://syntone.ru/library/psychology_dict/zadatki.php

Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности