Развитие творческих способностей: психогенетика креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И, несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности в условиях творческой самореализации.

Содержание

Введение..........................................................................................................................................3
1 Теоретические подходы к диагностике воспитательной работы в классе как функции классного руководителя..................................................................................................................5
Функции классного руководителя ..........................................................................................5
Диагностика в работе классного руководителя .....................................................................8
Планирование диагностики воспитательной работы классного руководителя ...............11
Содержание и методы изучения школьников......................................................................17
2 Программа и план классного руководителя...............................................................................20
2.1 Программа классного руководителя.....................................................................................20
2.2 План классного руководителя................................................................................................23
3 Экспериментальная работа по педагогической работе в системе работы классного руководителя. Выявление качества воспитанности учеников..................................................28
3.1 Методика и ход исследования................................................................................................28
3.2 Анализ результатов исследования..........................................................................................29
Заключение......................................................................................................................................31
Список использованных источников.....................

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ-развитие творчеких способностей-психогенетика креативности.docx

— 80.53 Кб (Скачать)

    Лишь  по прошествии полувека пришло осознание  того, что признаком высокой одаренности  является не столько ловкость в решении  тестовых задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное –  оригинальность его продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность  ума практически не выявляют. Она  требует пристального изучения и  создания соответствующих методов  оценки.

    В английском языке эта особенность  получила название креативности. Ввиду  неблагозвучия буквального перевода, который по-русски звучал бы как  «творческость», англоязычный термин утвердился и в русском языке [13].

    Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. Вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи  связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями  мышления. В частности, известный  американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям  свойственно так называемое дивергентное мышление [5].

    Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного  решения, а начинают искать решения  по всем возможным направлениям с  тем, чтобы рассмотреть как можно  больше вариантов. Такие люди склонны  образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают  и используют только определенным образом, или формировать связи между  двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

    1. Быстрота - способность высказывать  максимальное количество идей (в  данном случае важно не их  качество, а их количество)

    2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

    3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах,  решение несовпадающих с общепринятыми).

    4. Законченность - способность совершенствовать  свой «продукт» или придавать  ему законченный вид.

    Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и  музыкантов, выделяет следующие творческие способности [9]:

    1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

    3. Способность применить навыки, приобретенные  при решении одной задачи к  решению другой.

    4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя ее на части.

    5. Способность легко ассоциировать  отдаленные понятия.

    6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную  минуту.

    7. Гибкость мышления.

    8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы  до ее проверки.

    9. Способность включать вновь воспринятые  сведения в уже имеющиеся системы  знаний.

    10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое  из того, что привносится интерпретацией.

    11. Легкость генерирования идей.

    12. Творческое воображение.

    «Креативность» - так озаглавил Дж. Гилфорд свой доклад, сделанный при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации в 1950 г. В этом докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты.

    Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест на необычное использование  предметов, в котором испытуемому  предлагалось придумать как можно  больше вариантов применения самых  обычных предметов (например, кирпичей). Многие исследователи приняли предложение  Гилфорда, и тесты на «нестандартное мышление» быстро превратились в  главный инструмент измерения креативности.

    Но  методическими новациями вклад  Гилфорда не исчерпывается. Гилфорд  и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих  креативность. Среди них – беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

    В 1967г. Гилфорд объединил эти факторы  в общем понятии «дивергентное  мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению  с конвергентным мышлением, ориентирующимся  на известное, тривиальное решение  проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее  предписанного, установленного пути решения.

    В большинстве выполненных в этом ключе исследований при оценке креативности во внимание принимаются, как правило, два главных показателя - количество сформулированных испытуемым идей и  степень их редкости по сравнению  с ответами других испытуемых. Со временем, однако, выяснилось, что данные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначными свидетельствами наличия  креативности как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или «редкостью», ответа могут стоять совершенно разные психологические  явления: собственно оригинальность как  проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как  проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности  либо психическая неадекватность.

         В свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания: 1) оригинальность (статистическая редкость); 2) осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки – «скрепку можно съесть» - креативным не является); 3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений); 4) объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

    Ряд ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно  к их полезности, невозможно будет  отделить креативные идеи от эксцентричных  или шизофренических, которые также  могут быть оригинальными, но при  этом неэффективными.

    Так, Э. Кропли считает вообще необходимым  отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет признак  новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже  существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к  креативности.

    Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной  креативности, как, например, высокий  уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи  квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или мечтаний».

    Уязвимость  традиционного подхода к креативности состоит даже не в том, что оригинальность трактуется просто как маловероятная  идея, то есть чисто статистически. Основная беда заключена в самой инструкции диагностических тестов. В свое время Бетховен говорил: «Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об этом думал». Но тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего количества неординарных ответов, стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и ряд обходных искусственных приемов, повышающих количество неординарных ответов и никак не связанных с механизмами творчества.

    По  этой причине высокие показатели креативности нередко фиксируются  у детей со сниженным интеллектом  и высоким мотивом достижений, что скорее свидетельствует о  компенсаторных механизмах и психологической  защите. Оригинальность подчас может  выступать просто как вычурность или свидетельствовать о нарушении  селективных процессов, наблюдаемом  при некоторых душевных заболеваниях. Во многих работах (в частности, В.Н. Дружинина) показано, что высокая  оригинальность свидетельствует о  невротизации личности [11].

    Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью  мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное  творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным  построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  или действий, а создание новых  образов или действий, и будет  принадлежать к этому второму  роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий  наш прежний опыт, он есть также  орган комбинирующий, творчески  перерабатывающий и созидающий из элементов  этого прежнего опыта новые положения  и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и  умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно  воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [3].

    П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии  имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и  сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет  выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных  Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность  в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности  идей.

    Американскими психологами проведен обширный цикл работ по выяснению связи креативности и интеллектуальности. Это, прежде всего, работы самого Гилфорда, который считал, что интеллектуальные способности  в своем развитии ведут к креативности.

    П. Торренс в своих экспериментах  получил определенную корреляцию между  показателями IQ и креативности, но считал, что она не настолько высока, чтобы  судить о креативности по тестам интеллекта: в его экспериментах 2/3 креативных испытуемых «выпали» при тестировании интеллектуальности. К. Тейлор и Д. Холанд установили, что интеллектуальность и креативность неразличимы, пришли к выводу о том, что креативность - «особая точка» индивидуальных свойств, которая не бывает независимой от общей интеллектуальности. Р. Марч, М. Эдвардс, Т. Хазан получили высокую корреляцию IQ и креативности - в их исследованиях это оказались почти сходные способности. А Дж. Гетцельс, П. Джексон, Ж. Флешер и другие исследователи пришли к выводу о том, что креативность независима от интеллекта, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкую креативность; однако самые яркие креативные испытуемые имели достаточно высокий IQ.

    Д. Маккиннон, К. Якимото и П. Торренс  пришли к выводу, что для проявления креативности необходим определенный пороговый уровень развития интеллекта; креативность и интеллектуальность связаны до определенного уровня, выше которого креативность является независимой переменной. Эта концепция  получила название «теории порога», или «теории ветвления».

    Несовершенство  прямолинейной системы оценки заставило  отдельных исследователей прибегнуть к обобщенной оценке творческого  потенциала личности по косвенным психологическим  характеристикам. При этом предлагались самые изощренные тесты, как на интеллектуальные, так и на личностные факторы творческой активности. В качестве примера можно  привести тест Ф. Баррона «Нетерпимость  к двусмысленности». По мнению Баррона, интеллектуально одаренные («высококреативные») лица способны выдерживать неловкое или двусмысленное положение  значительно дольше людей нетворческого  склада. Сдержанность в суждениях  позволяет креативному типу увидеть  больше возможностей в решении проблемы.

Информация о работе Развитие творческих способностей: психогенетика креативности